20.12.2011 в 03 ч 35 мин UTC (09 ч 35 мин местного времени) при выполнении полета с грузом на внешней подвеске на площадку "ДНС-1" Тайлаковского месторождения Тюменской области Ханты-Мансийского автономного округа произошла катастрофа с вертолетом Ми-26Т RA-06121 ОАО "Нефтеюганский объединенный авиаотряд".
При выполнении захода на площадку для отцепки одного, с последующей подцепкой другого, груза на внешней подвеске (без выполнения посадки) на высоте примерно 60 м произошло отделение части фюзеляжа с концевой балкой по шпангоуту N 33 центральной части фюзеляжа.
В результате жесткой посадки возник пожар, вертолет получил значительные повреждения и частично сгорел. Один из членов экипажа погиб.
По заключению комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию авиационного происшествия с вертолетом Ми-26Т RA-06121 (далее - комиссия по расследованию), "причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-26Т RA-06121 явилось разрушение в прямолинейном полете конструкции центральной части фюзеляжа по шпангоуту N 33 с распространением сверху вниз до шпангоута N 36.
Повышение напряженности верхней части фюзеляжа у шпангоута N 33 вызвало ускоренное зарождение и развитие здесь усталостных трещин, а также уменьшение критического размера зоны усталостного разрушения.
Имеющиеся средства инструментального контроля не позволяют определить изменение напряженно-деформированного состояния конструкции.
Усталостные трещины не были выявлены при технической эксплуатации вертолета.
Способствующими факторами авиационного происшествия могли быть:
- дефекты изготовления и ремонта вертолета в зоне стрингера N 2 правого у шпангоута N 33, которые могли вызвать более раннее зарождение трещин;
- применение нестандартного (в нарушение требований РЛЭ и РТЭ) варианта внешней подвески, что могло ускорять процессы зарождения и развития трещин в периоды использования такой подвески".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-26Т RA-06121, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2011/report_ra-06121.pdf.
Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, и подпунктами 5.4.6 и 9.9 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации подготовить обращение в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с предложением, с учетом реализованных ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" мероприятий в связи с катастрофой вертолета Ми-26Т RA-06121, оформить решение о возможности и условиях дальнейшей безопасной эксплуатации вертолетов типа Ми-26Т до доработки их конструкции для соответствия сертификату типа N 81-26ТС, включающее принятие мер, направленных на:
исключение формального подхода к оценке технического состояния вертолетов при проведении процедуры подтверждения ресурса;
внесение в РТЭ для вертолетов Ми-26Т, в конструкции которых применяется материал 01420, изменений, предусматривающих выполнение работ по осмотру в соответствии с бюллетенем N 90.0605-БД-Г после превышения вертикальной перегрузки 1,7 g, ударов лопастей несущего и рулевого винтов о посторонние предметы (хвостовую балку);
разработку методики неразрушающего контроля состояния силового набора в районе шпангоутов N 32-36 центральной части фюзеляжа вертолета;
уточнение периодичности и порядка выполнения работ по контролю состояния обшивки в районе шпангоутов N 32-36 центральной части фюзеляжа вертолета;
проведение летных испытаний по оценке напряженно-деформированного состояния и вибросостояния конструкции фюзеляжа вертолета Ми-26Т и принятие решения о необходимости доработки фюзеляжей вертолетов Ми-26, Ми-26Т;
разработку и внедрение устройств индикации напряженно-деформированного состояния критических мест конструкции фюзеляжа в полете с его регистрацией средствами объективного контроля;
проведение оценки влияния техники пилотирования на уровень напряжений в силовых элементах конструкции, в том числе при применении внешней подвески;
разработку комплекса мер с целью определения нагруженности центральной части фюзеляжа в эксплуатации;
внесение изменений в регламент технического обслуживания с целью устранения неточностей в формулировках технологических карт при определении объема смотровых работ (осмотр обшивки фюзеляжа изнутри);
замену регистраторов с записью информации на магнитную ленту на твердотельные регистраторы, а также решение вопроса о доработках системы встроенного контроля и стенда по проверке МАРС-БМ в лабораторных условиях с целью исключения выдачи ложной информации об исправности магнитофона при отсутствии ленты в тракте лентопротяжного механизма.
2. Исполняющему обязанности директора ФАУ "Государственный центр "Безопасность полетов на воздушном транспорте" доработать программу экспресс-анализа для вертолетов типа Ми-26, предусмотрев возможность фиксирования максимального и минимального значений вертикальной перегрузки, реализующейся в процессе отцепки груза при полетах с грузом на внешней подвеске.
3. Руководителям территориальных органов Росавиации:
3.1. довести до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатирующих вертолёты Ми-26Т и его модификации, настоящий приказ и окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия с вертолётом Ми-26Т RA-06121, размещенный на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет;
3.2. рекомендовать руководителям авиационных предприятий, эксплуатирующих вертолёты Ми-26Т и его модификации, провести занятия с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей воздушных судов с целью изучения особенностей работы вертолета при перевозке грузов на внешней подвеске.
4. Руководителю Тюменского МТУ Росавиации доложить в Росавиацию о принятых мерах по устранению недостатков в деятельности ОАО "ЮТэйр-инжиниринг" и ОАО "ЮТэйр - Вертолетные услуги", выявленных в ходе расследования катастрофы вертолета Ми-26Т RA-06121.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.
И.о. руководителя |
К.А. Махов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 30 сентября 2015 г. N 630 "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-26Т RA-06121"
Текст приказа официально опубликован не был