Постановление Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. N 304-АД15-11556
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сотрудник" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2015 по делу N А03-24644/2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сотрудник" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Сотрудник" (далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2015, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе административному органу в удовлетворении требования о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
При рассмотрении доводов жалобы и принятых по делу судебных актов оснований для удовлетворения упомянутой жалобы не установлено.
Как установлено судами, общество осуществляет деятельность по оказанию телематических услуг связи на основании лицензии N 76456, выданной 29.06.2010 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В результате проведения внеплановой выездной проверки административным органом выявлен факт оказания обществом телематических услуг связи абонентам с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии без заключения с абонентами договоров в письменной форме, что является нарушением требований части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пункта 18 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, пункта 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 76456 "Телематические услуги связи". Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 15.12.2014.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 15.12.2014, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и обращения в Арбитражный суд Алтайского края с настоящим заявлением.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Основные требования к деятельности организаций оказывающих услуги телематической связи содержаться в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) и Правилах оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575).
Согласно положениям пунктов 1 и 2 статьи 44 Закона N 126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 5 Условий осуществления обществом деятельности по лицензии N 76456 также содержит требование о том, что лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 18 Правил N 575 оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор (далее - заявитель), подает оператору связи заявление о заключении договора (далее - заявление). Порядок регистрации и форма заявлений устанавливаются оператором связи. Оператор связи обязан оповестить заявителя о регистрации заявления в 3-дневный срок. Оператор связи не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении заявления.
Оценив представленные в дело доказательства и установив, что в нарушение требований части 1 статьи 44 Закона N 126-ФЗ, пункта 18 Правил N 575, пункта 5 Условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 76456, общество оказывало абонентам телематические услуги связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии в отсутствие заключенных с абонентами в письменной форме договоров на оказание названных услуг, суды пришли к выводу об осуществлении обществом предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и привлекли общество к указанной административной ответственности, назначив ему наказание в виде предупреждения с учетом обстоятельств, связанных с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями.
Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку договоры на оказание названных услуг заключены с абонентами путем совершения конклюдентных действий - размещение обществом на интернет-сайте публичной оферты и заполнение абонентом бланка заказа.
Вместе с тем указанные доводы общества являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Как указали суды, соблюдение требований гражданского законодательства по форме сделки в виде публичной оферты об оказании телематических услуг связи не свидетельствует о соблюдении требований пункта 18 Правил N 575. При этом заключение договора путем совершения конклюдентных действий, устанавливаемых публичной офертой, в соответствии с пунктом 17 Правил N 575, возможно только в случае оказания разовых телематических услуг связи в пунктах коллективного доступа.
Приводимые обществом в поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы связаны с переоценкой доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном правонарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка, оснований для удовлетворения жалобы общества и изменения обжалуемых судебных актов не имеется.
Назначенное судом наказание соответствует санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, общество привлечено судом к ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ суды не установили.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 05.03.2015 по делу N А03-24644/2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сотрудник" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. N 304-АД15-11556 по делу N А03-24644/2014
Текст постановления официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21334/15
15.06.2015 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-21334/15
23.04.2015 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2940/15
05.03.2015 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-24644/14