Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 8-АПГ15-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Хаменкова В.Б. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению заместителя прокурора Ярославской области и апелляционным жалобам Ярославской областной Думы и губернатора Ярославской области на решение Ярославского областного суда от 3 июля 2015 года, которым удовлетворено заявление Симона А.A. об оспаривании пункта 4 статьи 91 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Ярославской областной Думы Красновой О.М. и Маркова Н.В., представителя губернатора Ярославской области Штарева П.В., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
27 мая 2003 года Ярославской областной Думой принят, а 2 июня 2003 года губернатором Ярославской области подписан Закон Ярославской области N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области), текст которого официально опубликован 8 июня 2003 года в издании "Губернские вести" N 37.
Пунктом 4 статьи 91 Закона Ярославской области установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе соответствующая избирательная комиссия назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье сентября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если дополнительные выборы, в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 11 настоящего Закона, не могут быть назначены на второе воскресенье сентября, они должны быть проведены не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий Ярославская областная Дума, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению соответствующей избирательной комиссии могут быть сокращены на одну треть.
Симон А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного законоположения в той части, в которой полномочия по назначению дополнительных выборов в избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по этому одномандатному избирательному округу, возложены на соответствующую избирательную комиссию.
В обоснование заявленного требования Симон А.А. указал на то, что оспариваемая им норма противоречит пункту 2 статьи 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также статьям 10 и 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", положения которых не наделяют избирательные комиссии правом на назначение дополнительных выборов.
Решением Ярославского областного суда от 3 июля 2015 года заявленное Симоном А.А. требование удовлетворено: признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 4 статьи 91 Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" в части наделения соответствующей избирательной комиссии полномочиями по назначению дополнительных выборов в избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по этому одномандатному избирательному округу.
В апелляционных жалобах Ярославской областной Думы и губернатора Ярославской области и апелляционном представлении заместителя прокурора Ярославской области ставится вопрос об отмене судебного решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Положениями подпунктов "в", "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации и порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом.
Во исполнение указанных полномочий региональным законодателем был принят Закон Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области", положения которого определяют порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области. При этом пунктом 4 статьи 91 данного Закона установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата дополнительные выборы назначает соответствующая избирательная комиссия.
Удовлетворяя заявленные Симоном А.А. требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что понятие "уполномоченный на то орган", содержащееся в пункте 1 статьи 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и понятие "орган, уполномоченный на то законом", содержащееся в пункте 8 статьи 71 этого же Закона, употреблены федеральным законодателем в одном смысловом значении.
В этой связи суд исходил из того, что положения федерального законодательства не относят избирательную комиссию к тем уполномоченным органам, на которые возлагается право назначать выборы в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
С данными выводами суда первой инстанции Судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Выборы в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований проводятся на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иных федеральных законов, Устава Ярославской области и вышеуказанного Закона Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области".
Нормативное регулирование общего порядка назначения выборов установлено статьей 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с которой выборы указанных в пункте 1 статьи 8 данного Федерального закона органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.
В соответствии с подпунктом в) пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 2 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" "уполномоченными на то органами" то есть органами, правомочными на назначение основных (общих, очередных) выборов определены: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, представительный орган муниципального образования.
Вместе с тем наряду с общим порядком назначения выборов статьей 71 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регламентированы процедуры повторного голосования, повторных и дополнительных выборов.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы.
Из буквального толкования приведенных законоположений следует, что законодателем предусмотрено разграничение компетенции органов уполномоченных на принятие решения о назначении выборов. При этом, если вопрос о назначении основных (общих, очередных) выборов отнесен к исключительной компетенции уполномоченного органа или должностного лица, определенных федеральным законом, то вопрос определения органа, уполномоченного на решение вопроса о назначении дополнительных и повторных выборов отнесен к компетенции регионального законодателя, который наделен соответствующими полномочиями в силу вышеприведенных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Аналогичным образом федеральным законодателем урегулирован вопрос в отношении разграничения полномочий по назначению основных и повторных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, в соответствии с положениями части 2 статьи 5 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" назначение выборов депутатов Государственной Думы нового созыва относится к полномочиям Президента Российской Федерации, а, согласно части 1 статьи 97 этого же Федерального закона вопрос назначения дополнительных выборов отнесен к компетенции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что положения пункта 4 статьи 91 Закона Ярославской области, которыми в качестве органа, уполномоченного на принятие решения о назначении дополнительных выборов в органы государственной власти и местного самоуправления Ярославской области, определена соответствующая избирательная комиссия, федеральному законодательству не противоречат, в связи с чем выводы суда первой инстанции о признании оспариваемой нормы закона недействующей являются неверными.
При таких обстоятельствах, решение суда ввиду неправильного применения норм материального права является незаконным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного Симоном А.А. требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярославского областного суда от 3 июля 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Симона A.A. об оспаривании пункта 4 статьи 91 Закона Ярославской области от 2 июня 2003 года N 27-з "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" отказать.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 сентября 2015 г. N 8-АПГ15-19
Текст определения официально опубликован не был