Методические указания по организации работы по технике безопасности и производственной санитарии на электростанциях и в сетях
(утв. Минэнерго СССР 14 ноября 1978 г.)
1. Общие положения
1.1. В Методических указаниях изложены основные положения организации работы по технике безопасности и производственной санитарии при обслуживании энергетического оборудования на электростанциях, в тепловых и электрических сетях, а также в организациях Минэнерго СССР, занятых вопросами эксплуатации и ремонта энергетического оборудования.
Настоящие Указания рекомендуются для всех энергетических систем, тепловых, гидравлических и атомных электростанций, электрических и тепловых сетей и других предприятий энергосистем, а также предприятий, занимающихся вопросами обслуживания энергетического оборудования (наладочные, ремонтные и т.д.).
1.2. Основными задачами работы в области техники безопасности, производственной санитарии и радиационной безопасности при эксплуатации энергетического оборудования являются создание безопасных условий труда, обучение персонала безопасным приемам работ, выявление и устранение причин производственного травматизма, повышение культуры производства, разработка и осуществление организационно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий по предупреждению и снижению производственного травматизма и заболеваемости.
1.3. Общее руководство и ответственность за организацию работ в области техники безопасности и производственной санитарии в системе Минэнерго СССР возложены на Отдел по технике безопасности и промсанитарии.
1.4. В производственных энергетических объединениях (районных энергетических управлениях) руководство и ответственность за организацию работы по технике безопасности на предприятиях возлагаются на должностных лиц энергосистемы: управляющего, его заместителей, главного инженера, его заместителей, начальников производственных служб и отделов.
На руководителей энергоуправлений и директоров энергопредприятий в соответствии с ПТЭ возлагаются персональная ответственность и общее руководство, а на главных инженеров - организация работы по технике безопасности с целью обеспечения безопасных условий труда.
1.5. Служба надежности и техники безопасности подчиняется непосредственно главному инженеру и под его руководством осуществляет организацию работы по технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях РЭУ (ПЭУ) и контроль за этой работой, а также за деятельностью в этой области производственных служб управления.
1.6. На предприятиях (электростанции, предприятия электрических и тепловых сетей, а также другие предприятия, занимающиеся вопросами обслуживания энергооборудования) организация работы по технике безопасности и производственной санитарии осуществляется должностными лицами: руководителями предприятия (директором и главным инженером и их заместителями), начальниками цехов (участков, подстанций, служб, отделов), старшими мастерами (мастерами).
Начальники цехов, районов и участков сетей, подстанций, служб, лабораторий, мастерских, начальники смен и мастера обязаны обеспечить проведение организационных и технических мероприятий по созданию безопасных условий труда, инструктаж и обучение персонала безопасным методам работы и контроль за выполнением правил техники безопасности.
1.7. В соответствии с типовой организационной структурой и нормативной численностью на предприятии устанавливается должность инженера-инспектора по технике безопасности (на блочных электростанциях - старший инспектор по охране труда и технике безопасности, для неблочных электростанций и других энергопредприятий - старший инженер по технике безопасности или старший инженер-инспектор по технике безопасности*(1)). На некоторых энергопредприятиях в соответствии с нормативами эта должность совмещается с должностью инженера-инспектора по эксплуатации.
На атомных электростанциях контроль за состоянием техники безопасности, выполнением правил техники безопасности, за состоянием охраны труда и производственной санитарии возлагается на отдел охраны труда и техники безопасности (ООТиТБ).
На этот же отдел возлагаются обязанности по надзору и контролю за состоянием радиационной безопасности, в том числе по контролю за жидкими сбросами, газовыми и аэрозольными выбросами, очисткой воды и воздуха, радиационной обстановкой на АЭС и в районе ее размещения, облучаемостью персонала.
1.8. Инженер-инспектор на предприятии подчиняется непосредственно главному инженеру предприятия и под его руководством организует работу по технике безопасности и производственной санитарии в соответствии с "Типовым положением об инженере-инспекторе (старшем инженере-инспекторе) по технике безопасности и производственной санитарии энергопредприятий и организаций Минэнерго СССР"*(2).
1.9. Наряду с должностными лицами к работе по технике безопасности на энергопредприятиях должны привлекаться общественные организации: профсоюзная, совет молодых специалистов, ячейки ВОИР и др. В задачу общественности входит участие в организации социалистического соревнования, в организации и стимулировании рационализаторской работы по технике безопасности, в организации общественных смотров и конкурсов по охране труда, в проведении Дня техники безопасности, в поощрении по общественной линии наиболее отличившихся работников за активное участие в работе по совершенствованию охраны труда, в принятии мер общественного воздействия к нарушителям требований техники безопасности и т.д.
1.10. Надзор по охране труда и технике безопасности на энергопредприятиях осуществляют:
Госгортехнадзор СССР - за выполнением установленных правил по безопасному ведению работ и проведению профилактических мероприятий по предупреждению аварий и производственных травм при эксплуатации подконтрольных объектов (паровых котлов, атомных реакторов, паропроводов, сосудов, работающих под давлением, крановых механизмов и др.).
Госсаннадзор Минздрава СССР - за соблюдением санитарных норм и правил, гигиенических норм, санитарно-противоэпидемических правил.
Госпожнадзор УПО МВД - за соблюдением установленных противопожарных норм и правил и проведением мероприятий по пожарной безопасности на энергопредприятиях.
Госатомнадзор - за соблюдением при проектировании, сооружении и эксплуатации АЭС правил и норм ядерной безопасности, исключающих возможность образования неконтролируемых критических масс.
Общественный контроль за состоянием охраны труда и техники безопасности осуществляется профсоюзными органами и комиссиями по охране труда.
2. Организация работы по технике безопасности и производственной санитарии на предприятии
2.1. Текущее планирование работы
2.1.1. В соответствии с Типовым положением об инженере-инспекторе по технике безопасности инженер-инспектор работает по годовым и месячным планам, утверждаемым главным инженером предприятия.
Годовой план составляется на основе директивных материалов вышестоящих организаций, комплексных планов по оздоровлению труда, предписаний по результатам проверок по технике безопасности и охране труда и др. На основе годовых планов может быть рекомендовано составление квартальных планов работы инженера-инспектора.
Эти планы также должны утверждаться главным инженером. Квартальный план работы является основой для разработки месячных планов, также утверждаемых главным инженером, и им следует руководствоваться в ежедневной работе инженера-инспектора (приложения 1, 2 и 3).
2.2. Разработка годовых планов номенклатурных мероприятий по охране труда
2.2.1. Инженер-инспектор принимает участие в разработке предприятием и его подразделениями годовых планов номенклатурных мероприятий по охране труда и проверке их выполнения. В эти планы включаются мероприятия в соответствии со "Сводной номенклатурой мероприятий по охране труда для организаций и предприятий Министерства энергетики и электрификации СССР".
В планы должны также включаться мероприятия по обучению персонала безопасным приемам работы и пропаганде техники безопасности и производственной санитарии. В них входят курсовое обучение, демонстрация плакатов, кинофильмов, занятия с тренажерами-манекенами, изучение справочников, правил, памяток, а также организация кабинетов и уголков по технике безопасности, организация смотров, конкурсов и т.д.
В состав номенклатурных мероприятий не должны входить содержание и ремонт ограждений, ремонт вентиляционных устройств и санитарно-бытовых устройств, приобретение мыла, индивидуальных средств защиты, спецодежды, благоустройство территории, изготовление лесов и подмостей, такелажных средств и т.д.
Включаемые в план мероприятия должны носить конкретный характер.
Инженер-инспектор совместно с комиссией по охране труда завкома ежеквартально проверяет выполнение мероприятий, намеченных планом. Проверка оформляется актом.
2.3. Обход рабочих мест и проверка состояния техники безопасности в структурных подразделениях
2.3.1. Инженер-инспектор производит ежедневные обходы рабочих мест, оборудования. Во время обхода проверяется содержание рабочих мест, выборочно проверяется правильность выдачи нарядов и допуска к работе, подготовка рабочих мест, в беседах с персоналом проверяется знание им безопасных приемов работы, умение пользоваться средствами защиты и др. К ежедневным обходам могут привлекаться общественные инспектора по охране труда.
О результатах обхода инженер-инспектор докладывает главному инженеру и в случае необходимости готовит соответствующие указания по устранению выявленных недостатков.
2.3.2. В соответствии с ежемесячными планами работы инженер-инспектор проводит плановые проверки состояния техники безопасности в структурных подразделениях предприятий. Рекомендуется составлять годовые графики таких проверок.
Перед проведением плановой проверки в структурном подразделении инженер-инспектор обязан ознакомиться с вышедшими за последнее время приказами, циркулярами и другими директивными материалами, а также с предписанием предыдущей проверки, наметить перечень вопросов, которые должны быть освещены при проверке (приложение 4). Проверку в цехе необходимо проводить совместно с руководством цеха, мастерами, начальником смены (или другими лицами оперативного персонала). После окончания проверки инженер-инспектор обобщает ее результаты, намечает мероприятия и сроки по устранению выявленных недостатков, готовит предписание и за подписью главного инженера направляет его в проверенное подразделение для исполнения.
2.4. Проработка директивных материалов по технике безопасности и производственной санитарии
2.4.1. Инженер-инспектор ведет учет директивных материалов по технике безопасности и производственной санитарии, ежемесячных обзоров травматизма, поступающих на энергопредприятие, а также контролирует изучение их персоналом. Он же контролирует выполнение структурными подразделениями мероприятий, намеченных на основании этих документов.
Персонал энергопредприятия следует ознакомить с поступившими директивными материалами по технике безопасности, причем руководство предприятия определяет, в каком объеме тот или иной контингент работников предприятия должен быть ознакомлен с этими материалами.
2.4.2. Для учета директивных материалов по технике безопасности и производственной санитарии и контроля за их проработкой, а также за выполнением намеченных на их основании мероприятий инженер-инспектор ведет журнал (приложение 5). Подобный журнал должен вестись также во всех структурных подразделениях предприятия.
2.4.3. Инженер-инспектор контролирует состояние проработки директивных материалов в структурных подразделениях, уделяя особое внимание исполнению намеченных мероприятий.
2.4.4. Проработка директивных документов по технике безопасности в структурных подразделениях может включаться в план технической учебы персонала, проводимой в соответствии с "Руководящими указаниями по организации работы с персоналом на электрических станциях, в электрических и тепловых сетях"*(3). Кроме того, должны быть организованы разовые проработки материалов с персоналом. При проработке обзоров несчастных случаев следует увязывать материалы обзоров с аналогичными случаями нарушений техники безопасности, имевшими место на данном предприятии.
2.5. Проведение инструктажей по технике безопасности
2.5.1. В соответствии с Руководящими указаниями предусматриваются следующие виды инструктажа:
- вводный;
- первичный;
- периодический (плановый);
- дополнительный (неплановый, внеочередной).
Руководящие указания определяют общие правила проведения инструктажей: указываются лица, проводящие инструктажи, сроки проведения, правила оформления и т.д.
2.5.2. Вводный инструктаж по технике безопасности для вновь поступающего на предприятие персонала проводит инженер-инспектор или лицо, выполняющее его функции. Цель вводного инструктажа - изложить общие представления о правилах техники безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и пожарной безопасности.
Примерный перечень вопросов вводного инструктажа приведен в приложении 6.
Рекомендуется разработать специальную программу проведения вводного инструктажа, которую должен утвердить главный инженер предприятия. В ней учитывается специфика производства и местных условий.
Вводный инструктаж следует проводить в кабинете по технике безопасности с применением наглядных пособий, макетов, плакатов и т.д. Лицам, прошедшим вводный инструктаж, рекомендуется выдать памятку.
2.5.3. Инженер-инспектор периодически контролирует правильность проведения первичного инструктажа и проверяет журнал инструктажа.
Инструктаж проводится на основе правил техники безопасности при обслуживании данного оборудования и местных инструкций по технике безопасности. Примерный перечень вопросов первичного инструктажа приведен в приложении 7.
Первичный инструктаж проводит начальник структурного подразделения, его заместитель или по их указанию инженерно-технический работник подразделения непосредственно на рабочем месте.
Инструктаж оформляется обязательной записью в журнале инструктажа структурного подразделения с подписями инструктирующих лиц и принятого на работу. Форма журнала определена Руководящими указаниями. Журнал хранится у начальника подразделения.
2.5.4. Общий порядок проведения периодических и дополнительных инструктажей по вопросам техники безопасности определяется Руководящими указаниями.
Инструктажи проводятся в рабочее время непосредственно на рабочем месте в форме беседы с разбором случаев нарушений правил техники безопасности, радиационной безопасности, а также производственной дисциплины и последствий, к которым привели или могли привести допущенные нарушения. Примерный перечень вопросов, включаемых в периодический и дополнительный инструктажи, приведен в приложении 8.
Инженер-инспектор или лицо, выполняющее его функции, выборочно проверяет правильность проведения инструктажей по вопросам техники безопасности и радиационной безопасности, а также правильность их оформления.
2.6. Обучение персонала и проверка знаний правил техники безопасности
2.6.1. Для различных категорий персонала, обслуживающего оборудование на энергетических предприятиях, ПТЭ и Руководящими указаниями установлены определенные виды и методы производственного обучения, в том числе курсовое обучение, техническая и экономическая учеба, инструктажи, тренировки, а также самостоятельное изучение персоналом правил, инструкций, обучение на полигонах и тренажерах и т.д. При обучении персонала технике безопасности применяются все эти виды и методы обучения по специальным программам. Вопросы техники безопасности, производственной санитарии и радиационной безопасности включаются также в программы производственного обучения. В программы должны включаться вопросы трудового законодательства, общие вопросы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и радиационной безопасности, изучение директивных материалов по технике безопасности и производственной санитарии, правил техники безопасности при обслуживании различного технологического оборудования, электробезопасность, обучение методам оказания доврачебной помощи пострадавшим (в первую очередь - методам непрямого массажа сердца и искусственного дыхания способом "изо рта в рот" на манекенах), вопросы гигиены труда, рациональные режимы труда и отдыха, эргономические требования к рабочему месту и т.д.
2.6.2. При проведении тренировок у персонала должны вырабатываться четкие приемы безопасной работы, умение оказать помощь пострадавшему, воспользоваться аптечкой, правильно и безопасно освободить пострадавшего, попавшего под действие электрического тока, и др.
2.6.3. Персонал, обслуживающий объекты, подконтрольные Госгортехнадзору СССР и другим органам государственного надзора, а также Министерству путей сообщения, и к которым предъявляются повышенные требования по технике безопасности, обучается и допускается к работе в порядке, установленном этими организациями.
2.6.4. Проверка знаний персонала после обучения, а также периодические проверки знаний правил техники безопасности, радиационной безопасности и т.д. проводятся в сроки, устанавливаемые ПТЭ и Руководящими указаниями. Объем проверки определяется руководством предприятия.
2.6.5. Внеочередные проверки знаний персонала по технике безопасности проводятся в соответствии с Руководящими указаниями:
- при вводе в действие новых правил техники безопасности и радиационной безопасности или их изменении;
- при назначении впервые на работу в качестве лица, осуществляющего надзор за эксплуатацией объектов, подведомственных органам государственного надзора (Госгортехнадзор и др.);
- при переводе на другую работу;
- по требованию вышестоящих организаций и контролирующих органов;
- после грубых нарушений требований техники безопасности и радиационной безопасности, могущих повлечь или повлекших за собою несчастные случаи;
- при вводе в эксплуатацию нового оборудования или изменении технологического процесса;
- после длительного перерыва в работе дежурного персонала.
При вводе или пересмотре новых правил, нового оборудования или технологического процесса должно быть организовано изучение вновь вышедших или пересмотренных правил, технологических схем оборудования, инструкций и т.д.
Программированный метод обучения с применением машин-экзаменаторов
2.6.6. Программированный метод обучения персонала энергопредприятий с применением машин-экзаменаторов имеет ряд преимуществ, основные из которых следующие:
а) процесс обучения и накопления знаний происходит более быстро, качество обучения улучшается, изучаемый материал прорабатывается более основательно, углубленно;
б) не затрачивается непроизводительно инженерно-технический труд на устный опрос персонала при проверке знаний правил и инструкций;
в) исключается субъективный подход к проверяемому при выставлении оценки знаний;
г) исключается повторение вопросов.
2.6.7. При программированном методе обучения должны применяться машины-экзаменаторы, на изготовление которых имеются утвержденные соответствующим органом технические условия.
Машины-экзаменаторы, применяемые при программированном методе обучения, обладают следующими характеристиками:
а) дают возможность обучающемуся фиксировать ответы на вопросы;
б) автоматически и незамедлительно отмечают правильность ответа, обеспечивая самоконтроль в процессе обучения.
2.6.8. При программированном методе обучения весь изучаемый материал должен быть разбит на небольшие части. Каждая часть должна быть представлена в виде последовательной цепи вопросов, касающихся существа изложенной темы. После проработки каждой части изучаемого материала обучающийся должен ответить на контрольные вопросы с вариантами ответов с помощью машин-экзаменаторов. При этом обучающемуся немедленно сообщается, правильно ли он ответил.
После успешного усвоения одной части материала обучающийся может приступить к изучению следующей части.
2.6.9. Экзамены проводятся по окончании изучения всего материала и предварительной проверки знаний на машине-экзаменаторе.
2.6.10. При предварительной проверке положительная оценка знаний, выставляемая машиной или с ее помощью, может служить основанием для проведения экзамена.
2.6.11. Контроль знаний при программированном обучении производится равномерно в течение всего периода обучения.
2.6.12. Использование машины для самоконтроля знаний способствует поддержанию знаний постоянно на высоком уровне, что для обучаемого является показателем его профессиональной подготовки.
2.6.13. Для обучения и проверки знаний персонала программированным методом должна быть составлена программа*(4), от качества которой зависит уровень знаний обучаемых.
2.6.14. Программы контрольных вопросов с вариантами ответов к действующим правилам и инструкциям должны соответствовать объемам знаний, утвержденным руководством предприятия для каждой должности.
Порядок проверки знаний с применением машин-экзаменаторов
2.6.15. С применением машин-экзаменаторов разрешается производить периодическую (очередную) проверку знаний. Первичная и внеочередная проверки знаний должны производиться только комиссией путем устного опроса в соответствии с Руководящими указаниями.
Периодическая (очередная) проверка знаний может производиться либо полностью с применением машин-экзаменаторов, либо в сочетании с устным опросом. Сочетание программированной проверки знаний с устным опросом необходимо в случае недостаточного количества разработанных программ.
2.6.16. Проверка знаний полностью с применением машин-экзаменаторов производится в том случае, если такой проверкой можно охватить весь объем знаний, обязательный для проверяемого. Состав комиссии и оформление результатов проверки должны соответствовать общим требованиям Руководящих указаний.
2.6.17. Перед проведением проверки знаний с применением машины-экзаменатора проверяемый должен быть ознакомлен с правилами работы с машиной-экзаменатором. После выдачи проверяемому билета с вопросами ему должно быть дано время на ознакомление с их содержанием и подготовку к ответам.
2.6.18. Число вопросов зависит от:
- квалификации и профессии проверяемого;
- типа машины-экзаменатора и соответствующего ему числа вариантов ответов на каждый вопрос.
Минимальное число вопросов для машин-экзаменаторов, у которых автоматическая оценка производится после ответов на 10 вопросов, должно составлять: при трех вариантах ответа на каждый вопрос - 30; при четырех вариантах - 20; при пяти вариантах - 10.
Для категории проверяемых, в объем знаний которых входит большое количество правил и инструкций, по усмотрению лица, производящего проверку, минимальное число задаваемых вопросов может быть увеличено.
2.6.19. При проверке знаний с применением машин-экзаменаторов в сочетании с устным опросом число устных вопросов зависит от объема материала, по которому производится устная проверка знаний, и в каждом случае должно определяться лицами, производящими проверку.
2.6.20. Оценка при проверке знаний с применением машин-экзаменаторов принимается та, которую автоматически выставляет машина. Если при проверке автоматическое выставление оценки производится неоднократно, за общую оценку принимается среднее арифметическое значение всех оценок. При этом округление десятых долей полученного балла до целого числа должно производиться в сторону большего, если десятая доля более 5.
2.6.21. Оценка при проверке знаний с применением машин-экзаменаторов, не имеющих устройств автоматического выставления оценки, выставляется следующим образом:
- при 10 правильных ответах на 10 вопросов - "Отлично";
- при 8-9 правильных ответах на 10 вопросов - "Хорошо";
- при 6-7 правильных ответах на 10 вопросов - "Удовлетворительно";
- при 5 и менее правильных ответах на 10 вопросов - "Неудовлетворительно".
Для машин-экзаменаторов, у которых число одноразового ввода вопросов более 10, для определения оценки знаний указанные выше значения следует пропорционально увеличить (например, при 20 вопросах эти значения увеличиваются вдвое).
2.6.22. Оценка при проверке знаний с применением машин-экзаменаторов в сочетании с устным опросом должна производиться путем выведения среднего балла из оценки, данной машиной-экзаменатором, и оценки устного опроса с округлением десятых долей, как указано в п. 2.6.20.
Неудовлетворительная оценка, полученная в этом случае на машине-экзаменаторе или при устном опросе, считается общей неудовлетворительной оценкой.
2.6.23. Контрольные билеты для проверки знаний, перечень правильных ответов к ним и коды для их шифровки должны находиться у председателей комиссий по проверке знаний в структурных подразделениях и могут выдаваться ими лицам, производящим проверку знаний.
2.6.24. Комплекты билетов, перечень правильных ответов к ним и коды должны использоваться только для проверки знаний персонала и не должны выдаваться кому-либо для использования в целях обучения.
Для самообучения и подготовки к проверке знаний должны применяться другие комплекты билетов. Порядок их хранения и выдачи персоналу должен быть определен на каждом предприятии, в цехе, службе, отделе и т.д.
2.7. Медицинские осмотры
2.7.1. Производственный персонал, принимаемый на работу в энергопредприятия, в обязательном порядке проходит медицинский осмотр в соответствии со списком производств и профессий, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 30 мая 1969 г. N 400.
В соответствии с этим Приказом указанный персонал должен подвергаться также периодическим медицинским осмотрам.
В направлении, выдаваемом в поликлинику (или медсанчасть), должно быть указано, какова профессия направляемого лица и каковы будут условия (в соответствии с Приказом) его работы.
2.7.2. Подростки, работающие на энергопредприятиях, проходят медицинские осмотры ежегодно независимо от профессии.
2.7.3. Изменение списка профессий, для которых устанавливаются обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, без разрешения Минздрава СССР не допускается.
3. Расследование, учет и изучение причин несчастных случаев на производстве
3.1. Порядок расследования несчастных случаев
3.1.1. Расследование несчастных случаев на производстве производится в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве*(5).
Расследованию в соответствии с Положением подлежат несчастные случаи, происшедшие на территории энергопредприятия (организации), а также при выполнении работ по заданию администрации вне территории предприятия, переездах персонала к месту работы и обратно на транспорте предприятия. Расследуются несчастные случаи, происшедшие как в течение рабочего времени (включая установленные перерывы), так и перед началом и по окончании работ, а также при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни.
3.1.2. Несчастные случаи с потерей трудоспособности не менее чем на один рабочий день расследуются начальником структурного подразделения совместно со старшим общественным инспектором по охране труда подразделения и инженером-инспектором или лицом, его замещающим. Они обязаны в течение 24 ч составить в четырех экземплярах акт по форме Н-1, выявить обстоятельства и причины несчастного случая, определить мероприятия по предупреждению повторения подобных случаев.
Руководитель подразделения немедленно сообщает о происшедшем руководству и профсоюзному комитету предприятия. Главный инженер предприятия в течение 1 сут. утверждает акт и принимает меры по предупреждению подобных случаев в дальнейшем. По одному экземпляру утвержденного акта главный инженер направляет начальнику подразделения, профсоюзному комитету и техническому инспектору труда профсоюза. По требованию пострадавшего администрация предприятия обязана выдать ему заверенную копию акта о несчастном случае не позднее трех дней с момента окончания его расследования.
Несчастный случай, происшедший на предприятии с рабочим или служащим, направленным другим предприятием, расследуется тем предприятием, на котором он произошел, с указанием в акте по форме Н-1 предприятия, которое направило пострадавшего.
Указанные несчастные случаи учитываются тем предприятием, работником которого является пострадавший. На это предприятие направляется копия акта расследования несчастного случая.
3.1.3. Специальному расследованию подлежат групповые несчастные случаи (происшедшие одновременно с двумя работниками и более), несчастные случаи со смертельным исходом и несчастные случаи, вызвавшие тяжелые травмы пострадавшего. Заключение о тяжести травмы выдает лечебное учреждение.
О каждом из вышеназванных несчастных случаев руководитель подразделения (цеха, участка, отдела, лаборатории и т.д.) обязан немедленно сообщить руководству предприятия, а также профсоюзному комитету.
Руководство обязано немедленно сообщить о несчастном случае техническому инспектору труда профсоюза, вышестоящей организации, ЦК профсоюза, Совету профсоюза и прокурору по месту нахождения предприятия, а на объектах, подведомственных Госгортехнадзору СССР, - местному органу Госгортехнадзора.
Сообщения о вышеназванных несчастных случаях, кроме того, в соответствии с указанием Минэнерго СССР направляются в Отдел по технике безопасности и промсанитарии Минэнерго СССР, а также министерству энергетики и электрификации и комитету профсоюза союзной республики, на территории которой находится данное предприятие.
Специальное расследование проводит комиссия, в состав которой входят:
- технический инспектор труда профсоюза (председатель);
- представитель администрации предприятия;
- инженер-инспектор по технике безопасности предприятия;
- представитель местного комитета профсоюза;
- представитель вышестоящей организации.
Технический инспектор труда профсоюза составляет акт с подробным описанием обстоятельств и причин несчастного случая, а также мероприятий по их устранению. Не позже чем через 7 дней с момента несчастного случая материалы расследования направляются в совет профсоюза, областной (городской) комитет профсоюза, ЦК профсоюза, прокурору по месту расположения предприятия и вышестоящую организацию.
Руководители энергопредприятий обязаны один экземпляр материалов расследования несчастного случая направить в Отдел по технике безопасности и промсанитарии Минэнерго СССР.
3.1.4. При невозможности прибытия технического инспектора труда профсоюза расследование проводит комиссия, назначаемая комитетом профсоюза, совместно с администрацией предприятия.
Материалы расследования администрацией предприятия направляются техническому инспектору труда профсоюза, который со своим заключением направляет их в организации, указанные в п. 3.1.3, а по несчастным случаям, происшедшим на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР, - его соответствующему управлению.
3.1.5. Все несчастные случаи, происшедшие в результате аварии, независимо от степени их тяжести должны обсуждаться на заседании месткома, на президиуме областного (городского, краевого, республиканского) комитета профсоюза или совета профсоюзов.
По материалам расследования и решению месткома руководителем предприятия издается приказ об устранении причин, вызвавших несчастный случай, с указанием сроков выполнения мероприятий и лиц, ответственных за их выполнение.
3.1.6. Независимо от специального расследования все несчастные случаи оформляются актом по форме Н-1.
3.1.7. В соответствии с ПТЭ материалы расследования несчастных случаев, указанных в п. 3.1.3, происшедших на данном предприятии, а также соответствующие циркуляры и обзоры, приказы и информационные сообщения должны прорабатываться с персоналом данного и других предприятий с разработкой мероприятий по предупреждению аналогичных несчастных случаев.
3.2. Методика расследования несчастного случая
3.2.1. Расследование несчастного случая следует начинать с осмотра места происшествия, производить его без промедления, так как обстановка, при которой произошел несчастный случай, не всегда может быть сохранена.
В начале осмотра устанавливается, где находился пострадавший, какую работу он выполнял, определяется причина несчастного случая. Для правильного определения технических причин приглашаются специалисты-эксперты.
При осмотре оборудования (машин, механизмов, устройств и т.д.), при работе на котором произошел несчастный случай, особое внимание следует уделять расположению машины, механизма, предмета, конструкции и т.д.; выяснить наличие и исправность предохранительных ограждений, сигнализации, средств блокировки; выяснить вид инструментов и приспособлений, которыми пользовался пострадавший; наличие индивидуальных средств защиты пострадавшего (спецодежда, спецобувь, респиратор, каска и др.), их исправность; выяснить, чем и как травмирован пострадавший.
По окончании осмотра места происшествия несчастного случая необходимо ознакомиться с общей производственной обстановкой, организацией работ и рабочих мест. При этом желательно сфотографировать место происшествия, начертить схему или сделать рисунок.
3.2.2. При расследовании необходимо произвести опрос пострадавшего и свидетелей.
Опрос пострадавшего желательно проводить на месте происшествия. Если же пострадавший помещен в больницу, то в случае необходимости его опрашивают в больнице с разрешения врача. В беседе с пострадавшим необходимо установить, какое задание он получил, установить достаточность знаний им требований техники безопасности, относящихся к его работе, выяснить, когда он проходил проверку знаний ПТБ и инструктаж, а также обстоятельства несчастного случая, наличие наблюдающего и т.д.
При опросе свидетелей и причастных к несчастному случаю лиц необходимо выяснить, где они находились и что делали во время несчастного случая. Если это члены бригады, в которой работает пострадавший, выяснить производственное задание бригады и каждого ее члена, уточнить, был ли проведен устный инструктаж по технике безопасности, кем осуществлялся надзор во время выполнения работы, был ли оформлен наряд и допуск к выполнению работ.
Рекомендуется составлять протоколы опроса, в которые записываются наиболее интересующие комиссию вопросы и ответы на них.
После устного опроса пострадавшего и свидетелей от них следует получить письменные объяснения, касающиеся обстоятельств несчастного случая.
3.2.3. При расследовании необходимо тщательно проверить наличие и правильность оформления документации на работу, при выполнении которой произошел несчастный случай: наличие наряда, полноту мероприятий по технике безопасности, определенных нарядом, наличие проекта организации работ (ПОР) и полноту отражения в нем мероприятий по технике безопасности. Необходимо также проверить журналы инструктажей, проверки знаний по технике безопасности, запись о прохождении пострадавшим медицинского осмотра. Если пострадавший находился в нетрезвом состоянии, установить связь между опьянением и несчастным случаем. Степень опьянения определяется медицинской экспертизой, справка о ней должна быть приложена к материалам расследования.
3.2.4. При расследовании несчастных случаев с тяжелым исходом комиссия должна тщательно изучить все обстоятельства, при которых произошел несчастный случай, установить его причины и подготовить дополнительную документацию в виде специального технического акта с подробным изложением причин и обстоятельств несчастного случая с приложением свидетельских показаний, заключения экспертизы, необходимых справок, выписок, фотографий.
Дополнительная документация должна быть подписана всеми членами комиссии, проводившей расследование.
3.2.5. При расследовании несчастных случаев, происшедших из-за повреждения оборудования по вине завода-изготовителя или других предприятий, из-за недостатков проектирования, в работе комиссии обязательно должны участвовать представители этих предприятий, которых по своему усмотрению вызывает председатель комиссии одновременно с извещением их о несчастном случае. В этом случае представитель завода-изготовителя, проектной или другой организации также подписывает акт расследования, а в случае несогласия с текстом акта подписывает с приложением своего особого мнения.
3.2.6. При составлении акта по специальному расследованию несчастного случая в описании рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- сущность несчастного случая с указанием фамилии, имени и отчества пострадавшего, даты и часа происшествия;
- характеристика объекта, на котором произошел несчастный случай;
- обстоятельства несчастного случая;
- причины несчастного случая;
- виновники несчастного случая;
- рекомендуемые организационные и технические мероприятия.
В акте необходимо также указать:
- дату и оценку последней проверки знаний ПТБ пострадавшим, присвоенную ему квалификационную группу;
- дату проведения последнего инструктажа пострадавшему;
- прямых и косвенных виновников несчастного случая;
- дефекты оборудования, явившиеся прямой или косвенной причиной несчастного случая;
- пункты ПТБ, нарушение которых явилось причиной или способствовало несчастному случаю;
- характеристику рабочего места, на котором произошел несчастный случай;
- состояние рабочего места (освещенность, категория помещения и т.д.);
- состояние пострадавшего перед несчастным случаем (недомогание, нервное расстройство, переутомление, нетрезвое состояние и др.).
3.2.7. После окончания расследования в акте по форме Н-1 записываются обстоятельства и причина несчастного случая, организационные и технические мероприятия по предупреждению подобных несчастных случаев с указанием сроков и ответственных исполнителей.
4. Проведение Дня техники безопасности
4.1. На каждом энергетическом предприятии проводится ежемесячно День техники безопасности в соответствии с "Положением о проведении Дня техники безопасности на энергетических предприятиях Министерства энергетики и электрификации СССР".
4.2. Проведение Дня техники безопасности должно способствовать улучшению общего состояния техники безопасности и производственной санитарии на предприятии, усилению контроля со стороны руководителей предприятия за соблюдением требований техники безопасности персоналом.
4.3. В соответствии с Положением о проведении Дня техники безопасности первый руководитель предприятия (управляющий, директор, начальник) и его заместители обязаны лично участвовать в проведении Дня техники безопасности и, таким образом, не менее одного раза в месяц лично заниматься вопросами техники безопасности непосредственно на рабочих местах.
4.4. В проведении Дня техники безопасности, кроме руководителей, принимают участие инженерно-технические работники предприятий и вышестоящих инстанций, а также профсоюзный и общественный актив.
4.5. При проведении Дня техники безопасности тщательно осматриваются все цеха, участки, рабочие места, проверяется их состояние с точки зрения техники безопасности и производственной санитарии. Примерный перечень вопросов, проверка которых обязательна при проведении Дня техники безопасности, изложен в Положении о проведении Дня техники безопасности.
4.6. По результатам Дня техники безопасности намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков, издается приказ по предприятию с указанием этих мероприятий, сроков и ответственных лиц. Контроль за выполнением приказа возлагается на инженера-инспектора данного предприятия.
5. Проведение смотров по технике безопасности и конкурсов по профессии
5.1. С целью широкого привлечения рабочих, служащих и инженерно-технических работников к решению вопросов по дальнейшему улучшению условий труда и профилактики производственного травматизма, выявления недостатков в работе и их устранения, а также пропаганды передового опыта в области охраны труда на предприятиях Минэнерго СССР предусмотрено проведение смотров по технике безопасности.
5.2. Организация и проведение смотров возложены на руководителей главных управлений, министерств энергетики и электрификации союзных республик, районных энергетических управлений, руководителей предприятий и организаций и на соответствующие республиканские, краевые, областные и местные комитеты профсоюза.
5.3. Для оперативной работы по проведению смотра во всех подразделениях должны создаваться смотровые комиссии, в задачу которых входит массово-разъяснительная работа о целях и условиях смотра с использованием для этой цели печати, радио, кино и т.д.
5.4. Каждое предприятие, участвующее в смотре, разрабатывает положение о смотре, которое утверждается руководством и комитетом профсоюза предприятия (приложение 9).
5.5. В положении учитывается специфика производства и намечаются конкретные условия проведения смотра (приложение 10), а также предусматриваются меры морального и материального поощрения коллективов и отдельных работников, добившихся в ходе смотра лучших результатов.
5.6. Результаты смотра рассматриваются в порядке, установленном организацией, объявившей смотр.
5.7. По итогам смотра руководители предприятий издают приказ с приложением плана организационно-технических мероприятий по дальнейшему улучшению охраны труда с указанием ответственных исполнителей и сроков исполнения.
5.8. В соответствии с Руководящими указаниями на энергетических предприятиях рекомендуется проведение конкурсов на звание "Лучший по профессии".
Конкурсы проводятся в соответствии с положениями, разрабатываемыми на каждом предприятии и утверждаемыми руководителем предприятия.
5.9. В программы конкурсов наряду с общими вопросами по профессиональной подготовке должны обязательно включаться вопросы безопасных приемов работы, умения пользоваться средствами индивидуальной защиты, умения оказать доврачебную помощь пострадавшему.
5.10. Конкурсы по профессиям бригад электромонтеров следует проводить в соответствии с "Методическими указаниями по проведению конкурсов по профессии бригад электромонтеров-электролинейщиков на учебно-тренировочных полигонах" (СЦНТИ ОРГРЭС, 1974).
5.11. По итогам конкурсов издается приказ по соответствующему подразделению.
6. Пропаганда вопросов охраны труда
6.1. Работа кабинета по технике безопасности
6.1.1. На каждом энергетическом предприятии Минэнерго СССР в соответствии с ПТЭ должен быть организован кабинет по технике безопасности*(6), являющийся организационным и учебно-методическим центром пропаганды техники безопасности и охраны труда.
6.1.2. Назначение и задачи кабинета определяются "Типовым положением о кабинете по технике безопасности на энергетических предприятиях Минэнерго СССР и методическими рекомендациями по организации его работы".
6.1.3. Мероприятия, проводимые в кабинете, должны способствовать обучению персонала безопасным методам работы, изучению ПТБ, ознакомлению с новейшими достижениями в области техники безопасности и охраны труда с целью предупреждения производственного травматизма.
6.1.4. Работа кабинета осуществляется по плану, который составляется на основе годового плана работы с персоналом и цеховых месячных планов и графиков проверки знаний ПТЭ и ПТБ.
6.1.5. К выполнению мероприятий по технике безопасности должны привлекаться ИТР подразделений энергопредприятий и специалисты других предприятий (юристы, медицинские работники и т.д.).
6.1.6. В кабинете должны проводиться:
- вводный инструктаж;
- лекции, беседы по вопросам охраны труда и производственной санитарии;
- практические занятия по оказанию доврачебной помощи, пользованию средствами защиты и т.д.;
- обучение и проверка знаний персонала с использованием машин-экзаменаторов;
- просмотры кинофильмов, диафильмов, диапозитивов;
- тематические выставки;
- совещания по технике безопасности.
Здесь и далее по тексту нумерация приводится в соответствии с источником
1.7. Работу кабинета возглавляет инженер-инспектор под непосредственным руководством главного инженера предприятия.
6.1.8. Кабинет должен быть оснащен:
- набором мебели и экспозиционного оборудования;
- техническими средствами пропаганды (киноаппаратом, диапроекторами, фильмоскопом, машинами-экзаменаторами и т.п.);
- действующими моделями и макетами применяемого оборудования; испытательными стендами и тренажерами, мнемосхемами. В кабинете должен быть манекен для обучения персонала приемам оказания первой помощи пострадавшему;
- натурными образцами защитных средств и предохранительных приспособлений, инструментом;
- набором кинофильмов, диафильмов, плакатов по технике безопасности;
- методической и справочной литературой, директивными ведомственными материалами, отраслевыми инструкциями, ПТБ.
6.1.9. Обеспечение кабинета оборудованием, техническими средствами и наглядными пособиями на каждом энергопредприятии должно осуществляться соответствующими службами РЭУ.
6.1.10. Средства технической и наглядной пропаганды, экспонаты, литература и информационные материалы должны постоянно пополняться и обновляться.
6.1.11. На начальников цехов, служб, участков возлагается ответственность за оформление и пополнение кабинета экспонатами, относящимися к работе руководимых ими подразделений.
6.2. Использование кинофильмов
6.2.1. С целью обучения персонала, а также для пропаганды техники безопасности на предприятиях необходимо использовать кинофильмы по технике безопасности.
6.2.2. Формы использования кинофильмов в зависимости от условий могут быть следующие:
- просмотр кинофильмов в обеденный перерыв или после окончания рабочего дня (в красных уголках, на стройплощадках);
- показ кинофильмов в клубах и домах культуры перед началом художественных фильмов;
- просмотр кинофильмов в учебных целях во время занятий (в кабинете по технике безопасности, в техническом кабинете).
6.2.3. Каждое предприятие обязано систематически проводить тематический показ кинофильмов по технике безопасности (в соответствии с Циркулярным письмом Отдела по технике безопасности и промсанитарии Минэнерго СССР от 3 апреля 1969 г. N 44-25/1).
6.2.4. Для организации и проведения кинопоказа должна создаваться комиссия под председательством главного инженера предприятия. В ее состав должны входить инженер-инспектор и представитель местного комитета профсоюза.
6.2.5. Комиссия устанавливает время и место проведения тематических показов кинофильмов по согласованию с местной конторой кинопроката, составляет репертуарный план показов, выбирая для демонстрации кинофильмы, тематика которых соответствует деятельности предприятия.
Примечание. При подборе кинофильмов следует руководствоваться аннотированными каталогами киноинформации и фильмов по энергетике и электрификации, ежегодно выпускаемыми Информэнерго.
6.2.6. При проведении кинопоказа следует использовать выступление технических специалистов, медицинских работников, представителей профсоюза, рабочих-новаторов.
6.2.7. По договоренности с местными организациями телевидения следует организовать демонстрацию кино- и телефильмов по проблемам техники безопасности по телевидению.
6.2.8. Кинофильмы следует получать в местных конторах Главкинопроката. При отсутствии в местной конторе кинопроката необходимого кинофильма она обязана обратиться в областную или республиканскую контору кинопроката и затребовать этот кинофильм.
6.3. Использование плакатов и печати
6.3.1. Для широкой пропаганды охраны труда следует использовать красочные плакаты, витрины, фотогазеты, а также стенные газеты и боевые листки. Плакаты наглядно и убедительно показывают, как можно избежать опасности, демонстрируют правильные и безопасные приемы труда, напоминают о необходимости соблюдать бдительность и осторожность при выполнении тех или иных производственных операций.
6.3.2. Изданием плакатов для энергетики занимается издательство "Энергия", которое ежегодно выпускает красочные художественные плакаты по вопросам техники безопасности при эксплуатации энергетического оборудования (более 120 наименований). Могут быть использованы плакаты, выпускаемые другими издательствами.
Порядок заказа плакатов указан в Типовом положении о кабинете.
6.3.3. Плакаты по технике безопасности с учетом их назначения под руководством инженера-инспектора вывешиваются в цехах, в проходах, на рабочих местах, на территории предприятия и т.д. На видных местах устанавливаются стандартные рамы для одного или нескольких плакатов, укрепленные на уровне глаз человека. Плакаты на рамах периодически меняют или перемещают на другие участки не реже одного раза в три месяца.
6.3.4. На предприятиях рекомендуется использовать фотомонтажные плакаты-витрины по отдельным темам (например, проведение искусственного дыхания методом "изо рта в рот" и непрямого массажа сердца; оказание доврачебной помощи при ранениях, правила перевязки ран, оснащенность рабочих мест и т.д.).
6.3.5. Для борьбы с нарушениями требований правил техники безопасности рекомендуется использовать злободневные сатирические плакаты (фотовитрины, стенные газеты, диапозитивы), изготовляемые силами персонала предприятия. К созданию их необходимо привлекать художников, инженеров, врачей, профсоюзный актив, которые разрабатывают темы, создают текст и рисунки для плакатов, витрин и стенгазет.
7. Работа комиссий и общественных инспекторов по охране труда
7.1. Создание комиссии по охране труда при комитетах профсоюза на предприятиях является наиболее массовой организационной формой привлечения актива к участию в общественном контроле за соблюдением охраны труда и техники безопасности на предприятии.
7.2. Порядок организации комиссий и проведения выборов общественных инспекторов по охране труда, а также содержание их работы определены в положениях, утвержденных ВЦСПС:
- "Положении о комиссии охраны труда фабричного, заводского, местного (цехового) комитета профсоюза";
- "Положении об общественном инспекторе по охране труда".
Комиссия работает в тесном контакте с инженером-инспектором.
7.3. В функции комиссии по охране труда входит участие в разработке планов и отдельных мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии, проверка расходования средств на эти мероприятия.
Комиссия контролирует также:
- соблюдение администрацией законодательства о труде: при приеме на работу, организации режима труда и отдыха и т.д.;
- соблюдение требований правил техники безопасности и производственной санитарии на предприятии;
- наличие и санитарное состояние бытовых помещений;
- снабжение рабочих питьевой водой, обеспечение аптечками, выдачу рабочим в установленном порядке мыла, молока, спецпитания;
- качество поступавших на энергопредприятие спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты;
- организацию и проведение инструктажей по технике безопасности и обучение персонала.
7.4. Комиссия и общественные инспектора по охране труда ведут массово-воспитательную работу по охране труда и соблюдению правил техники безопасности на предприятиях, участвуют в проведении Дня техники безопасности, общественных смотров, конкурсов и т.д.
7.5. Комиссия и общественные инспектора по охране труда работают по плану, утвержденному комитетом профсоюза предприятия.
8. Рекомендации по материальному и моральному стимулированию за работу по охране труда
8.1. С целью повышения заинтересованности работников в обеспечении безопасности производства и улучшении условий труда рекомендуется вводить моральное и материальное стимулирование за работу по охране труда.
8.2. Материальное стимулирование заключается в выплате дополнительной денежной премии за работу без нарушений ПТБ при отсутствии несчастных случаев за отчетный период. При этом рекомендуется использовать существующий опыт, изложенный в приложении 11.
8.3. Предприятие может выбрать и другой вид материального стимулирования, если сочтет его более эффективным для своих условий (например, метод Мосэнерго - приложение 12).
8.4. Дополнительное премирование работников цехов и служб за улучшение состояния охраны труда и техники безопасности может производиться из фонда материального поощрения при обязательном выполнении плана цехом, участком, сменой, а также при соблюдении следующих условий:
а) отсутствии несчастных случаев на производстве с потерей трудоспособности более 3 рабочих дней для цеха, более 1 рабочего дня - для участков и смен;
б) отсутствии аварий, происшедших в результате нарушения ПТБ;
в) отсутствии останова оборудования из-за нарушения ПТБ;
г) снижении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года запыленности, загазованности воздуха на рабочих местах;
д) проведении профилактической работы по охране труда (введение санитарно-технического паспорта, своевременное и качественное проведение всех видов инструктажей, выполнение приказов, распоряжений и предписаний контролирующих органов по технике безопасности и предложений общественных инспекторов, регулярное проведение оперативных совещаний с анализом выявленных нарушений правил техники безопасности и т.д.).
8.5. В качестве морального стимулирования особо отличившиеся работники, имеющие стабильные высокие показатели в работе по технике безопасности, награждаются почетными грамотами, их имена заносятся на доску Почета, о них сообщается в печати и т.д.
8.6. Звания "Лучший рабочий по профессии", "Лучшая бригада" должны присваиваться тем, кто наряду с производственными успехами не имеет нарушений ПТБ.
8.7. При подведении итогов социалистического соревнования должны учитываться санитарное состояние цехов, участков, рабочих мест, а также показатели по производственному травматизму.
9. Экспертиза проектов по охране труда при реконструкции и расширении предприятия
9.1. Одной из мер по созданию безопасных условий труда на производстве является строгое соблюдение в проектной документации на строительство, расширение и реконструкцию предприятий требований техники безопасности и охраны труда.
9.2. С этой целью на предприятиях рекомендуется создать комиссию по экспертизе проектов, которая осуществляет надзор за соответствием проектов требованиям действующих норм и правил по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, а также за соблюдением этих требований во время строительства и ввода в действие объектов.
9.3. Комиссия создается приказом директора предприятия в составе председателя (главного инженера или его заместителя), заместителя председателя и членов комиссии, являющихся представителями:
- службы техники безопасности;
- отдела капитального строительства;
- проектной организации, представившей проект;
- комиссии охраны труда завкома профсоюза;
- производственных цехов (служб);
- медпункта;
- технической инспекции обкома (горкома) профсоюза;
- районной санэпидемстанции.
Состав комиссии может быть изменен применительно к структуре предприятия.
9.4. Проектная документация на строительство предприятий рассматривается на комиссии, созданной в районном энергетическом управлении.
9.5. На экспертизу в комиссию представляются проектные задания, рабочие чертежи, описания новых технологических процессов, экспериментальные работы, проекты устройств вентиляции и кондиционирования воздуха, пылеподавления и газоочистки, естественного и искусственного освещения рабочих мест и производственных помещений, защиты от радиации, шума, вибрации, электрических полей и инфракрасных излучений, проекты санитарно-бытовых помещений и т.д.
9.6. При вынесении заключений комиссия должна руководствоваться действующими нормами и правилами по технике безопасности, производственной санитарии, соответствующими постановлениями и решениями советских, партийных, профсоюзных и вышестоящих хозяйственных органов.
9.7. Состав комиссии по экспертизе проектов, порядок ее работы, оформления и представления на ее рассмотрение документации, права и обязанности комиссии рекомендуется определять положением, разработанным на предприятии (приложение 13).
10. Порядок разработки технических решений, направленных на улучшение условий труда
10.1. Для разработки технических решений, направленных на улучшение условий труда, необходимо выяснить, каким вредным воздействиям подвергается персонал, работающий на данном предприятии.
С этой целью должно быть проведено инструментальное обследование рабочих мест персонала, измерены уровни вредных производственных факторов, сравнены с нормативными и определены превышения над допустимыми уровнями.
10.2. К вредным производственным факторам относятся:
- шум и вибрация;
- повышенная температура воздуха;
- повышенная влажность и подвижность воздуха;
- перепады температур воздуха выше нормируемых;
- запыленность и загазованность;
- электрические поля с напряженностью более 5 кВ/м;
- тепловые излучения более 0,5 ;
- радиация.
10.3. При измерениях рекомендуется пользоваться:
- для измерения температуры и влажности воздуха - аспирационным психрометром;
- для измерения подвижности воздуха - крыльчатым анемометром;
- для измерения напряженности электрического поля - прибором ПЗ-1;
- для измерения интенсивности инфракрасного излучения - актинометром.
Уровень шума и вибрации измеряется приборами, приведенными в таблице.
Тип прибора |
Назначение |
Изготовитель |
Ш-71 |
Измерение уровня шума |
НИИ им. Попова |
Р-201 |
Измерение уровня шума |
Фирма РФТ (ГДР) |
2203 |
Измерение уровня шума |
Фирма "Брюль и Кьер" (Дания) |
2105, 2107, 2111 |
Измерение уровня шума |
Фирма "Брюль и Кьер" (Дания) |
ШИВ-1 |
Измерение уровня шума и вибрации |
Завод "Вибратор", г. Таганрог |
Р-202 |
Измерение уровня шума и вибрации |
Фирма РФТ (ГДР) |
10.4. Измерению подлежит освещенность рабочих мест. Для этого используется специальный прибор - люксметр.
10.5. Измерения могут производиться как собственными силами предприятия, так и с привлечением санэпидемстанции, ПО "Союзтехэнерго", ВТИ, НИИ охраны труда и т.д. по предлагаемой методике (приложение 14).
10.6. По результатам измерений предприятие намечает мероприятия по доведению уровней вредных производственных факторов до нормы.
10.7. К разработке технических решений рекомендуется привлекать специализированные предприятия (НИИ охраны труда, ПО "Союзтехэнерго", ВТИ и т.д.).
11. Составление комплексных планов предприятия по охране труда
11.1. На каждом предприятии для планового проведения работ по улучшению условий труда должен составляться комплексный план по охране труда.
Комплексный план составляется техническим отделом совместно с плановым под руководством главного инженера.
11.2. Комплексный план составляется на пятилетку и определяет мероприятия, планируемый результат, исполнителей, сроки исполнения и источники финансирования (приложение 15).
11.3. Комплексный план разрабатывается на основе систематического изучения условий труда на каждом рабочем месте; он должен включать следующие мероприятия:
- механизацию и автоматизацию производственных процессов;
- улучшение условий труда (борьба с шумом и вибрацией, запыленностью, загазованностью, повышенной температурой и влажностью воздуха, радиацией, плохой освещенностью рабочих мест и т.п.);
- улучшение условий труда и быта женщин-работниц;
- улучшение санитарно-бытового и медико-санитарного обслуживания работающих;
- профилактику травматизма;
- внедрение морального и материального стимулирования работ по охране труда и технике безопасности;
- пропаганду знаний правил техники безопасности и охраны труда.
11.4. К комплексному плану составляется пояснительная записка, обосновывающая включение в него тех или иных мероприятий.
11.5. В комплексные планы по согласованию с профсоюзным комитетом допускается вносить коррективы по мере появления новых предложений с учетом ежегодной паспортизации условий труда цеха (участка и т.д.), изменения планов капитального строительства, реконструкции и финансирования объектов.
11.6. Ежегодно следует подводить итоги выполнения комплексного плана одновременно с проверкой выполнения обязательств по коллективным договорам.
11.7. Комплексный план подписывает главный инженер предприятия. Утверждает план руководитель предприятия после согласования его с местным комитетом профсоюза.
12. Организация работы по контролю за состоянием микроклимата и воздушной среды
12.1. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием предприятия должен осуществляться с помощью Санитарно-технического паспорта цеха для предприятий Минэнерго СССР, который определяет нормальные условия труда и допустимый уровень вредных производственных факторов для предприятий.
12.2. Порядок измерения уровня вредных производственных факторов приведен в разделе 10 приложения 14.
12.3. Результаты измерений заносятся в таблицы, которые составляются по методическим указаниям Санитарно-технического паспорта.
12.4. Таблицы 1-7 Санитарно-технического паспорта являются общими для всех предприятий, остальные таблицы заполняются в зависимости от наличия на предприятии соответствующих вредных производственных факторов.
12.5. На основании Санитарно-технического паспорта разрабатываются мероприятия комплексного плана.
13. Порядок пользования средствами защиты, спецодеждой, инструментом и приспособлениями
13.1. При эксплуатации энергетического оборудования используются следующие средства защиты, приспособления и инструмент:
- средства защиты при работах в электроустановках;
- общие средства защиты, спецодежда и спецобувь при обслуживании тепломеханического, гидроэнергетического, механического и другого оборудования;
- инструмент и приспособления (электрифицированный, пневматический, слесарно-кузнечный инструмент, лебедки, тали, лестницы и т.д.).
13.2. К средствам защиты, применяемым в электроустановках, относятся:
- изолирующие защитные средства (изолирующие штанги, изолирующие клещи, указатели напряжения, резиновые диэлектрические перчатки, боты и т.д.);
- прочие защитные средства (индивидуальные экранирующие костюмы, переносные защитные заземления, защитные очки, предохранительные пояса, защитные каски, плакаты и знаки безопасности и др.).
13.3. Общий порядок пользования средствами защиты при работах в электроустановках, правила электрических и механических испытаний изолирующих защитных средств определяются "Правилами пользования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках".
13.4. В соответствии с Правилами пользования персонал, обслуживающий электроустановки, должен быть снабжен всеми необходимыми средствами защиты, обеспечивающими безопасность его работы. Средства защиты должны находиться в качестве инвентарных в распределительных устройствах, цехах электростанций, распределительных пунктах электросетей, на трансформаторных подстанциях или входить в инвентарное имущество оперативно-выездных бригад, бригад централизованного ремонта, передвижных лабораторий и т.д., а также выдаваться персоналу в индивидуальное пользование.
13.5. Все находящиеся в эксплуатации изолирующие средства защиты, а также предохранительные пояса и переносные заземления должны быть пронумерованы; нумерация устанавливается по каждому виду средств защиты.
13.6. В каждом подразделении предприятия (цех, служба, участок, лаборатория и т.д.) необходимо вести журнал учета и содержания средств защиты, в который записываются наименование и номер средства защиты, его местонахождение, даты периодических испытаний и осмотров согласно Правилам пользования (форма журнала произвольная). Журнал должен систематически проверяться лицом административно-технического персонала, ответственным за состояние средств защиты.
13.7. Ответственность за своевременное обеспечение электроустановок испытанными средствами защиты, за правильное хранение и создание необходимого резерва, своевременные периодические осмотры и испытания, изъятие непригодных средств, пополнение наличия из запасов и организацию учета средств защиты несут начальник цеха, службы, подстанции, участка сети, мастер участка, а в целом по предприятию - главный инженер.
За правильное хранение и использование средств защиты, выданных для отдельной электроустановки, отвечает обслуживающий ее персонал, применяющий эти средства. В случае непригодности средств защиты он обязан немедленно изъять их, поставить об этом в известность одного из лиц, указанных выше, и сделать запись в журнале учета и содержания средств защиты.
Лица, получившие средства защиты в индивидуальное пользование, отвечают за правильную эксплуатацию их и своевременную отбраковку в случае неисправности.
13.8. Во время эксплуатации средства защиты подвергаются периодическим электрическим и механическим испытаниям и внеочередным испытаниям после устранения неисправности или после ремонта.
Нормы, методика и периодичность испытаний каждого вида средств защиты определяются Правилами пользования.
13.9. На средства защиты, прошедшие испытания, кроме инструмента с изолирующими рукоятками и указателей напряжения до 1000 В, ставят штампы установленной Правилами пользования формы.
Регистрацию инструмента с изолирующими рукоятками и указателей напряжения до 1000 В, а также предохранительных монтерских поясов производят в журнале учета и содержания защитных средств по их инвентарным номерам.
13.10. Испытания средств защиты проводят лаборатории (при РЭУ или непосредственно на предприятиях). Лаборатория, испытывающая средства защиты, записывает результаты электрических и механических испытаний в специальный журнал. Рекомендуемые формы журнала и протоколов испытаний приведены в Правилах пользования.
13.11. Комплектование предприятий изолирующими и прочими средствами защиты производится на основе Правил пользования и с учетом Нормативов годовой потребности в средствах защиты при работах в электроустановках (приложение 16).
13.12. Общие средства защиты и спецодежда, применяемые при обслуживании энергетических предприятий, следующие:
- средства защиты глаз;
- средства защиты органов дыхания;
- защитные каски;
- средства защиты от шума и вибрации;
- средства защиты рук;
- спецодежда;
- спецобувь;
- средства защиты от радиации.
13.13. Оснащенность персонала на рабочих местах общими средствами защиты осуществляется на основании "Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений". Доукомплектование энергопредприятий общими средствами защиты производится ежегодно в соответствии с Нормативами годовой потребности в средствах защиты при эксплуатации тепломеханического и гидротехнического оборудования (приложение 17).
13.14. Заявки на средства защиты и приспособления энергопредприятия должны оформлять по типовой форме и представлять в сроки, устанавливаемые Минэнерго СССР.
Типовая форма заявки установлена Служебной запиской Минэнерго СССР от 7 июня 1971 г. N БЕ-5408.
Заявки составляются подразделениями предприятия на основе Нормативов годовой потребности в средствах защиты, Типовых отраслевых норм, а также "Каталога моделей специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты для энергетиков"*(7) и с учетом фактической потребности подразделения в средствах защиты, спецодежде и спецобуви. Перечень рекомендуемых средств защиты приведен в приложении 18.
На основании заявок подразделений составляется общая заявка предприятия по установленной форме.
Заявку предприятие направляет в районное энергетическое управление, которое, в свою очередь, составляет сводную заявку и направляет ее в соответствующее главное управление Минэнерго СССР или в министерство или главное управление энергетики и электрификации союзной республики.
Главные управления Минэнерго СССР, министерства и главные управления энергетики и электрификации союзных республик обобщенные заявки представляют в Главснаб Минэнерго СССР.
Заявки на материалы и изделия по технике безопасности, не приведенные в типовой форме, представляются в местные органы Госснаба СССР.
13.15. Спецодежда и спецобувь должны выдаваться бесплатно рабочим и служащим только тех профессий, для которых выдача спецодежды и спецобуви предусмотрена Типовыми отраслевыми нормами.
13.16. Рабочим и служащим профессий, поименованных в Типовых отраслевых нормах, спецодежда и спецобувь должны выдаваться вне зависимости от профиля и ведомственного подчинения предприятий и строго в соответствии с установленными нормами и сроками носки.
13.17. При составлении заявок необходимо предусмотреть потребность предприятия отдельно в женской и мужской спецодежде и спецобуви, а также указать размеры, роста, виды материалов и спецпропиток.
13.18. Спецодежда и спецобувь выбираются исходя из пригодности к технологическому процессу с учетом вредности тех или иных работ. Рекомендуется при составлении заявки предприятия на спецодежду и спецобувь пользоваться Каталогом моделей специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты для энергетиков.
Выдаваемые рабочим и служащим спецодежда и спецобувь должны отвечать требованиям соответствующих ГОСТ и технических условий.
13.19. Контроль за порядком выдачи, хранения спецодежды и спецобуви и пользования ею осуществляют местные комитеты профсоюза, а также инженер-инспектор.
13.20. Приемка каждой партии спецодежды и спецобуви, поступившей на склад, должна производиться комиссией, включающей представителей администрации и профсоюзной организации, которая составляет акт о качестве спецодежды и спецобуви. Спецодежда и спецобувь подлежат выдаче только с разрешения комиссии.
13.21. При несоответствии спецодежды и спецобуви требованиям ГОСТ комиссия составляет акт и предъявляет претензии поставщику.
13.22. Поступившие на склад спецодежду и спецобувь надлежит хранить в отдельных сухих помещениях изолированно от других материалов, предварительно рассортировав по видам, размерам и ростам.
13.23. Резиновые, кислотощелочестойкие, огнестойкие и жиростойкие спецодежда и спецобувь должны храниться отдельно от спецодежды и спецобуви общего назначения.
13.24. Сроки носки спецодежды и спецобуви исчисляются со дня фактической выдачи их рабочим и служащим.
13.25. Спецодежда и спецобувь, бывшие в употреблении, могут быть выданы другим рабочим и служащим только после стирки, дезинфекции и ремонта. Срок их носки устанавливается с участием комитета профсоюза в зависимости от степени износа.
13.26. Спецодежда и спецобувь, выдаваемые рабочим и служащим, считаются собственностью предприятия.
Стирка, дезинфекция, ремонт спецодежды и спецобуви производятся предприятием за свой счет в сроки, установленные с учетом производственных условий по согласованию с комитетом профсоюза и местными органами санитарного надзора.
При стирке, дезинфекции и ремонте спецодежды должно быть обеспечено сохранение ее защитных свойств.
Спецобувь должна регулярно подвергаться чистке и смазке, для чего рабочим и служащим должны быть обеспечены соответствующие условия (места для чистки обуви, щетки, мази и т.п.).
13.27. Общие требования к эксплуатации, объему и нормам испытаний инструмента и такелажных приспособлений и механизмов, сварочным работам, сварочному оборудованию и работам с паяльными лампами должны соответствовать "Правилам пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования".
13.26. Инструмент должен иметь инвентарный номер и храниться в инструментальной или бригадной кладовой в условиях, предусмотренных в технической документации.
13.29. Ответственными за исправное состояние инструмента является инструментальщик, а также бригадир и рабочий, пользующийся этим инструментом.
Административно-технический руководитель участка периодически должен осматривать весь инструмент, как находящийся в инструментальной, так и выданный на руки, и изымать неисправный.
13.30. Ручной инструмент повседневного пользования должен быть закреплен за рабочими для индивидуального или бригадного пользования.
13.31. Инструмент (кроме пневматического и слесарно-кузнечного) при приемке в эксплуатацию и периодически в процессе эксплуатации должен проходить испытания по нормам, приведенным в приложении 11 Правил пользования инструментом. На корпусе инструмента указывается дата очередного испытания.
13.32. Технические освидетельствования и испытания такелажных приспособлений и механизмов проводятся в соответствии с нормами, приведенными в Правилах пользования инструментом.
13.33. Все такелажные приспособления и механизмы должны быть зарегистрированы, а результаты осмотров, технических освидетельствований и испытаний должны быть занесены в журнал учета и содержания такелажа, где указывается также дата очередного испытания.
Форма протокола испытания приводится в Правилах пользования инструментом.
13.34. Журнал учета и содержания такелажа должен быть составлен по форме журнала учета и содержания средств защиты. Допускается объединение этих журналов в один.
13.35. Испытания сварочных трансформаторов должны производиться по нормам, приведенным в Правилах пользования инструментом.
13.36. Порядок эксплуатации оборудования и приспособлений, применяемых при газовой сварке и резке, газопламенных работах, сварке пропанбутаном и термитной сварке, должен быть установлен в соответствии с требованиями Правил пользования инструментом.
14. Аптечки и сумки первой помощи
14.1. Для своевременной и эффективной доврачебной помощи пострадавшим на местах постоянного дежурства персонала предприятий должны иметься аптечки с набором необходимых медикаментов и приспособлений, а в бригадах при работах вне предприятия - сумки первой помощи.
14.2. Содержание аптечки и сумки первой помощи определяются действующими правилами техники безопасности для данного вида оборудования.
В аптечке и сумке обязательно должны находиться средства для временной остановки кровотечения (жгуты), стерильные перевязочные средства - бинты, индивидуальные пакеты, настойка йода, сердечные средства, средства для иммобилизации переломанных конечностей. Некоторые средства и медикаменты не входят в комплектацию сумки первой помощи (например, шины, поильник, растворы соды, борной и уксусной кислот и др.). Количество медикаментов и материалов в сумке должно быть вдвое меньше, чем в аптечке.
14.3. В каждом структурном подразделении предприятия должны быть назначены ответственные лица, систематически проверяющие содержание аптечки или сумки и пополняющие их в случае необходимости. За правильным использованием средств первой помощи должен быть установлен строгий контроль со стороны медицинского персонала медсанчасти предприятия.
_________________________________
*(1) Далее для краткости - "инженер-инспектор".
*(2) Далее - "Типовое положение об инженере-инспекторе по технике безопасности".
*(3) далее - Руководящие указания.
*(4) Энергонотом разработаны программы контрольных вопросов с вариантами ответов к действующим правилам для эксплуатационного персонала энергопредприятий. Эти программы могут быть использованы энергопредприятиями для программированного метода обучения и проверки знаний после частичной доработки их применительно к местным условиям и инструкциям.
*(5) Далее - предприятие.
*(6) далее - кабинет.
*(7) Выпущенный в 1974 г. СЦНТИ ОРГРЭС Каталог переработан и готовится к изданию.
Список использованной литературы
1. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей. М., "Энергия", 1977.
2. Руководящие указания по организации работы с персоналом на электрических станциях, в электрических и тепловых сетях. М., "Энергия", 1972.
3. Правила техники безопасности при эксплуатации теплосилового оборудования электростанций. М., Атомиздат, 1972.
4. Кодекс законов о труде РСФСР. М., "Юридическая литература", 1972, 126 с.
5. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. М., Профиздат, 1969.
6. Правила пользования и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках. М., Атомиздат, 1974.
7. Правила пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования. М., "Энергия", 1973.
8. Каталог моделей специальной одежды, обуви и средств индивидуальной защиты для энергетиков. М., СЦНТИ ОРГРЭС, 1974.
9. Справочник по электротехническим защитным средствам и приспособлениям. М., "Энергия", 1978.
10. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током. М., Минздрав СССР, 1964.
11. Типовое положение об инженере-инспекторе (старшем инженере-инспекторе) по технике безопасности и производственной санитарии энергопредприятий и организаций Минэнерго СССР. СПО Союзтехэнерго, 1979.
12. Сводная номенклатура мероприятий по охране труда для организаций и предприятий Министерства энергетики и электрификации СССР. Справочник по охране труда. Т. 1. Л., "Судостроение", 1973.
13. Положение о проведении Дня техники безопасности на энергетических предприятиях Министерства энергетики и электрификации СССР. СЦНТИ ОРГРЭС, 1969.
14. Типовое положение о кабинете по технике безопасности на энергетических предприятиях Минэнерго СССР и методические рекомендации по организации его работы. СЦНТИ ОРГРЭС, 1975.
15. Циркулярное письмо Отдела по технике безопасности и промсанитарии Минэнерго СССР от 3 апреля 1969 г. N 44-25/1.
16. Положение о комиссии охраны труда фабричного, заводского, местного (цехового) комитета профсоюза. Справочник по технике безопасности, противопожарной технике и производственной санитарии. Т. 1. "Судостроение", 1969.
17. Положение об общественном инспекторе по охране труда. Справочник по технике безопасности, противопожарной технике и производственной санитарии. Т. 1. "Судостроение", 1969.
18. Нормативы годовой потребности в защитных средствах при работах в электроустановках. СПО ОРГРЭС, 1977.
19. Нормативы годовой потребности в средствах защиты при эксплуатации тепломеханического и гидротехнического оборудования. СПО Союзтехэнерго, 1979.
20. Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. М., Профиздат, 1968.
Начальник Отдела по технике |
Р.А. Гаджиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические указания по организации работы по технике безопасности и производственной санитарии на электростанциях и в сетях (утв. Минэнерго СССР 14 ноября 1978 г.)
Текст методических указаний приводится по изданию Союзтехэнерго (Москва, 1979 г.)