Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.А. Гришко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.А. Гришко оспаривает абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим данного пункта; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 данного Федерального закона.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, примененное в его деле судами общей юрисдикции, по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не соответствует статьям 27 (часть 1) и 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет после издания приказа об увольнении с военной службы прекращать служебные отношения с военнослужащим до предоставления ему жилого помещения по избранному месту жительства.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.А. Гришко материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя.
Оспариваемое заявителем законоположение, изданное в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации, предусматривает для граждан право приобрести жилье за счет средств федерального бюджета по избранному в связи с увольнением с военной службы постоянному месту жительства и содержит запрет на увольнение военнослужащего, который не обеспечен жильем, без его согласия.
Как следует из представленных материалов, В.А. Гришко приказ об увольнении с военной службы, изданный в 2010 году на основании его ходатайства, не оспаривал и был признан судами обеспеченным жильем по соответствующим нормативам по месту прохождения военной службы.
С учетом изложенного абзац второй пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", закрепляющий дополнительную гарантию реализации военнослужащими права на жилище, не может расцениваться как нарушающий конституционные права заявителя, который на основании данной нормы, применяемой во взаимосвязи с иными положениями указанного Федерального закона, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному им месту постоянного жительства.
Установление же и исследование фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, в том числе реальной обеспеченности семьи заявителя жильем по месту прохождения службы и содержания его волеизъявления при увольнении с военной службы, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришко Владимира Андреевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1889-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гришко Владимира Андреевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был