Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 1 октября 2015 г. N 632
Обстоятельства авиационных происшествий с вертолетами Ми-2 RA-23721 и Ми-2 RA-15643
10.07.2014 в районе Ватьеганского нефтяного месторождения произошла катастрофа вертолета Ми-2 RA-23721 ЗАО "Авиакомпания Конверс Авиа".
Выполнялся полет по маршруту Когалым - Ватьеганское месторождение - Когалым. Полет по данному маршруту командир воздушного судна (далее - КВС) выполнял впервые. На предполетной подготовке КВС изучил полетные карты, в том числе расположение линий электропередачи (далее - ЛЭП).
Предполагаемые фактические метеоусловия на месте катастрофы, по данным ближайшей метеорологической станции (расположенной на удалении 40,7 км от места авиационного происшествия (далее - АП)), не препятствовали выполнению полета: ветер у земли 230° - 240°, скорость ветра 5 м/с - 10 м/с, видимость 10 км, облачность незначительная кучево-дождевая высотой 600-800 м, сплошная средняя, температура у земли +15°С, давление у земли по площадям от 749 до 756 мм рт. ст.
После высадки пассажиров на подобранной с воздуха площадке КВС выполнил взлет с набором высоты 10-15 метров и продолжил полет на этой высоте со скоростью около 30 км/ч. В нарушение рекомендации пункта 4.2.1 (7) Руководства по летной эксплуатации вертолета Ми-2, КВС не произвел энергичного разгона и набора высоты. На удалении 430 метров от места взлета вертолет лопастями несущего винта столкнулся с проводом ЛЭП 35 кВт, потерял управление и упал на землю.
Комиссией Межгосударственного авиационного комитета по расследованию катастрофы вертолета Ми-2 RA-23721 (далее - комиссия по расследованию) был сделан вывод о том, что невыдерживание параметров взлета и отсутствие контроля внекабинного пространства, наиболее вероятно, вызваны отвлечением внимания КВС вследствие падения личного карманного компьютера (используемого в качестве нештатного навигатора), крепления под который не предусмотрено конструкцией вертолета Ми-2.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-23721 явилось выполнение полета на высоте 10-12 м, не обеспечивающей безопасный пролет над препятствием, что привело к столкновению с проводами воздушной ЛЭП. Причину выполнения полета на высоте 10-12 м однозначно установить не представилось возможным, но, наиболее вероятно, пилот в процессе взлета отвлекся от пилотирования вертолета и контроля внекабинного пространства из-за возможного падения с места крепления карманного компьютера HP iPAQTravelCompanion, используемого КВС в качестве нештатного навигационного устройства.
Способствующим фактором могло явиться отсутствие маркировки проводов воздушной ЛЭП".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-23721, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2014/report_ra-23721.pdf.
26.12.2014 в районе населенного пункта Нижняя Мактама произошла авария вертолета Ми-2 RA-15643 ОАО "Казанское авиапредприятие".
Выполнялся полет с целью осмотра участка нефтепровода Азнакаево - Альметьевск. На борту вертолета находились КВС, авиатехник и представитель заказчика.
Фактические метеоусловия на месте аварии, по данным ближайшей метеорологической станции (МДП Бугульма), не препятствовали выполнению полета: ветер 320°, 4 м/с, видимость - более 10 км, облачность - разбросанная, кучево-дождевая, нижняя граница 300 м, температура воздуха минус 10°С, точка росы минус 11°С, давление 744 мм рт. ст.
Осмотр нефтепровода производился на высоте 100 м с несколькими снижениями и зависаниями на высоте 2-3 м для фиксации номеров реперных знаков нефтепровода представителем заказчика.
В районе н.п. Нижняя Мактама по просьбе представителя заказчика КВС произвел очередное снижение на высоту 5-7 м на расстоянии 20 м от знака. В дальнейшем пилот, не оценив положение вертолета относительно проходящей рядом ЛЭП, принял решение переместить вертолет со снижением высоты до 2-3 м. В процессе перемещения на предельно малой высоте вертолет столкнулся лопастями несущего винта с проводом ЛЭП (нижняя точка провисания провода 6 метров). В результате последовавшей за этим грубой посадки вертолет получил значительные повреждения, находившиеся на борту КВС, авиатехник и представитель заказчика не пострадали.
Комиссией по расследованию было отмечено, что пилот неоднократно совершал облет нефтепровода по данному маршруту. Вместе с тем отсутствие на полетной карте, используемой пилотом, препятствий по маршруту полета могло способствовать развитию аварийной ситуации.
По заключению комиссии по расследованию:
"Причиной авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15643 стала недостаточная осмотрительность КВС при выполнении снижения и зависания, что привело к столкновению лопастей несущего винта с проводом воздушной ЛЭП. Способствующими факторами АП могли явиться:
отсутствие на полетной карте имеющихся по маршруту полета препятствий;
отсутствие маркировки проводов воздушной ЛЭП в районе проложенного нефтепровода;
недостаточное качество проведенных предварительной и предполетной подготовок к полетам".
Подробная информация об обстоятельствах катастрофы приведена в окончательном отчете по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-2 RA-15643, опубликованном на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета в сети Интернет по адресу: http://www.mak.ru/russian/investigations/2014/report_ra-15643.pdf.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 1 октября 2015 г. N 632 "О реализации мероприятий по результатам... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.