Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина О.И. Кишинского к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.И. Кишинский оспаривает конституционность подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, не противоречащей данному Федеральному закону), закрепляющего право лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста.
Как следует из представленных материалов, территориальным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации и судами общей юрисдикции О.И. Кишинскому было отказано в удовлетворении требования о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, в который помимо иных периодов не был засчитан период прохождения военной службы по призыву, который, как полагает заявитель, должен быть засчитан в указанный стаж на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397) и исчислен в льготном порядке (один день военной службы за два дня работы) по аналогии с исчислением общего стажа, как установлено положением пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
По мнению О.И. Кишинского, оспариваемое положение по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, не позволяет лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением такой деятельности, периоды прохождения военной службы по призыву, в том числе в их льготном исчислении, чем допускает возможность утраты такими гражданами прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, и - в отступление от статей 2, 7, 18, 19 (часть 1), 39 (часть 1), 45 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации - приводит к ограничению их права на пенсионное обеспечение.
Оспариваемая норма была применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.И. Кишинским материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в настоящее время аналогичная норма предусмотрена пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), определяющий условия досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, во взаимосвязи с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года указанный акт применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение") направлен на реализацию права указанных лиц на пенсионное обеспечение и не может расцениваться как ограничивающий конституционные права граждан, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе вводить особые правила исчисления специального стажа.
Вопреки утверждению заявителя право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с ранее действовавшим законодательством (подпунктом "г" пункта 1 и пунктом 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, в силу которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР - при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на эту пенсию), как следует из судебных постановлений, у него отсутствует.
Разрешение же поставленных О.И. Кишинским вопросов о возможности применения при рассмотрении его дела положения пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также о необходимости обеспечения единообразия правоприменительной, в том числе судебной, практики по соответствующим категориям дел не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кишинского Олега Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1897-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кишинского Олега Игоревича на нарушение его конституционных прав подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был