Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2064-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чурсина Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 постановления Совета Министров СССР "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей", положениями пункта 2 постановления Совета Министров СССР "О распространении действия постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1989 года N 825 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей" (в возрасте до 16 лет на момент освобождения) на всех бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период второй мировой войны", пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", статьей 8 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина И.И. Чурсина к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.И. Чурсин - инвалид II группы вследствие общего заболевания, бывший несовершеннолетний узник концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, оспаривает конституционность:
положения пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1989 года N 825 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей", согласно которому льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выдаваемого в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 27 февраля 1981 года N 220 "О распространении льгот, установленных Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1978 года N 907 для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих и партизан, на вольнонаемный состав действующей армии";
положений пункта 2 постановления Совета Министров СССР от 13 августа 1990 года N 814 "О распространении действия постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1989 года N 825 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей" (в возрасте до 16 лет на момент освобождения) на всех бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период второй мировой войны", которыми предусмотрено, что льготы бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, предоставляются на основании специального удостоверения о праве на льготы, форма которого утверждается Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам по согласованию с Советским детским фондом имени В.И. Ленина; до введения специальных удостоверений для указанной в данном Постановлении категории граждан льготы предоставляются им на основании удостоверений, выдаваемых в соответствии с пунктом 1 Постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1989 года N 825 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей";
пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", которым установлено, что льготы бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, предусмотренные данным Указом, предоставляются по предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения; Министерству социальной защиты населения Российской Федерации совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти надлежит в месячный срок определить порядок выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовить разъяснения по применению данного Указа;
статьи 8 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, которой установлено, что основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или государств - участников данного Соглашения по формам, действовавшим на 1 января 1992 года, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы; в случае выдачи в соответствии с национальным законодательством государств - участников данного Соглашения указанных документов лицам, не упомянутым в Приложении 1 к данному Соглашению, уполномоченные органы государств - участников данного Соглашения делают в них отметку о действии этих документов только на территории данного государства - участника данного Соглашения.
По мнению заявителя, оспариваемые им положения противоречат статьям 2, 7, 18 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 40, 45 (части 1 и 2), 46, 52, 53, 55, 90 и 120 Конституции Российской Федерации, поскольку связывают предоставление льгот с выдачей удостоверения установленного образца. Заявитель полагает, что согласно полученному им в 1996 году удостоверению он имел статус участника Великой Отечественной войны, имеющего право на все права и льготы, предусмотренные для этой категории граждан. Замена этого удостоверения на удостоверение нового образца привела к утрате его права на часть льгот.
Пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 применялся в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. В силу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" граждане вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если этим законом затрагиваются их конституционные права и свободы и если оспариваемый закон применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. К жалобе должна быть приложена копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела судом.
Между тем представленными заявителем постановлениями судов общей юрисдикции не подтверждается применение в его деле положений постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1989 года N 825, постановления Совета Министров СССР от 13 августа 1990 года N 814, статьи 8 Соглашения от 15 апреля 1994 года. Таким образом, данная жалоба в этой части не может быть признана допустимой.
2.2. Положения пункта 3 Указа Президента от 15 октября 1992 года N 1235 являются элементом правового механизма предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
В соответствии с указанной нормой меры социальной поддержки этой категории граждан предоставляются при предъявлении удостоверения о праве на них, выдаваемого территориальными органами социальной защиты населения. Выдача такого удостоверения представляет собой формальное подтверждение правового статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма, установленного на основании доказательств, подтверждающих наличие соответствующих юридических фактов.
Бездействие органов социальной защиты, выразившееся в невыдаче соответствующего удостоверения, может быть предметом судебной проверки. Таким образом, оспариваемая норма не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Как следует из представленных материалов, настаивая на проверке конституционности положений пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235, заявитель ставит вопрос о выдаче ему удостоверения инвалида Великой Отечественной войны вместо имеющегося у него удостоверения бывшего несовершеннолетнего узника фашизма. Между тем решение поставленного вопроса не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чурсина Ивана Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2064-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чурсина Ивана Ивановича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 постановления Совета Министров СССР "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей", положениями пункта 2 постановления Совета Министров СССР "О распространении действия постановления Совета Министров СССР от 6 октября 1989 года N 825 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских лагерей" (в возрасте до 16 лет на момент освобождения) на всех бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания в период второй мировой войны", пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", статьей 8 Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был