Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 16-АПГ15-34
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
Председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области на решение Волгоградского областного суда от 25 июня 2015 г., которым удовлетворено заявление Майера А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Майер А.В. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, ссылаясь на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... общей площадью ... кв. м по адресу: ... область, г. ... район, ул. ... д. ... Согласно кадастровой выписке на земельный участок кадастровая стоимость последнего составляет ... руб. По мнению заявителя, результаты кадастровой оценки существенно завышены, разница в кадастровой и рыночной стоимости земельного участка нарушает его права как арендатора, поскольку размер арендных платежей поставлен в зависимость от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка.
В судебном заседании Майер А.В. поддержал доводы заявления, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ... в размере его рыночной стоимости по состоянию на 14 декабря 2011 г. в размере ... руб.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Волгоградской области, Администрация Волгоградской области, Губернатор Волгоградской области, Министерство по управлению государственным имуществом Волгоградской области, Администрация г. Волгограда, Комитет земельных ресурсов администрации г. Волгограда, Территориальное управление ФАУГИ в Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области.
Решением Волгоградского областного суда от 25 июня 2015 г. заявление Майера А.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ФКП Росреестра" (в лице филиала по Волгоградской области) просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Майером А.В. требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы является земельный налог и арендная плата (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются, в том числе отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
Из изложенного следует, что действующее законодательство допускает оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установление ее исходя из рыночной стоимости, однако в силу приведенного Федерального закона лицо, обращающееся в суд с таким требованием, вместе с исковым заявлением должно предоставить суду документы, перечень которых установлен статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", без которых разрешение вопроса об изменении кадастровой стоимости земельного участка невозможно.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд оставляет заявление без рассмотрения.
Из материалов дела усматривается, что при подаче Майер А.В. заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости им не были представлены отчет об оценке, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и экспертное заключение саморегулируемой организации на этот отчет.
Поскольку заявителем не представлены предусмотренные Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" указанные документы, оснований для рассмотрения заявления Майер А.В. по существу с вынесением решения у суда не имелось.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" содержится разъяснение о том, что вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, представлении, суду апелляционной инстанции при рассмотрении дела следует проверять наличие предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловных оснований для отмены судебного постановления суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по делу (статья 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) или оставления заявления без рассмотрения (абзац второй-шестой статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушение норм материального и процессуального права предусмотрены пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение подлежит отмене с оставлением заявления Майер А.В. без рассмотрения по существу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 25 июня 2015 года отменить, заявление Майера А.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 16-АПГ15-34
Текст определения официально опубликован не был