Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 56-АПГ15-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грудьевой Л.В. о признании противоречащим федеральному законодательству постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 г. N 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго", по апелляционной жалобе Грудьевой Л.В. на решение Приморского краевого суда от 10 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Грудьева Л.В. обратилась в Приморский краевой суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству постановлений департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2011 г. N 80/7 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" (далее - постановление от 27 декабря 2011 г. N 80/7), от 25 декабря 2012 г. N 87/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" (далее - постановление от 25 декабря 2012 г. N 87/1), от 18 декабря 2013 г. N 79/6 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" (далее - постановление от 18 декабря 2013 г. N 79/6) и от 19 декабря 2014 г. N 64/5 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" (далее - постановление от 19 декабря 2014 г. N 64/5), которыми установлены тарифы на тепловую энергию на 2012-2015 годы.
Определением судьи Приморского краевого суда от 13 марта 2015 г., оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 апреля 2015 г., Грудьевой Л.В. отказано в принятии заявления в части оспаривания постановлений Департамента по тарифам Приморского края от 27 декабря 2011 г. N 80/7, от 25 декабря 2012 г. N 87/1, от 18 декабря 2013 г. N 79/6, утратившим силу на момент обращения заявителя в суд.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является оспаривание постановления департамента по тарифам Приморского края от 19 декабря 2014 г. N 64/5.
Решением Приморского краевого суда от 10 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления об оспаривании указанного нормативного правового акта отказано.
Не согласившись с решением суда, Грудьева Л.В. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционный жалобой, в котором просит отменить определение судьи Приморского краевого суда от 13 марта 2015 г. определение Судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 16 апреля 2015 г. и решение Приморского краевого суда от 10 апреля 2015 г., как вынесенных с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования в полном объеме.
Грудьева Л.В., Департамент по тарифам Приморского края, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе, Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является, в том числе, метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Частью 2 статьи 10 указанного Закона установлено, что срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не предусмотрено федеральными законами и решениями Правительства Российской Федерации.
Аналогичные положения о продолжительности срока действия установленных тарифов содержатся в пункте 15 Основ ценообразования.
Согласно пункту 6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения они устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
В соответствии с частью 2 статьи 5, частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении установление тарифа на тепловую энергию (мощность) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Приморского края таким органом в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па "О переименовании Региональной энергетической комиссии Приморского края и об утверждении Положения о департаменте по тарифам Приморского края" (далее - Положение) является департамент.
При рассмотрении дела судом установлено, что КГУП "Примтеплоэнерго", осуществляющее регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, 30 апреля 2014 г. обратилось в Департамент по тарифам Приморского края с заявлением об утверждении тарифов на 2015 год.
Предлагаемые для утверждения тарифы установлены методом обоснованных затрат. Вместе с заявлением представлен расчет на тепловую энергию, отпускаемую предприятием и необходимые документы.
Распоряжением директора департамента по тарифам от 7 мая 2014 г. открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию, назначен уполномоченный по делу, утверждена экспертная группа.
В соответствии с пунктом 28 Правил регулирования цен (тарифов) экспертной группой была проведена экспертиза предложений КГУП "Примтеплоэнерго" и составлено соответствующее заключение.
По результатам рассмотрения представленных документов на заседании правления департамента, с учетом положений пункта 30 Правил регулирования цен (тарифов), 19 декабря 2014 г. принято оспариваемое постановление N 64/5, согласно которому установлены и введены в действие с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. тарифы на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" согласно приложениям N 1 и N 2.
В соответствии с приложением N 1 одноставочные тарифы на тепловую энергию для потребителей КГУП "Примтеплоэнерго" в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. составляют 3 334,66 руб./Гкал., с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 3 734,33 руб./Гкал.; для населения с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. составляют 3 934,90 руб./Гкал, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 4 406,51 руб./Гкал.
В приложении N 2 тарифы на тепловую энергию на коллекторах КГУП "Примтеплоэнерго", установленные для потребителей, исключая население, составляют с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. 2 698,89 руб., с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 2 968,13 руб.
Пунктом 1 части 3 статьи 7, пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность) поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. N 227-э/З на 2015 год для Приморского края максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту, с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. установлена в размере 100%., с 1 июня 2015 г. по 31 декабря 2015 г. в размере 114,1%.
Рост тарифов на тепловую энергию, установленных оспариваемым постановлением департамента для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. составил 100%, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 112%; для населения с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 100%, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. - 112%.
Таким образом, принимая во внимание, что тарифы, установленные постановлением от 19 декабря 2014 г. N 64/5, соответствуют величине роста тарифов на тепловую энергию (мощность), утвержденной Федеральной службой по тарифам, и установлены с учетом и в соответствии с требованиями действующего законодательства в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы Грудьевой Л.В. о необоснованности установления постановлением от 19 декабря 2014 г. N 64/5 тарифов на тепловую энергию для населения, а также о противоречии указанного постановления требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере установления тарифов на тепловую энергию, не подтверждены ни нормативно, ни документально.
Ссылка заявителя жалобы на определение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2012 г. N 56-АПГ12-12 также является необоснованной, поскольку предметом судебной проверки по названному делу являлись нормативные правовые акты, регулирующие отношения в социальной сфере, что не свидетельствует о незаконности принятого департаментом постановления N 64/5.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно признаны судом несостоятельными.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 10 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Грудьевой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 56-АПГ15-33
Текст определения официально опубликован не был