Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 33
"Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза"
В соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 12 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет решил:
1. Утвердить прилагаемое Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза.
2. Настоящее Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Члены Высшего Евразийского экономического совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Положение
о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза
(утв. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 33)
I. Общие положения
1. Положение о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза (далее - Союз) определяет правовые, организационные и методологические основы регулирования внешнего аудита (контроля) в органах Союза (далее - внешний аудит (контроль)).
II. Правовое регулирование внешнего аудита (контроля)
2. Правовое регулирование внешнего аудита (контроля) определяется Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), Положением о бюджете Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. N 78, настоящим Положением, решениями и распоряжениями Высшего Евразийского экономического совета (далее - Высший совет), другими актами, входящими в право Союза.
3. Внешний аудит (контроль) осуществляется в соответствии с настоящим Положением и стандартами внешнего аудита (контроля) в органах Союза, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, установленном настоящим Положением.
III. Термины и понятия
4. Для целей настоящего Положения используются следующие термины и понятия:
"акт органа Союза" - документ, принимаемый органом Союза в соответствии с его полномочиями, определенными актами, входящими в право Союза;
"активы Союза" - имущество Союза, в том числе средства бюджета Союза, другие материальные и нематериальные активы Союза;
"высшие органы государственного финансового контроля" - органы государств - членов Союза, осуществляющие согласно законодательству соответствующих государств - членов Союза внешний государственный финансовый контроль (аудит);
"группа инспекторов" - представители высших органов государственного финансового контроля, осуществляющие внешний аудит (контроль);
"запрос" - документ группы инспекторов, содержащий требование о представлении в установленные сроки информации, документов и материалов, необходимых для осуществления внешнего аудита (контроля);
"имущество Союза" - имущество, принадлежащее Союзу на праве собственности;
"мероприятие внешнего аудита (контроля)" (далее - мероприятие) - организационная форма осуществления внешнего аудита (контроля), представляющая собой совокупность последовательных действий, совершаемых в установленном порядке для достижения целей и решения задач внешнего аудита (контроля);
"ответственный высший орган государственного финансового контроля" - высший орган государственного финансового контроля, который в соответствии с установленной настоящим Положением очередностью координирует в течение 1 календарного года деятельность по организации и осуществлению внешнего аудита (контроля);
"предмет внешнего аудита (контроля)" - деятельность и результаты деятельности объектов внешнего аудита (контроля), в том числе по формированию, управлению и распоряжению средствами бюджета Союза, использованию имущества и других активов Союза;
"результаты внешнего аудита (контроля)" - характеристика состояния предмета или деятельности объектов внешнего аудита (контроля), содержащая в том числе информацию о выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушениях и недостатках, проблемах формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, использования имущества и других активов Союза;
"руководители высших органов государственного финансового контроля" - должностные лица, возглавляющие высшие органы государственного финансового контроля согласно законодательству соответствующих государств - членов Союза;
"руководитель группы инспекторов" - представитель ответственного высшего органа государственного финансового контроля, являющийся членом группы инспекторов и осуществляющий руководство ее деятельностью в соответствии с настоящим Положением и стандартами внешнего аудита (контроля);
"совместное решение высших органов государственного финансового контроля" - акт, совместно принимаемый всеми высшими органами государственного финансового контроля по вопросам организации и осуществления внешнего аудита (контроля) и подписываемый руководителями высших органов государственного финансового контроля;
"средства бюджета Союза" - денежные средства бюджета Союза, предназначенные для финансового обеспечения функционирования Союза, в том числе для финансирования деятельности его органов;
"участники внешнего аудита (контроля)" - высшие органы государственного финансового контроля, их должностные лица и представители, на которых в соответствии с настоящим Положением и другими актами, входящими в право Союза, возложены полномочия по организации и осуществлению внешнего аудита (контроля).
IV. Принципы осуществления внешнего аудита (контроля)
5. Внешний аудит (контроль) осуществляется на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
V. Цели и задачи внешнего аудита (контроля)
6. Внешний аудит (контроль) осуществляется в целях определения эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза.
7. Задачами внешнего аудита (контроля) являются:
а) проверка соблюдения объектами внешнего аудита (контроля), в том числе при формировании, управлении и распоряжении средствами бюджета Союза, использовании имущества и других активов Союза, актов, входящих в право Союза, нормативных правовых актов государств - членов Союза;
б) проверка соблюдения порядка формирования бюджета Союза;
в) оценка эффективности формирования бюджета Союза;
г) проверка соблюдения порядка исполнения бюджета Союза;
д) оценка эффективности управления и распоряжения средствами бюджета Союза;
е) проверка адресности и целевого характера использования средств бюджета Союза, имущества и других активов Союза, оценка эффективности их использования;
ж) проверка соблюдения порядка подготовки отчета об исполнении бюджета Союза;
з) проверка достоверности отчета об исполнении бюджета Союза, бюджетной отчетности распорядителей (получателей) средств бюджета Союза;
и) анализ выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушений и недостатков в процессе формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, использования имущества и других активов Союза, деятельности объектов внешнего аудита (контроля), исследование и анализ причин и последствий выявленных нарушений и недостатков;
к) выработка предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля), их причин и последствий, повышению эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, эффективности использования имущества и других активов Союза;
л) анализ выполнения объектами внешнего аудита (контроля) мер по устранению выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушений и недостатков, их причин и последствий.
VI. Участники внешнего аудита (контроля)
8. Участниками внешнего аудита (контроля) являются:
а) высшие органы государственного финансового контроля, их должностные лица;
б) группа инспекторов.
VII. Функции и полномочия участников внешнего аудита (контроля)
9. Высшие органы государственного финансового контроля обладают следующими полномочиями:
а) совместно разрабатывают и утверждают стандарты внешнего аудита (контроля), изменения и дополнения к ним;
б) совместными решениями утверждают численность и персональный состав группы инспекторов, в том числе назначают ее руководителя и освобождают его от исполнения обязанностей, определяют срок, на который она формируется, вносят изменения и дополнения в указанные решения;
в) создают из своих представителей рабочие органы для обеспечения взаимодействия высших органов государственного финансового контроля и их должностных лиц при организации и осуществлении внешнего аудита (контроля), в том числе при подготовке совместных решений высших органов государственного финансового контроля;
г) совместно рассматривают и утверждают годовой план осуществления внешнего аудита (контроля) (далее - годовой план), вносимые в него изменения и дополнения;
д) совместно рассматривают и утверждают программы проведения мероприятий;
е) совместно рассматривают, утверждают и вносят на рассмотрение Высшего совета с проектами соответствующих решений итоговые отчеты о результатах осуществления предварительного аудита (контроля), текущего аудита (контроля), последующего аудита (контроля) (далее - итоговые отчеты);
ж) совместно принимают решения о направлении объектам внешнего аудита (контроля) представлений;
з) при выявлении группой инспекторов в ходе проведения мероприятий на объекте аудита (контроля) данных, указывающих на признаки уголовных и административных правонарушений, соответствующие материалы передаются в уполномоченные органы государства, на территории которого распложен данный объект аудита (контроля) в порядке, предусмотренном законодательством этого государства;
и) публикуют итоговые отчеты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на своих официальных сайтах;
к) принимают иные совместные решения.
10. Ответственный высший орган государственного финансового контроля дополнительно обладает следующими полномочиями:
а) формирует проект годового плана и представляет его на совместное рассмотрение и утверждение высших органов государственного финансового контроля;
б) информирует Высший совет о неисполнении или ненадлежащем исполнении представлений;
в) вносит итоговые отчеты на совместное рассмотрение высших органов государственного финансового контроля и подготавливает проекты соответствующих решений Высшего совета;
г) по результатам утверждения итоговых отчетов вносит их с проектами соответствующих решений на рассмотрение Высшего совета в порядке, определенном пунктом 63 настоящего Положения.
11. Руководители высших органов государственного финансового контроля обладают следующими полномочиями:
а) определяют представителей от возглавляемых ими высших органов государственного финансового контроля для включения в состав группы инспекторов;
б) в соответствии с установленной очередностью вносят на совместное рассмотрение высших органов государственного финансового контроля кандидатуру для назначения руководителя группы инспекторов;
в) подписывают совместные решения высших органов государственного финансового контроля.
12. Группа инспекторов осуществляет следующие функции:
а) осуществляет в соответствии со стандартами внешнего аудита (контроля) предварительный аудит (контроль), текущий аудит (контроль) и последующий аудит (контроль);
б) проводит мероприятия, в том числе по месту расположения объектов внешнего аудита (контроля);
в) по результатам осуществления внешнего аудита (контроля) анализирует, обобщает и исследует причины и последствия выявленных нарушений и недостатков;
г) подготавливает проекты итоговых отчетов и проекты совместных решений высших органов государственного финансового контроля по результатам их рассмотрения.
13. Группа инспекторов обладает следующими полномочиями:
а) запрашивает у объектов внешнего аудита (контроля), других органов Союза, в том числе осуществляющих внешний и внутренний контроль за исполнением бюджета Союза, органов исполнительной власти государств - членов Союза, на которые возложены функции по формированию и исполнению национальных бюджетов, или должностных лиц указанных органов путем направления соответствующих запросов и получает от них в установленные сроки информацию, документы и материалы, касающиеся предмета внешнего аудита (контроля), в том числе бюджетную, финансовую, статистическую или иную отчетность;
б) получает необходимый для осуществления внешнего аудита (контроля) доступ к информационным системам объектов внешнего аудита (контроля);
в) привлекает к участию в проведении мероприятий представителей контрольных, правоохранительных и иных государственных органов государств - членов Союза;
г) подготавливает в ходе и по результатам осуществления внешнего аудита (контроля) проекты представлений.
14. Руководитель группы инспекторов обладает следующими полномочиями:
а) возглавляет группу инспекторов и осуществляет руководство ее деятельностью;
б) подписывает запросы группы инспекторов;
в) подписывает и направляет объектам внешнего аудита (контроля), государственным органам и организациям государств - членов Союза или их должностным лицам представления;
г) при выявлении в ходе проведения мероприятий данных, указывающих на признаки уголовных и административных правонарушений, незамедлительно передает соответствующие материалы в высший орган государственного финансового контроля, на территории которого располагается соответствующий объект внешнего аудита (контроля);
д) подписывает итоговые отчеты и направляет их в ответственный высший орган государственного финансового контроля.
VIII. Область действия контрольных полномочий участников внешнего аудита (контроля)
15. Контрольные полномочия участников внешнего аудита (контроля) распространяются на деятельность объектов внешнего аудита (контроля) по осуществлению ими в соответствии с Договором и другими актами, входящими в право Союза, функций и полномочий, связанных с принятием решений, распоряжений, рекомендаций, осуществлением иных действий, которые оказали, оказывают или могут оказать влияние на правомерность и эффективность формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, использования имущества и других активов Союза.
IX. Объекты внешнего аудита (контроля), их права и обязанности
16. Объектами внешнего аудита (контроля) являются:
а) Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия);
б) Суд Союза.
17. В ходе осуществления внешнего аудита (контроля) объекты внешнего аудита (контроля) имеют право:
а) представлять в письменной форме объяснения (пояснения) по фактам нарушений, выявленных группой инспекторов при проведении мероприятий;
б) представлять в письменной форме замечания (возражения) по содержанию актов и других документов, составленных и предоставленных для ознакомления членами группы инспекторов в ходе и по результатам проведения мероприятия;
в) направлять в ответственный высший орган государственного финансового контроля обращения о продлении сроков исполнения представлений в случае наличия объективных причин их неисполнения в установленные сроки.
18. В ходе осуществления внешнего аудита (контроля) объекты внешнего аудита (контроля) и их должностные лица обязаны обеспечить:
а) соблюдение прав членов группы инспекторов, предусмотренных настоящим Положением;
б) представление группе инспекторов информации, документов и материалов, необходимых для осуществления внешнего аудита (контроля);
в) создание членам группы инспекторов нормальных условий для работы, предоставление им необходимых для проведения мероприятий помещений, средств транспорта и связи, их техническое обслуживание;
г) представление письменных объяснений (пояснений) по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
д) ознакомление с актами и другими документами, предоставленными для ознакомления членами группы инспекторов в ходе и по результатам проведения мероприятий;
е) подписание документов, составленных по результатам проведения мероприятий и подписанных членами группы инспекторов;
ж) выполнение в установленные сроки требований, содержащихся в направленных им представлениях;
з) уведомление в установленные сроки руководителя группы инспекторов о результатах рассмотрения представлений и о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений.
X. Формы, виды (типы) внешнего аудита (контроля)
19. Внешний аудит (контроль) осуществляется ежегодно в форме предварительного аудита (контроля), текущего аудита (контроля) и последующего аудита (контроля) в соответствии со стандартами внешнего аудита (контроля).
20. Предварительный аудит (контроль) осуществляется на этапе формирования проекта бюджета Союза при рассмотрении проектов бюджетных смет получателей бюджетных средств в целях определения эффективности расходов органов Союза и оптимизации расходов бюджета Союза.
21. Текущий аудит (контроль) осуществляется в ходе исполнения бюджета Союза при выделении бюджетных средств органам Союза, а также в процессе поступления доходов в целях предупреждения неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств органами Союза.
22. Последующий аудит (контроль) осуществляется после фактического использования получателями выделенных бюджетных средств в ходе рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета Союза в целях определения достоверности бюджетной и иной отчетности, адресности, целевого характера и эффективности использования средств бюджета Союза, имущества и других активов Союза.
23. В зависимости от поставленных задач внешний аудит (контроль) осуществляется в виде аудита соответствия, финансового аудита и аудита эффективности или их сочетания в соответствии со стандартами внешнего аудита (контроля).
24. Аудит соответствия состоит в проверке соблюдения объектами внешнего аудита (контроля), в том числе в ходе формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, использования имущества и других активов Союза, актов, входящих в право Союза, актов органов Союза, нормативных правовых актов государств - членов Союза.
25. Финансовый аудит состоит в проверке достоверности финансовых операций, бюджетного и бухгалтерского учета, бюджетной, финансовой и иной отчетности, целевого использования объектами аудита (контроля) средств бюджета Союза, имущества и других активов Союза.
26. Аудит эффективности состоит в оценке эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, в том числе полученными объектами внешнего аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных задач и осуществления возложенных на них функций, а также эффективности использования имущества и других активов Союза.
XI. Методы осуществления внешнего аудита (контроля)
27. Методами осуществления внешнего аудита (контроля) являются проверка, анализ, обследование, мониторинг.
28. Проверка представляет собой действия по исследованию за определенный период отдельных действий (операций) или определенного направления деятельности, в том числе финансовой, объектов внешнего аудита (контроля).
29. Анализ представляет собой действия по исследованию отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объектов внешнего аудита (контроля) и систематизации результатов этого исследования.
30. Обследование представляет собой действия по анализу и оценке состояния определенной сферы предмета и деятельности объекта внешнего аудита (контроля).
31. Мониторинг представляет собой действия по сбору и анализу на системной и регулярной основе информации о предмете, деятельности и результатах деятельности объектов внешнего аудита (контроля).
XII. Стандарты и методология внешнего аудита (контроля)
32. Стандарты внешнего аудита (контроля) - нормативный документ, определяющий стандарты и методологию внешнего аудита (контроля), включая характеристики, правила, процедуры осуществления внешнего аудита (контроля) и требования к его результатам.
33. Стандарты внешнего аудита (контроля), изменения и дополнения к ним совместно разрабатываются высшими органами государственного финансового контроля и утверждаются их совместными решениями.
34. Стандарты внешнего аудита (контроля) разрабатываются с учетом положений международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов аудита (ISSAI).
35. Стандарты внешнего аудита (контроля) являются обязательными для исполнения всеми членами группы инспекторов.
XIII. Организация и планирование осуществления внешнего аудита (контроля)
36. Деятельность по организации внешнего аудита (контроля) координирует ответственный высший орган государственного финансового контроля в течение 1 календарного года на ротационной основе в порядке русского алфавита по наименованию государства - члена Союза.
37. Внешний аудит (контроль) осуществляется на основании годового плана.
38. Годовой план включает в себя перечень планируемых мероприятий, сроки их проведения, объекты внешнего аудита (контроля) и состав исполнителей мероприятий.
39. Проект годового плана формируется ответственным высшим органом государственного финансового контроля, рассматривается и утверждается совместным решением высших органов государственного финансового контроля не позднее чем за 15 дней до наступления календарного года, на который он утверждается.
40. Внеплановые мероприятия могут проводиться на основании соответствующих решений Высшего совета или по обращению Евразийского межправительственного совета.
41. По предложению одного или нескольких высших органов государственного финансового контроля в годовой план могут вноситься изменения и дополнения.
Изменения и дополнения в годовой план совместно рассматриваются и утверждаются высшими органами государственного финансового контроля.
42. Периодичность проведения мероприятий различных форм внешнего аудита (контроля) определяется соответствующими стандартами внешнего аудита (контроля).
XIV. Формирование группы инспекторов
43. Формирование группы инспекторов, утверждение ее численности и персонального состава, назначение ее руководителя, определение срока, на который она формируется, совместно осуществляются высшими органами государственного финансового контроля.
44. Группа инспекторов формируется из представителей высших органов государственного финансового контроля исходя из принципа их равного представительства.
Персональный состав членов группы инспекторов от каждого высшего органа государственного финансового контроля определяется руководителем соответствующего высшего органа государственного финансового контроля.
XV. Предоставление информации по запросам группы инспекторов
45. Все объекты внешнего аудита (контроля), другие органы Союза, в том числе осуществляющие внешний и внутренний контроль за исполнением бюджета Союза, органы исполнительной власти государств - членов Союза, на которые возложены функции по формированию и исполнению национальных бюджетов, а также их должностные лица обязаны предоставлять группе инспекторов по ее запросам информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления внешнего аудита (контроля).
46. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления группе инспекторов информации, документов, материалов, необходимых для осуществления внешнего аудита (контроля), а также предоставление заведомо ложной информации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, влекут за собой ответственность, установленную актами, входящими в право Союза, и законодательством государств - членов Союза.
XVI. Права, обязанности и ответственность членов группы инспекторов при проведении мероприятий
47. При проведении мероприятий члены группы инспекторов имеют право:
а) беспрепятственно посещать с учетом режима работы объектов внешнего аудита (контроля) их территории и помещения, иметь доступ к информации, документам и материалам объектов внешнего аудита (контроля), в том числе содержащимся в их информационных системах, осматривать любые помещения, находящиеся в пользовании и распоряжении объектов внешнего аудита (контроля);
б) при обнаружении признаков подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений, а также данных, указывающих на признаки уголовных и административных правонарушений, не препятствуя нормальной деятельности объекта аудита (контроля) снимать копии с необходимых документов и материалов;
в) в пределах своей компетенции требовать от руководителей, других должностных лиц и сотрудников объектов внешнего аудита (контроля) представления письменных объяснений (пояснений) по фактам нарушений, выявленных при проведении мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;
г) составлять акты по фактам непредоставления или несвоевременного предоставления руководителями, другими должностными лицами и сотрудниками объектов внешнего аудита (контроля) запрошенных при проведении мероприятий информации, документов и материалов;
д) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности объектов внешнего аудита (контроля), в том числе в порядке, установленном международными договорами в рамках Союза, с документами, содержащими сведения ограниченного распространения, и, при наличии соответствующего допуска, с документами, содержащими сведения, относящиеся в соответствии с законодательством государств - членов Союза к государственной тайне (государственным секретам);
е) знакомиться с информацией, касающейся финансовой, хозяйственной и иной деятельности объектов внешнего аудита (контроля) и хранящейся в электронной форме в базах данных объектов внешнего аудита (контроля), в том числе в порядке, установленном международными договорами в рамках Союза, с информацией, содержащей сведения ограниченного распространения, и, при наличии соответствующего допуска, с информацией, содержащей сведения, относящиеся в соответствии с законодательством государств - членов Союза к государственной тайне (государственным секретам);
ж) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных объектов внешнего аудита (контроля).
48. Члены группы инспекторов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность объектов внешнего аудита (контроля), а также разглашать полученную при проведении мероприятий информацию, предавать гласности свои выводы до принятия Высшим советом соответствующего решения по итогам рассмотрения результатов внешнего аудита (контроля).
Члены группы инспекторов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законодательством государств - членов Союза тайну, ставшую им известной при осуществлении внешнего аудита (контроля), объективно проводить мероприятия и достоверно отражать их результаты.
Члены группы инспекторов могут использовать полученные данные, информацию и материалы только в целях осуществления своих функций и полномочий.
Члены группы инспекторов обязаны обеспечить сохранность документов и других материалов, полученных от объектов аудита (контроля).
Члены группы инспекторов несут ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Союза за достоверность и объективность результатов проводимого ими внешнего аудита (контроля), выносимых на рассмотрение Высшего совета, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законодательством государств - членов Союза тайны.
XVII. Осуществление внешнего аудита (контроля)
49. Внешний аудит (контроль) осуществляется посредством проведения соответствующих мероприятий в рамках предварительного аудита (контроля), текущего аудита (контроля) и последующего аудита (контроля).
50. Мероприятия проводятся в соответствии с программами их проведения, разрабатываемыми в соответствии со стандартами внешнего аудита (контроля) группой инспекторов и совместно утверждаемыми высшими органами государственного финансового контроля.
Программа проведения мероприятия определяет содержание мероприятия, включающего в себя предмет, цели, вопросы и сроки проведения мероприятия, проверяемый период, перечень объектов внешнего аудита (контроля).
51. При подготовке программы проведения мероприятия осуществляются предварительное изучение предмета и объектов мероприятия посредством сбора и анализа соответствующей информации, определение целей и вопросов мероприятия, а также при необходимости критериев оценки эффективности.
52. При проведении мероприятия исследуются и анализируются деятельность и результаты деятельности объектов внешнего аудита (контроля), осуществляются сбор и анализ фактических данных и информации, необходимых для формирования доказательств в соответствии с целями и вопросами мероприятия, содержащимися в программе его проведения.
53. По результатам проведения мероприятий в зависимости от примененных методов внешнего аудита (контроля) оформляются документы в виде актов, заключений или аналитических докладов.
Результаты мероприятий, проводимых методом проверки, оформляются актами.
Результаты мероприятий, проводимых методами анализа или обследования, оформляются заключениями.
Результаты мероприятий, проводимых методом мониторинга, оформляются аналитическими докладами.
54. Документы, оформляемые по результатам проведения мероприятий, подписываются всеми членами группы инспекторов, участвовавшими в их проведении.
Члены группы инспекторов, подписавшие документы по результатам проведения мероприятий, несут персональную ответственность за достоверность содержащихся в них данных и информации.
55. Документы, составленные по результатам проведения мероприятий и подписанные членами группы инспекторов, в обязательном порядке представляются на ознакомление и подписание руководителю объекта внешнего аудита (контроля).
В случае несогласия с содержанием представленного на ознакомление и подписание документа руководитель объекта внешнего аудита (контроля) может направить в письменной форме свои замечания (возражения) руководителю группы инспекторов.
56. При выявлении группой инспекторов в ходе проведения мероприятия нарушений и недостатков, в том числе наносящих ущерб Союзу и (или) государствам - членам Союза, при создании препятствий для проведения мероприятия, а также по результатам проведенного мероприятия в соответствии с настоящим Положением подготавливаются обязательные для исполнения представления и направляются объектам внешнего аудита (контроля), государственным органам и организациям государств - членов Союза или их должностным лицам.
Представления должны содержать:
информацию о выявленных недостатках и нарушениях актов, входящих в право Союза, и законодательства государств - членов Союза;
требования о принятии мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, устранению причин и условий нарушений, а также по возмещению причиненного Союзу и (или) государствам - членам Союза ущерба (в случае его наличия);
требования о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении актов, входящих в право Союза, и законодательства государств - членов Союза;
сроки принятия мер по устранению нарушений и уведомления руководителя группы инспекторов о результатах рассмотрения представления.
Проекты представлений подготавливаются группой инспекторов и направляются руководителем группы инспекторов в ответственный высший орган государственного финансового контроля для принятия совместных решений высшими органами государственного финансового контроля об их направлении.
Решения о направлении представлений принимаются совместно высшими органами государственного финансового контроля.
Во исполнение соответствующих решений высших органов государственного финансового контроля ответственный высший орган государственного финансового контроля направляет представления объектам внешнего аудита (контроля), государственным органам и организациям государств - членов Союза или их должностным лицам.
О результатах рассмотрения представлений и о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений, руководители соответствующих объектов внешнего аудита (контроля), государственных органов и организаций уведомляют в письменной форме в сроки, указанные в представлениях, руководителя группы инспекторов.
57. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения представлений руководитель группы инспекторов информирует об этом ответственный высший орган государственного финансового контроля.
На основании полученной информации о неисполнении или ненадлежащем исполнении представлений ответственный высший орган государственного финансового контроля информирует Высший совет для принятия им необходимых решений.
58. В случае выявления в ходе проведения мероприятий данных, указывающих на признаки уголовных и административных правонарушений, руководитель группы инспекторов и соответствующий высший орган государственного финансового контроля осуществляют действия в соответствии с их полномочиями, определенными разделом VII настоящего Положения.
XVIII. Оформление результатов внешнего аудита (контроля)
59. По итогам осуществления предварительного аудита (контроля), текущего аудита (контроля) или последующего аудита (контроля) на основании результатов проведенных мероприятий оформляются соответствующие итоговые отчеты.
Итоговые отчеты содержат информацию о результатах осуществления предварительного аудита (контроля), текущего аудита (контроля) или последующего аудита (контроля), а также предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков, их причин и последствий, повышению эффективности формирования, управления и распоряжения средствами бюджета Союза, использования имущества и других активов Союза, совершенствованию актов, входящих в право Союза, и законодательства государств - членов Союза.
60. Общие требования к содержанию и оформлению итоговых отчетов определяются соответствующими стандартами внешнего аудита (контроля).
61. Итоговые отчеты подписываются руководителем группы инспекторов, за достоверность которых он несет персональную ответственность, и направляются в ответственный высший орган государственного финансового контроля для последующего внесения их на совместное рассмотрение высших органов государственного финансового контроля.
62. По результатам рассмотрения итоговых отчетов высшие органы государственного финансового контроля утверждают их и с проектами соответствующих решений вносят на рассмотрение Высшего совета.
XIX. Внесение результатов внешнего аудита (контроля) на рассмотрение Высшего совета
63. Утвержденные итоговые отчеты и проекты решений Высшего совета ответственный высший орган государственного финансового контроля направляет в Совет Комиссии представителю своего государства - члена Союза для последующего включения в установленном порядке соответствующего вопроса в повестку дня очередного заседания Высшего совета.
64. По результатам рассмотрения итоговых отчетов Высшим советом принимаются решения, в том числе необходимые для устранения органами Союза выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушений и недостатков, их причин и последствий.
XX. Контроль реализации результатов внешнего аудита (контроля)
65. Группа инспекторов осуществляет контроль реализации результатов внешнего аудита (контроля), состоящий в анализе результатов рассмотрения объектами внешнего (аудита), государственными органами и организациями государств - членов Союза и их должностными лицами направленных им представлений и контроле за выполнением мер по устранению выявленных в ходе осуществления внешнего аудита (контроля) нарушений и недостатков, их причин и последствий.
XXI. Гарантии правового статуса членов группы инспекторов
66. Правовой статус членов группы инспекторов определяется законодательством государств - членов Союза, представителями высших органов государственного финансового контроля которых они являются.
67. Воздействие на членов группы инспекторов с целью воспрепятствовать исполнению ими своих служебных обязанностей по осуществлению внешнего аудита (контроля) либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, насильственные действия, оскорбления, а также клевета влекут ответственность, установленную актами, входящими в право Союза, и законодательством государств - членов Союза.
XXII. Обязательность исполнения требований членов группы инспекторов
68. Требования членов группы инспекторов, связанные с исполнением ими своих служебных обязанностей по осуществлению внешнего аудита (контроля), являются обязательными для исполнения всеми объектами внешнего аудита (контроля), их должностными лицами и сотрудниками.
XXIII. Материальное и социальное обеспечение членов группы инспекторов
69. Материальное и социальное обеспечение членов группы инспекторов, в том числе в части командирования к месту проведения мероприятий, осуществляется соответствующими высшими органами государственного финансового контроля, представителями которых они являются, за счет средств национальных бюджетов государств - членов Союза, выделяемых на обеспечение их деятельности.
XXIV. Информирование о результатах внешнего аудита (контроля)
70. Информирование общественности о результатах внешнего аудита (контроля) осуществляется путем опубликования для всеобщего сведения на официальных сайтах Союза и высших органов государственного финансового контроля рассмотренных Высшим советом итоговых отчетов, за исключением материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законодательством государств - членов Союза тайну.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Прописана процедура проведения внешнего аудита (контроля) в органах ЕАЭС.
В ходе него, в частности, проверяется соблюдение порядка формирования и исполнения бюджета союза, оценивается эффективность управления и распоряжения средствами бюджета ЕАЭС, готовятся предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Участниками внешнего аудита (контроля) являются высшие органы государственного финансового контроля, их должностные лица, а также группа инспекторов. Закреплены их функции и полномочия.
Объекты внешнего аудита (контроля) - ЕЭК и Суд ЕАЭС. Установлены их права и обязанности.
Выделяют предварительный, текущий и последующий аудит (контроль). Он проводится ежегодно соответственно на этапе формирования проекта бюджета Союза, в ходе его исполнения и после фактического использования выделенных средств.
Определено, как оформляются результаты внешнего аудита (контроля) и контролируется их реализация.
Итоговые отчеты размещаются на официальных сайтах ЕАЭС и высших органов государственного финансового контроля.
Решение вступает в силу с даты его официального опубликования.
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 г. N 33 "Об утверждении Положения о внешнем аудите (контроле) в органах Евразийского экономического союза"
Настоящее решение вступает в силу с даты его официального опубликования
Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 19 октября 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Решение Высшего Евразийского экономического совета от 9 декабря 2022 г. N 22
Изменения вступают в силу с 12 декабря 2022 г.