В целях повышения эффективности деятельности акционерных обществ с государственным участием, а также совершенствования системы управления ими со стороны акционера Росимущество считает необходимым данным компаниям разработать среднесрочную (на период 3-5 лет) и долгосрочную (на период 5-10 или более лет) стратегии развития акционерного общества (далее - стратегии). Среднесрочная стратегия развития в обязательном порядке должна включать в себя программу инновационного развития компании. При разработке программы инновационного развития необходимо учитывать "Рекомендации по разработке программ инновационного развития", утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол N 4. Ознакомиться с указанным документом можно в "личном кабинете" организации, расположенном на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (переход в "личный кабинет" осуществляется на официальном сайте Росимущества www.rosim.ru в разделе "MB Портал" - "Вход в личный кабинет").
Стратегии должны быть утверждены советом директоров.
Росимущество отмечает, что ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" закреплено понятие инновационной деятельности, то есть деятельности (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленной на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Указанным Федеральным законом инновация определяется как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.
Следует отметить, что п. 2 ст. 6 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26 июля 2008 года N 135-ФЗ инновационная деятельность определяется как деятельность, приводящая к созданию нового невзаимозаменяемого товара или нового взаимозаменяемого товара при снижении расходов на его производство и (или) улучшение его качества.
Росимущество предлагает руководствоваться следующим 3-шаговым алгоритмом разработки стратегий:
1) Проведение анализа деятельности общества в сравнении с сопоставимыми компаниями. Среди ключевых показателей, по которым необходимо производить анализ, Росимущество выделяет следующие:
- рентабельность по чистой прибыли;
- структура долговой нагрузки (в том числе, доля краткосрочных обязательств в совокупных обязательствах) и ликвидность;
- структура издержек;
- портфель производимой продукции/услуг (в том числе, анализ наиболее перспективных, инновационных продуктов и современных технологий производства);
- рынки сбыта;
- структура поставщиков;
- производительность труда;
- расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в процентах от выручки.
Рекомендуется рассматривать консолидированные финансовые показатели. Росимущество считает нецелесообразным ограничивать спектр сопоставимых компаний только компаниями со сравнимыми объемами выручки, необходимо рассматривать в качестве сопоставимых компании, производящие продукцию или оказывающие услуги в той же сфере, в том числе частные, а также международные компании. Например, в качестве индикатора необходимого объема расходов на НИОКР как процент от выручки, наиболее целесообразно основываться на соответствующем показателе ведущих международных компаний отрасли. Также анализ финансовых показателей частных компаний может служить наилучшим индикатором целевого показателя рентабельности по чистой прибыли. Следует проводить анализ не менее 5 сопоставимых компаний.
2) Определение стратегических целей развития компании с учетом проведенного анализа сопоставимых компаний, а также на основе отраслевой стратегии развития, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти, или Правительством Российской Федерации, и иных документов, определяющих развитие соответствующей отрасли (Указы Президента Российской Федерации, государственные программы, федеральные целевые программы, стратегии развития смежных отраслей и т.д.). Цели должны быть четко сформулированы (необходимо установить перечень показателей для достижения), измеримы (должно быть указано числовое значение для каждого показателя) и иметь срок достижения. Росимущество считает, что одной из важнейших целей должна быть высокая финансовая эффективность и устойчивость компании. Среди стратегических целей Росимущество считает обязательным устанавливать следующие цели:
- доля по ключевым продуктам на основном рынке деятельности компании;
- модернизация и инновационное развитие:
- себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке);
- производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности за отчетный период);
- финансовая эффективность и устойчивость (на основе консолидированной бухгалтерской отчетности):
- рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке);
- умеренная долговая нагрузка (отношение суммы краткосрочных и долгосрочных обязательств к прибыли от продаж);
- ликвидность (отношение разницы между оборотными активами и долгосрочной дебиторской задолженностью к краткосрочным обязательствам);
- энергоэффективность и энергосбережение.
Данные цели необходимо устанавливать в динамике по годам на весь период стратегического планирования.
Показатель рентабельности по чистой прибыли должен соотноситься с аналогичным показателем по сопоставимым компаниям. Росимущество считает умеренным показатель долговой нагрузки на уровне не более 2. В некоторых случаях данный показатель может достигать 4. Росимущество считает долговую нагрузку на уровне выше 4 рискованной и угрожающей финансовой устойчивости компании. Росимущество считает приемлемым коэффициент ликвидности в пределах от 1,5 до 2,5.
3) Разработка перечней конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей к поставленным срокам. Росимущество предлагает руководствоваться следующим разделением на типы мероприятий:
1. Производственные мероприятия.
- Для формирования перечня необходимых производственных мероприятий, комплекса мер по модернизации производства, а также созданию и внедрению новых технологий и продуктов Росимущество считает целесообразным проведение обществом независимой оценки технологического уровня компании. По результатам проведения такой оценки необходимо подготовить прогнозы научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий, обеспечивающих достижение стратегических целей.
- Для формирования комплекса мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности и энергосбережения, Росимущество считает целесообразным проведение обществом энергетического обследования. В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организациям с участием государства в срок до 31 декабря 2012 года надлежит в обязательном порядке провести энергетическое обследование. Если акционерное общество ещё не провело процедуру энергетического обследования и планирует провести её после срока, установленного для подготовки стратегий, то это не может служить основанием для отсрочки подготовки комплекса мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Разработанный комплекс мероприятий и, при необходимости, стратегии могут быть впоследствии скорректированы с учетом результатов энергетического обследования.
2. Инвестиционные и финансовые мероприятия. На основе комплекса производственных мероприятий определяются объемы, время и сроки необходимого финансирования, в том числе:
- привлечение кредитных ресурсов и облигационных займов;
- привлечение акционерного капитала.
Планируемое привлечение капитала должно также проводиться с учетом стратегической цели финансовой эффективности и устойчивости.
3. Управленческие мероприятия.
3.1 Формирование структуры управления, направленной на достижение установленных стратегических целей:
- формирование при совете директоров (наблюдательном совете) комитета по стратегии (если такой комитет ещё не сформирован);
- формирование при совете директоров (наблюдательном совете) комитета по кадрам и вознаграждениям (если такой комитет ещё не сформирован);
- формирование при совете директоров (наблюдательном совете) комитета по модернизации и инновационному развитию;
- назначение ответственного лица (на уровне не ниже заместителя генерального директора) за модернизацию и инновационное развитие (включая подготовку прогнозов научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий).
3.2 Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей:
- внедрение системы ключевых показателей эффективности (КПЭ), обеспечивающих достижение стратегических целей;
- взаимосвязь размеров вознаграждений руководству с достижением целевых значений КПЭ в срок. Росимущество считает также возможным привязывать премиальную часть вознаграждений членам совета директоров к достижению КПЭ.
3.3 Внедрение современных информационных систем, позволяющих осуществлять, в том числе:
- учет имущества общества, а также его дочерних и зависимых обществ (ДЗО) и имущества ДЗО ДЗО;
- планирование финансово-хозяйственной деятельности общества, а также его ДЗО и ДЗО ДЗО;
- мониторинг и управление внутрикорпоративными процессами (наличие информации о проведенных и планируемых корпоративных мероприятиях);
- управление внутрикорпоративными инновационными процессами.
4. Кадровые мероприятия.
- Мероприятия по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами);
- Мероприятия по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами.
5. Мероприятия по выстраиванию корпоративной структуры, обеспечивающей достижение стратегических целей. Росимущество считает целесообразным, чтобы общество рассмотрело следующие вопросы:
- Повышение прозрачности и управляемости корпоративной структуры общества;
- Продажа непрофильных активов;
- Приобретение профильных активов.
Разработка и корректировка внутренних документов общества, а также сопутствующих инструментов.
По результатам разработки стратегий в соответствии с вышеуказанными рекомендациями необходимо также произвести корректировку соответствующих документов компании или разработать их, если они не были разработаны ранее, в том числе:
- документ, устанавливающий перечень КПЭ и их целевые значения, в том числе КПЭ, отражающие реализацию программ инновационного развития (документ 1);
- положения о вознаграждениях исполнительного органа, членов совета директоров (документ 2). Поскольку стратегиями определены цели на сроки 3-5 и 5-10 лет, Росимущество обращает внимание на важность установления долгосрочной мотивации руководства компании (выплата вознаграждений предусматривается в зависимости от достижения КПЭ, установленных на соответствующий срок).
Обществу необходимо уделять большое внимание инвестиционной и финансовой дисциплине. Для этого необходимо разработать инвестиционно-финансовую политику деятельности общества (документ 3). Инвестиционно-финансовой политикой общества должны быть установлены, в том числе:
- четкие критерии инвестирования (сроки инвестирования, внутренняя норма доходности (IRR));
- требования по максимально допустимому уровню долговой нагрузки;
- требования по уровню ликвидности;
- требования по коэффициенту отношения свободного денежного потока к выручке.
Инвестиционно-финансовая политика компании должна на повседневном рабочем уровне способствовать реализации инвестиционных и финансовых мероприятий, нацеленных на достижение стратегической цели финансовой эффективности и устойчивости. Инвестиционно-финансовая политика должна быть утверждена советом директоров акционерного общества.
На основе инвестиционно-финансовой политики, а также исторических данных бухгалтерской отчетности необходимо разработать интерактивную финансовую модель деятельности общества (документ 4). Финансовая модель должна позволять руководству общества прогнозировать все показатели форм N 1-5 бухгалтерской отчетности на весь период стратегического планирования, а также оценить эффект изменения вводных параметров на эти показатели (интерактивность). Необходимо предусмотреть возможность интеграции в будущем финансовой модели в "личный кабинет" общества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.
В рамках разделов соответствующих стратегий, посвященных среднесрочным и долгосрочным программным мерам инновационного развития, Росимущество считает важным уделять особое внимание вопросу увеличения расходов на НИОКР. Показатель расходов на НИОКР как процент от выручки должен приводиться в соответствии с данным показателем у ведущих международных компаний в отрасли (значение данного показателя выявляется по результатам проведенного анализа сопоставимых компаний). Однако поскольку наиболее перспективное развитие компании может быть связано с разработкой новой продукции/технологий/услуг, не имеющих аналогов у сопоставимых компаний, то необходимо также провести анализ осуществляемых обществом НИОКР, определив, с учетом прогнозов мирового научно-технического развития, наиболее перспективные "прорывные" направления технологического развития и обеспечить проведение НИОКР в данных направлениях в целях создания конкурентоспособных технологий и продуктов, имеющих приоритет на российском и мировом рынках. По итогам проведения такого анализа объем необходимых расходов на НИОКР как процент от выручки может быть скорректирован по сравнению с объемом, выявленным по результатам анализа соответствующих показателей ведущих компаний в отрасли. В качестве одного из инструментов обеспечения устойчивого среднесрочного и долгосрочного финансирования разработки новейших технологий, оборудования, их коммерческой реализации целесообразно рассматривать формирование целевых научно-технических фондов. При формировании таких фондов необходимо разработать и утвердить положение о каждом научно-техническом фонде (документ 5). Положением должны быть установлены:
- принципы наполнения фонда средствами;
- принципы расходования средств фонда.
Прогноз научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий (документ 6).
Программа энергосбережения и энергоэффективности (документ 7).
Росимущество считает целесообразным распространить положения стратегии и программ инновационного развития на ДЗО.
В связи с вышесказанным Росимущество просит организовать работу по вышеуказанным направлениям и не позднее 1 августа 2012 года представить в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность акционерное общество, концепцию (основные положения) среднесрочной и долгосрочной программ стратегий развития. Не позднее 1 ноября 2012 года необходимо представить в Росимущество посредством заполнения формы в "личном кабинете" акционерного общества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью информацию о наличии стратегий, инновационных программ, а также их основные целевые показатели. До конца 2012 года - утвердить на заседании совета директоров среднесрочную и долгосрочную стратегии развития общества.
При наличии у общества стратегий и программ инновационного развития, в ходе разработки которых уже были осуществлены вышеперечисленные этапы (например, оценка технологического уровня компании или энергетическое обследование), не требуется вторичного проведения выполненных этапов. При этом ранее разработанные стратегии и программы инновационного развития подлежат уточнению с учетом настоящих рекомендаций.
Врио руководителя |
Г.С. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 марта 2012 г. N П1-15/9084 "О целевом управлении"
Текст письма официально опубликован не был