Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 сентября 2015 г. N 03-01-18/53089
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение Государственной корпорации по вопросу применения статей 105.14 и 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
1. Отношения между принципалом и агентом регулируются главой 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) с учетом конкретных условий договора агентирования.
Статьей 105.14 Кодекса установлено, что в целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Так, сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) (в том числе по сделкам, совершенным через агента) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
Согласно статье 248 Кодекса в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса.
При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются. В частности, в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 указанной статьи при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Также следует учитывать, что к отношениям, вытекающим из агентского договора, на основании статьи 1011 ГК РФ соответственно применяются правила, предусмотренные главами 49 и 51 ГК РФ, в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени, если эти правила не противоречат положениям главы 52 ГК РФ или существу агентского договора.
Учитывая изложенное, отношения между принципалом и агентом в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Передача права собственности возникает только в части оказанных услуг, за которые выплачивается агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, по мнению Департамента, при определении суммового критерия в целях признания контролируемыми сделок, совершенных через агента, следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги), руководствуясь положениями главы 25 Кодекса в части порядка признания доходов.
Одновременно обращаем внимание, что согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 105.14 Кодекса вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами 1-3 указанной статьи, не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах).
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
Соответственно, в случае если сделка не признается в целях Кодекса контролируемой, представление уведомления о контролируемых сделках в отношении такой сделки не требуется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ сделки признаются контролируемыми, если доходы по ним в календарном году превышают значение установленного суммового критерия.
Признаются доходы от реализации и внереализационные доходы. При этом не учитывается имущество (включая денежные средства), поступившее комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если они не включаются в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного. О комиссионном, агентском или ином аналогичном вознаграждении речь не идет.
Отношения между принципалом и агентом в части совершения сделок за вознаграждение не приводят к передаче права собственности на товары, результаты выполненных работ, возмездное оказание услуг. Во внимание принимаются оказанные услуги, за которые выплачивается вознаграждение.
Таким образом, при определении суммового критерия в целях признания контролируемыми сделок, совершенных через агента, следует учитывать момент передачи права собственности на товары (работы, услуги).
Отмечено, что не признаются контролируемыми сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ по ставке, определенной в процентах).
Плательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
Если сделка таковой не признается, то уведомление направлять не требуется.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 сентября 2015 г. N 03-01-18/53089
Текст письма официально опубликован не был