Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Т.Ю. Шиловской к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Т.Ю. Шиловская оспаривает конституционность следующих положений пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет":
абзаца третьего в части, предусматривающей, что один год работы в должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля считать за один год и 6 месяцев;
абзаца четвертого, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменителями, позволили отказать во включении периода ее службы в воинской части (гарнизонный военный госпиталь) в должности операционной сестры хирургического отделения с января 1991 года по декабрь 1994 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении (1 год службы за 1 год и 6 месяцев).
Оспариваемые положения были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Однако оно было применено судом общей юрисдикции в деле заявительницы применительно к периоду ее службы в воинской части с 1991 года по 1994 год.
2.2. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, при наличии необходимого стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения такой пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Ранее действовавшим пенсионным законодательством (Закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации") также было предусмотрено досрочное пенсионное обеспечение этой категории граждан.
Право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения для лиц, у которых имелась необходимая выслуга на соответствующей работе, было закреплено в статье 81 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". При этом в его статье 83 было установлено, что списки соответствующих работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Во исполнение этого предписания Советом Министров РСФСР было принято постановление "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Установленный в пункте 2 названного постановления Совета Министров РСФСР порядок включения в выслугу лет работы в должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, а также службы по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов обеспечивал реализацию права указанной категории граждан на государственную пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (с 1 января 2005 года - страховая пенсия по старости), позволял увеличивать выслугу (специальный стаж) для назначения пенсии данным лицам, а потому не может расцениваться как нарушающий конституционные права граждан, в том числе заявительницы. Разрешение же вопроса об изменении порядка исчисления специального стажа работы в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шиловской Татьяны Юрьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1927-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шиловской Татьяны Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет"
Текст Определения официально опубликован не был