Постановление Верховного Суда РФ от 21 августа 2015 г. N 44-АД15-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Насибуллина Р.Ф. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 31 Орджоникидзевского района г. Перми от 20 октября 2014 г, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 24 февраля 2015 г., вынесенные в отношении Насибуллина Р.Ф. по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 31 Орджоникидзевского района г. Перми от 20 октября 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 декабря 2014 г. и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 24 февраля 2015 г., Насибуллин Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Насибуллин Р.Ф. просит отменить постановления, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет назначение административного наказания.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет административную ответственность, установленную частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 12 августа 2014 г. инспектором ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми в отношении Насибуллина Р.Ф. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому 12 августа 2014 г. в 12 часов 20 минут по адресу: г. Пермь, ул. Соликамский тракт, 1, Насибуллин Р.Ф., ранее постановлением инспектора ДПС полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Перми от 2 июля 2014 г., вступившим в законную силу, подвергнутый административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, повторно управлял автомобилем "...", транзитный номер ... (срок действия которого истек), не зарегистрированным в установленном порядке.
Данные обстоятельства явились основанием для привлечения Насибуллина Р.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С состоявшимися по делу решениями согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как усматривается из материалов дела, при составлении протокола об административном правонарушении Насибуллин Р.Ф. указывал, что автомобиль, которым он управлял 12 августа 2014 г., приобретен 10 августа 2014 г. (л.д. 2).
В ходе производства по делу Насибуллин Р.Ф. заявлял, что автомобиль ... он приобрел на основании договора купли-продажи 10 августа 2014 г. (л.д. 26). Ранее заключенный договор купли-продажи данного транспортного средства от 2 июля 2014 г., расторгнут 5 июля 2014 г. в связи с неисправностями автомобиля (л.д. 24, 25). Регистрационный знак "Транзит", срок действия которого истек, выдан прежнему владельцу, в связи с чем требования закона о регистрации транспортного средства в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" на него (Насибуллина Р.Ф.) не распространяется. Десятисуточный срок, установленный законом для регистрации транспортного средства, с момента приобретения автомобиля (10 августа 2014 г.) не истек.
Доводы аналогичного содержания Насибуллин Р.Ф. приводит в настоящей жалобе.
Административная ответственность, установленная частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Такой порядок регистрации транспортных средств установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 данных Правил собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.
Аналогичные требования закреплены в пункте 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Также в соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
Как усматривается из материалов дела, 2 июля 2014 г. между Н. (Продавец) и Насибуллиным Р.Ф. (Покупатель) заключен договор купли-продажи автомобиля ..., 2003 года выпуска, идентификационный номер ... (л.д. 24).
5 июля 2014 г. данный договор расторгнут по соглашению сторон ввиду выявленных существенных недостатков автомобиля - поломки автоматической коробки передач (л.д. 25).
10 августа 2014 г. Н. (Продавец) и Насибуллин Р.Ф. (Покупатель) заключили договор купли-продажи автомобиля, согласно которому Продавец продает, а Покупатель покупает автомобиль "...", 2003 года выпуска, идентификационный номер ... (л.д. 26).
Наличие данных договоров в ходе производства по делу не опровергнуто.
На момент управления Насибуллиным Р.Ф. автомобилем "..." предусмотренный указанными выше нормативными правовыми актами срок для регистрации транспортного средства не истек, что исключает наличие в действиях Насибуллина Р.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 31 Орджоникидзевского района г. Перми от 20 октября 2014 г, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 24 февраля 2015 г., вынесенные в отношении Насибуллина Р.Ф. по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Насибуллина Р.Ф. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Насибуллина Р.Ф. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 31 Орджоникидзевского района г. Перми от 20 октября 2014 г, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 19 декабря 2014 г. и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 24 февраля 2015 г., вынесенные в отношении Насибуллина Р.Ф. по делу административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 21 августа 2015 г. N 44-АД15-3
Текст постановления официально опубликован не был