Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 сентября 2015 г. N 03-05-04-02/53851
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел проект письма ФНС России на обращение по вопросу установления ставки по земельному налогу в отношении земельных участков, предназначенных для размещения железнодорожных вокзалов, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.
Согласно положениям абзацев 3 и 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, являющиеся федеральной собственностью, до передачи их организациям в постоянное (бессрочное) пользование или физическим лицам в собственность, составляют государственную казну и, следовательно, не подлежат налогообложению земельным налогом.
На основании пункта 2 Правил пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, установлено, что пользование земельными участками, на которых расположены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги", за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
Арендная плата за пользование земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными для размещения и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта, не должна превышать установленную законодательством Российской Федерации ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог (абзац пятый пункта 3 статьи 4 Федерального закона N 29-ФЗ).
Учитывая изложенное, в отношении земельных участков, занимаемых железнодорожными станциями и железнодорожными вокзалами, должен уплачиваться не земельный налог, а арендная плата в размере, не превышающем ставку земельного налога на земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин России, в отношении участков, занимаемых ж/д станциями и ж/д вокзалами, нужно уплачивать не земельный налог, а арендную плату. Ее размер не может превышать ставку земельного налога на участки, расположенные на полосах отвода железных дорог.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 сентября 2015 г. N 03-05-04-02/53851
Текст письма официально опубликован не был