Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Самарской области об оспаривании отдельных положений государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 683,
по апелляционной жалобе Правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 16 апреля 2015 г., которым заявление заместителя прокурора Самарской области удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
27 ноября 2013 года Правительством Самарской области принято постановление, которым утверждена государственная программа Самарской области "Развитие физической культуры и спорта Самарской области на 2014 - 2018 годы".
Постановление опубликовано на официальном сайте Правительства Самарской области 11 декабря 2013 года и в официальном издании в газете "Волжская коммуна", N 43 (28839) от 20 декабря 2013 года.
Государственная программа Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2018 годы" (далее - Государственная программа) состоит из нескольких подпрограмм, каждая из которых, в свою очередь, содержит паспорт подпрограммы, перечни мероприятий и приложения.
В положениях государственной программы Самарской области: в паспортах, перечнях мероприятий и приложениях после слов "государственные казенные учреждения Самарской области", "государственное казенное учреждение Самарской области "Управление капитального строительства" указано "(по согласованию)".
Заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими нижеперечисленных положений Государственной программы в той части, в которой установлено требование о согласовании участия в государственной программе государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства" и других государственных казенных учреждений Самарской области, ссылаясь при этом на то, что установление условия получения согласия государственного казенного учреждения для его участия в мероприятиях государственной программы противоречит содержанию правоотношений между казенными учреждениями и его учредителем, установленных в статье 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона Самарской области от 3 апреля 2002 года N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области", пунктам 5 и 6 Устава Самарской области правительство Самарской области, как высший исполнительный орган учредителя государственного учреждения, наделено как административно-организационными полномочиями непосредственно в отношении учреждения Самарской области, так и властными полномочиями в отношении министерств, осуществляющих отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений.
Решением Самарского областного суда от 16 апреля 2015 года требования прокурора удовлетворены, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими положения государственной программы Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области" на 2014 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 года N 683, в части слов "(по согласованию)" содержащие в тексте:
в паспорте программы "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2018 годы";
в паспорте подпрограммы "Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта на 2014 - 2018 годы";
в пунктах 1-25, 27, 60, 61, 67 Перечня мероприятий подпрограммы "Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта на 2014 - 2018 годы";
в пунктах 1-26 Приложения N 2 подпрограммы "Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта на 2014 - 2018 годы".
В апелляционной жалобе Правительства Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Самарской области представлены возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленное прокурором требование, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленное в оспариваемом акте условие о необходимости согласования участия государственных казенных учреждений в предусмотренных государственной программой мероприятиях противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Самарской области от 20 сентября 2013 года N 498 утвержден Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, которым определены правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Самарской области, а также контроля за ходом их реализации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка к участникам государственной программы (подпрограммы) отнесены органы исполнительной власти (государственные органы) Самарской области, государственные учреждения, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, организации, на которые возложена ответственность за реализацию мероприятий государственной программы (подпрограммы).
В соответствии со статьей 95 Устава Самарской области законы Самарской области и иные нормативные правовые акты Самарской области имеют прямое действие и обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Самарской области федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления в Самарской области, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Как следует из системного анализа положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", государственные казенные учреждения субъектов учреждаются решением органа государственной власти субъекта для осуществления деятельности по оказанию государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.
В соответствии частями 1 и 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения находятся в ведении органа государственной власти, при этом финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу взаимосвязанных положений статей 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения, являясь получателями бюджетных средств, обязаны принимать и исполнять бюджетные обязательства в пределах бюджетных ассигнований, направляемых в качестве финансового обеспечения реализации соответствующих государственных программ, к числу которых относится программа Самарской области, положения которой в данном случае оспариваются.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у государственных казенных учреждений Самарской области, в том числе у государственного казенного учреждения Самарской области "Управление капитального строительства", отсутствуют законные основания для неисполнения мероприятий, определенных в государственной программе Самарской области.
Следовательно, установление в рамках действующего правового регулирования условия о необходимости согласования с данными учреждениями возможности участия в исполнении государственной услуги противоречит вышеприведенным законоположениям федерального законодательства.
Кроме того, суд обоснованно указал на то, что оспариваемые положения государственной программы не соответствуют требованиям формальной определенности, поскольку не позволяют однозначно определить конкретный порядок применения процедуры согласования, что ведет к неоднозначному толкованию вопросов реализации положений государственной программы и порождает возникновение ситуации правовой неопределенности в содержании правового регулирования данных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании заявителем норм материального права. При этом ссылка апеллянта на применение аналогичного правила согласования в положениях Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 795, не опровергает выводов суда первой инстанции, поскольку в приведенном нормативном правовом акте содержится условие о согласовании участия в государственной программе субъектов, не отнесенных к категории государственных казенных учреждений, а являющихся общественными организациями, фондами, правовой статус которых и предопределяет особенности правового регулирования правоотношений с их участием.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 16 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 сентября 2015 г. N 46-АПГ15-20
Текст определения официально опубликован не был