Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 51-АПГ15-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Белецкого А.Б. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости
по апелляционным жалобам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю на решение Алтайского краевого суда от 4 июня 2015 года, которым заявление Белецкого А.Б. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Белецкий А.Б. обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... край, ... в размере, равном его рыночной стоимости ... рублей.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, в связи с чем нарушаются его права на установление действительной налоговой обязанности и ведет к уплате земельного налога в завышенном размере.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю (далее - Управление Росреестра по Алтайскому краю), Администрация Алтайского края, Главное управление имущественных отношений Алтайского края, Администрация города Барнаула.
Алтайским краевым судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе представители Управления Росреестра по Алтайскому краю и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю.
По мнению Управления Росреестра по Алтайскому краю и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю при вынесении решения судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Относительно доводов апелляционных жалоб представителем заявителя принесены возражения.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что заявитель является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и рыночная стоимость объекта недвижимости определена в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере оценочной деятельности.
Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формой платы за использование земли является, в том числе, земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункты 1, 2 и 5).
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением установленных законом случаев. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.
В соответствии со статьями 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности физические и юридические лица вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Белецкий А.Б. с 22 апреля 2013 года является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на указанный объект недвижимого имущества от 22 апреля 2013 г. серии ... N ... Земельный участок расположен по адресу ... край, г. ..., ул. ..., д. ..., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания магазина.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 05.09.2006 года. Дата определения кадастровой стоимости объекта недвижимости 1 января 2009 года.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., была определена в размере ... рубля ... копеек по результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, которые были утверждены постановлением Администрации Алтайского края от 28.12.2009 г. N 546 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Алтайского края".
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости 1 января 2010 года.
В подтверждение доводов о том, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, заявителем предоставлен отчет об оценке земельного участка N ... подготовленный ЗАО "Бизнес-эксперт", который составлен на дату определения кадастровой стоимости 1 января 2009 года. Согласно отчету ЗАО "Бизнес-эксперт" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью 1 кв.м., расположенного по адресу: ... край, г. ... ул. ..., ... составляет ... рублей.
Указанный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки.
В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения. В отчете приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.
Выводы отчета ЗАО "Бизнес-эксперт" об итоговой величине рыночной стоимости объекта оценки подтверждены экспертным заключением Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации "Национальная коллегия специалистов-оценщиков" N ... от 7 апреля 2015 года.
Поскольку документальных данных, опровергающих изложенные выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, ходатайство о проведении судебной экспертизы не заявлено, суд правомерно признал требования Белецкого А.Б. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В зависимости от конкретных обстоятельств суд в качестве заинтересованных лиц к участию в деле может привлечь государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.
Полномочия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; создание комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организацию проведения государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 409-р, приказами Росреестра от 11 марта 2010 г. N П/93, от 26 декабря 2011 г. N П/531 и пунктами 1, 12 Устава федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", утвержденного приказом Росреестра от 1 сентября 2011 г. N П/331, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице его филиалов переданы полномочия по осуществлению государственного кадастрового учета и определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.
А потому, Росреестр, несмотря на делегирование части полномочий в сфере государственного кадастра недвижимости ФГБУ "ФКП Росреестра", сохраняет контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и не перестает являться органом кадастрового учета (пункт 1 Положения).
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является органом кадастрового учета, который осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости как непосредственно, так и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно определил круг лиц, участвующих в деле и, вопреки мнению авторов жалоб, сделал обоснованный вывод о необходимости участия в деле в качестве заинтересованных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Алтайскому краю, а также Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции также не допущено.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Алтайского краевого суда от 4 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю и филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 51-АПГ15-17
Текст определения официально опубликован не был