Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве ДА.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 декабря 2014 г. N 1/36 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Читаэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 14 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" Гафарова С.И., Братухина А.В., Савельевой Е.В., Линченко Н.А., Гузея С.В., Зеленина А.Д., Попелюка А.С., объяснения представителя Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Барышевой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее - ОАО "Читаэнергосбыт") обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующим приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 24 декабря 2014 г. N 1/36 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Читаэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке". С учетом уточнения заявления общество просило произвести корректировку расчета необходимой валовой выручки, дополнительно включить необоснованно исключенные затраты в размере 315 761,02 тыс. руб., установив размер необходимой валовой выручки на уровне 720 221,43 тыс. руб., и принять нормативный акт об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Читаэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на 2015 год.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 14 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления о признании приказа от 24 декабря 2014 г. N 1/36 "Об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Читаэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке" недействующим, обязать орган регулирования произвести корректировку расчета необходимой валовой выручки, дополнительно включить необоснованно исключенные затраты ОАО "Читаэнергосбыт" в размере 315 761,02 тыс. руб., установив размер необходимой валовой выручки на уровне 720 221,43 тыс. руб., и принять нормативный акт об установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Читаэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке на 2015 год.
Прокуратура Республики Бурятия в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 мая 2014 г. N 252 ОАО "Читаэнергосбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" с 1 июня 2014 г. согласно приложению.
Государственное регулирование деятельности ОАО "Читаэнергосбыт" на территории Республики Бурятия осуществляется с 1 июня 2014 г.
Общество 21 ноября 2014 г. обратилось в Республиканскую службу по тарифам Республики Бурятия (далее - Служба по тарифам) с заявлением об установлении сбытовых надбавок на 2015 год с указанием необходимой валовой выручки в размере 785 710,81 тыс. руб.
Приказом от 28 ноября 2014 г. N 1/26 открыто дело об установлении сбытовых надбавок для гарантирующего поставщика ОАО "Читаэнергосбыт" на 2015 год.
Согласно протоколу заседания Коллегии Службы по тарифам от 24 декабря 2014 г. N 1/36 при расчете необходимой валовой выручки ОАО "Читаэнергосбыт" органом регулирования произведена корректировка по статьям затрат: материальные расходы, амортизация основных средств и нематериальных активов, расходы на оплату труда, отчисления на страховые взносы, прочие расходы (услуги по ремонту, оплата работ и услуг сторонних организаций, командировки и представительские расходы, арендная плата, расходы на обеспечение нормальных условий и мер по технической безопасности, расходы на страхование, оплата почтовых расходов, рекламы, списание программ, обслуживание вычислительной и оргтехники, расходы на обеспечение соблюдения стандартов по качеству обслуживания потребителей (покупателей), налоги и сборы), расходы из прибыли, внереализационные расходы (расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей), резерв по сомнительным долгам).
Необходимая валовая выручка общества принята в размере 404 460,41 тыс. руб. Корректировка относительно предложения регулируемой организации составила 381 250,41 тыс. руб. в сторону снижения.
В ходе заседания Коллегии органа регулирования общество выразило несогласие с размером необходимой валовой выручки по статьям затрат: материальные расходы, расходы на оплату труда, расходы из прибыли, прочие расходы, проценты по обслуживанию кредитов, резерв по сомнительным долгам.
Службой по тарифам с учетом экспертного заключения по расчету сбытовой надбавки регулируемой организации издан приказ от 24 декабря 2014 г. N 1/36, которым установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО "Читаэнергосбыт", поставляющего электрическую энергию (мощность) на розничном рынке", с 1 января по 31 декабря 2015 г. согласно приложениям N 1, N 2 к приказу.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, не противоречит требованиям федерального законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии (пункт 2 названной нормы).
При государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала энергии (пункт 3 названной нормы).
Согласно статье 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" на розничных рынках государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов: расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала и метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки).
Регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.
В случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Согласно пунктам 16, 17 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: 1) расходы на топливо; 2) расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); 3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530; 4) расходы на сырье и материалы; 5) расходы на ремонт основных средств; 6) расходы на оплату труда и страховые взносы; 7) расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; 8) прочие расходы.
Как следует из пунктов 22, 23 Правил, регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.
Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).
К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: 1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; 2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность; 3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; 4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; 5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; 6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; 7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Согласно пункту 65 Основ ценообразования (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела об установлении сбытовых надбавок) величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.
Величина сбытовой надбавки гарантирующего поставщика может дифференцироваться по группам (категориям) потребителей. При расчете сбытовой надбавки учитываются величина перекрестного субсидирования, определенная в соответствии с пунктом 65(1) данного документа, а также экономически обоснованные расходы организации, связанные с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, определяемые методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по тарифам, включая: расходы гарантирующего поставщика, связанные с организацией принятия им на обслуживание покупателей электрической энергии с применением особого порядка, включая расходы на обслуживание заемных средств; расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности); иные экономически обоснованные расходы.
Расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей среднюю ставку рефинансирования, рассчитанную на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на год, предшествующий расчетному периоду регулирования, увеличенную на 4 процентных пункта. Аналогичное положение содержится в пункте 22 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 г. N 703-э.
В случае если в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующий поставщик в целях исполнения требования по обеспечению собственного капитала заключил договор страхования предпринимательских рисков или договор банковской гарантии, расходы, связанные с исполнением указанных договоров, при установлении сбытовой надбавки учитываются в размере, не превышающем сумму дохода на инвестированный капитал из расчета требуемого размера собственного капитала и определенного в установленном порядке для этого вида деятельности экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала.
В случае смены в соответствии с основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии гарантирующего поставщика в течение периода регулирования до вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении сбытовой надбавки в отношении организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика, указанной организацией применяется сбытовая надбавка организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика. Решение об установлении сбытовой надбавки в отношении организации, которой был присвоен статус гарантирующего поставщика, принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 30 дней со дня обращения указанной организации в соответствии с абзацем третьим пункта 219 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сбытовая надбавка для указанной организации устанавливается исходя из экономически обоснованных расходов, но не выше величины необходимой валовой выручки, указанной ею в заявке на участие в конкурсе на присвоение статуса гарантирующего поставщика, если в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии выбор победителя конкурса осуществляется с учетом указанной им величины необходимой валовой выручки. При этом сбытовая надбавка должна устанавливаться с учетом применения в периоде регулирования, указанном в настоящем абзаце, сбытовой надбавки организации, ранее осуществлявшей функции гарантирующего поставщика.
В рассматриваемом случае сбытовая надбавка общества на 2014 год установлена приказом Службы по тарифам от 2 октября 2014 г. N 1/16, в связи с чем фактические данные базового периода регулирования, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, отсутствуют.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что определение состава затрат и оценка их экономической обоснованности выполнены органом регулирования в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Службой по тарифам проведена экспертиза экономического обоснования предложения по расчету необходимой валовой выручки.
Экспертиза выполнена с учетом вышеперечисленных требований Правил к проведению экспертизы.
Для определения необходимой валовой выручки на сбытовую деятельность экспертами использовались данные, представленные ОАО "Читаэнергосбыт".
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
По статье "Затраты на оплату труда" обществом заявлены расходы в сумме 302 681,58 тыс. руб. с учетом численности 701 человек и среднемесячной заработной платы на одного работника 35 982 руб.
По статье "Отчисления на страховые взносы" обществом предложены затраты в размере 90 542,7 тыс. руб.
Для анализа Службе по тарифам представлены: расчет расходов на оплату труда, штатное расписание, расчетные ведомости по оплате труда по каждому сотруднику, коллективный договор между Администрацией общества и трудовым коллективом на 2013 - 2014 г. с приложениями, приказы ОАО "Читаэнергосбыт" "Об изменении тарифных ставок и должностных окладов", Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 г. с приложением, статистическая форма N П-4, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за полугодие 2014 года.
На основании представленных материалов расходы по затратам на оплату труда приняты в размере 227 675,23 тыс. руб. с учетом численности персонала 606,5 чел. и среднемесячной заработной платы на одного работника 31 282,66 руб.
Из пояснений органа регулирования следует, что размер фонда оплаты труда определен с учетом фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования. Поскольку на день принятия решения Службы по тарифам соответствующие сведения имелись за период с июня по ноябрь 2014 года - при определении фактической численности работников за расчетный период принята среднесписочная численность за имеющийся период. При этом предложения по фактической численности представлены обществом в виде среднесписочной согласно статистической форме N П-4.
Суд первой инстанции признал обоснованным расчет средней заработной платы, предложенный органом регулирования (т. 1, л.д. 224), а также проанализировал фактические затраты по заработной плате работников общества. Поскольку факт выплаты вознаграждения по итогам работы за год не подтвержден представленными документами, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Служба по тарифам правомерно исключила заявленные расходы из названного расчета.
Из материалов дела также следует, что процент выплат, связанный с режимом работы, процент текущего премирования, процент выплат вознаграждений за выслугу лет, выплат по районным коэффициентам и северным надбавкам приняты на уровне установленных на 2014 год в связи с отсутствием фактических затрат базового периода.
По отчислениям на страховые взносы орган регулирования принял затраты в размере 68 757,92 тыс. руб. с учетом отчислений на страховые взносы в размере 30,2% от фонда оплаты труда. Снижение затрат относительно предложения общества составило 21 784,78 тыс. руб. и связано с корректировкой фонда оплаты труда на регулируемый период.
В соответствии с пунктом 22 Методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков и размера доходности продаж гарантирующих поставщиков, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 октября 2012 г. N 703-э, расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности), учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей средней ставки рефинансирования, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта. При этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина, не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии (мощности) всем группам потребителей на базовый период регулирования, которая определяется как произведение объема поставки электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования в соответствии со сводным прогнозным балансом на конечные цены (тарифы) для каждой группы потребителей, в базовом периоде регулирования.
При расчете необходимой валовой выручки расходы на формирование резерва по сомнительным долгам учитываются в размере не более 1,5 процента от валовой выручки на базовый период регулирования.
Согласно пункту 30 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включаются внереализационные расходы, в том числе расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. При этом в составе резерва по сомнительным долгам может учитываться дебиторская задолженность, возникшая при осуществлении соответствующего регулируемого вида деятельности. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и исключается из необходимой валовой выручки в следующем периоде регулирования с учетом уплаты налога на прибыль организаций.
Затраты по внереализационным расходам заявлены регулируемой организацией на 2015 год в размере 220 265,2 тыс. руб., в том числе на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей), - 81 858,28 тыс. руб., на создание резерва по сомнительным долгам - 120 281,55 тыс. руб., другие внереализационные расходы - 18 125,41 тыс. руб. В обоснование общество представило расчет необходимой прибыли, пояснительную записку, расчеты.
Поскольку ОАО "Читаэнергосбыт" осуществляет регулируемый вид деятельности на территории Республики Бурятия с 1 июня 2014 г., расходы на оплату кредитов, создание резерва по сомнительным долгам рассчитаны исходя из размера выручки, предложенной обществом на 2014 год.
Службой по тарифам приняты расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей), в размере 11 836,12 тыс. руб., на создание резерва по сомнительным долгам - 17 391,85 тыс. руб., другие внереализационные расходы - 2 368,25 тыс. руб. Всего - 31 596,22 тыс. руб.
Расходы на приобретение контрольно-кассовых машин (ККМ) и электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ) предложены обществом в составе материальных расходов в размере 994,0 тыс. руб. и 1 440,0 тыс. руб. соответственно, в обосновании представлена пояснительная записка. Расходы приняты по предложению регулируемой организации.
Одновременно общество заявило расходы на техническое обслуживание и ремонт ККМ в сумме 3 227,54 тыс. руб., расходы на приобретение ККМ и ЭКЛЗ и замену ЭКЛЗ в сумме 2 434,0 тыс. руб. в составе прочих расходов по статье "Услуги по ремонту и обслуживанию ККМ", представив договоры от 16 июня 2014 г. N 151 с ООО "Техно-Ас", от 21 мая 2014 г. с ООО "Гелиос-С" (ООО "Улан-УдэТоргтехника"), расчет на 2014 год, акты выполненных работ и пояснительную записку.
Поскольку затраты на приобретение ККМ и ЭКЛЗ уже учтены по статье "Материальные расходы", то расходы по статье "Услуги по ремонту и обслуживанию ККМ" в этой части исключены.
При этом Служба по тарифам включила в состав необходимой валовой выручки экономически обоснованный размер расходов по статье "Услуги по ремонту и обслуживанию ККМ" в размере 241,98 тыс. руб. исходя из актов выполненных работ, с учетом индекса потребительских цен на 2014 год, в соответствии со Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия отклоняет довод общества, изложенный в апелляционной жалобе, о том, что орган регулирования не принял расходы по техническому обслуживанию ККМ и замене ЭКЛЗ.
Затраты на командировки приняты на основании представленных документов в размере 367,8 тыс. руб. При этом учтены затраты, утвержденные на 2014 год с учетом индекса потребительских цен на 2014 год, в соответствии со Сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год.
В силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами (пункт 34 Основ ценообразования).
Расходы по арендной плате предложены регулируемой организацией в размере 25 634,37 тыс. руб. В состав данных расходов общество включило аренду офисных помещений, автомобилей, гаражных боксов, стояночных мест в частных гаражах, четырехкомнатной квартиры в г. Улан-Удэ. В обоснование расходов представлены договоры аренды жилого (нежилого) помещения, транспорта и земельных участков, протоколы заседания Центрального закупочного комитета ОАО "Читаэнергосбыт", расчет платы за аренду прочего имущества на 2015 год на сумму 25 634,37 тыс. руб., счета-фактуры на оплату и пояснительная записка.
Поскольку в представленных материалах отсутствовала информация о величине амортизации, налога на имущество и прочих обязательных платежах, связанных с владением данным имуществом, орган регулирования произвел анализ представленных договоров, заключенных по результатам проведения закупочных процедур.
В результате проведенного анализа Служба по тарифам приняла расходы по данной статье в размере 16 886,72 тыс. руб.: расходы на аренду административных зданий, автомобилей и земельных участков. Орган регулирования исключил затраты по договорам, подписанным в одностороннем порядке, по договорам, к которым не представлены протоколы заседания Закупочной комиссии общества по выбору поставщика услуги, а также по договорам, заключенным с физическими лицами, так как физическим лицом бухгалтерский учет имущества не ведется, амортизация не начисляется.
Кроме того, исключены затраты, связанные с арендой четырехкомнатной квартиры, поскольку необходимость в аренде этой квартиры не подтверждена.
Причины корректировок заявленных расходов по другим статьям затрат Службой по тарифам также приведены. Судом первой инстанции дана мотивированная оценка выводам органа регулирования.
Таким образом, по результатам экспертизы предложения об установлении сбытовых надбавок Службой по тарифам не учтены экономически необоснованные расходы, при этом орган регулирования указал в экспертном заключении причины исключения конкретных величин расходов при установлении сбытовых надбавок. Выводы Службы по тарифам относительно экономической необоснованности заявленных расходов по статьям затрат Судебная коллегия считает правильными.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 14 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Читаэнергосбыт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 73-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был