Методические рекомендации по организации и проведению обследования состояния охраны труда в подразделениях и организациях РАО "ЕЭС России"
РД 34.03.123-98
(утв. РАО "ЕЭС России" 27 марта 1998 г.)
Обследование (проверка) состояния охраны труда в подразделениях и организациях РАО "ЕЭС России" (на электрических станциях, в организациях электрических и тепловых сетей, ремонтных, транспортных, пуско-наладочных организациях и других структурных подразделениях) является одной из действенных форм работы с персоналом с целью улучшения условий и безопасности труда и снижения уровня травматизма и профессиональной заболеваемости.
Эта функция - одна из основных в системе управления охраной труда в подразделениях и организациях РАО "ЕЭС России", предусмотренных Положением о системе управления охраной труда (утверждено распоряжением РАО "ЕЭС России" от 14.01.98 N 5р), так как позволяет не только оперативно выявлять нарушения и отступления от норм охраны труда, но и разрабатывать адекватные меры по приведению к норме состояния условий и безопасности труда на рабочих местах.
Настоящие Методические рекомендации предназначены для работников исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России", региональных предприятий "Энерготехнадзора" и их территориальных центров, представительств РАО "ЕЭС России" в регионах, межсистемных электрических сетей (МЭС), объединенного диспетчерского управления (ОДУ), других подразделений и организаций РАО "ЕЭС России", осуществляющих свои должностные обязанности в рамках внутриведомственного контроля и надзора, а также при организации и проведении проверок с участием общественных уполномоченных (общественных инспекторов) по охране труда.
Настоящие Методические рекомендации могут быть, при необходимости, изменены с учетом местных условий и специфики производства.
I. Общие положения
1. Обследование состояния охраны труда осуществляется для определения направлений в работе по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Обследования могут быть плановыми, внеочередными, комплексными и целевыми.
2. Плановые обследования проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными руководителями графиками; внеочередные - по указанию руководителей организации, в том числе руководителей РАО "ЕЭС России" и департамента генеральной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей (далее - ДГИЭС).
3. Комплексные обследования включают всестороннюю проверку деятельности организации по обеспечению безопасных и здоровых условий труда работников, фактического состояния техники безопасности, гигиены труда, соблюдения законодательства об охране труда, организации работы по охране труда.
При организации плановых и комплексных проверок рекомендуется - для повышения их эффективности - несколько ограничивать проверки по направлениям, в то же время углубляя и детализируя их по принятым направлениям.
4. При целевых обследованиях проверяются отдельные участки, технологии или виды работ (грузоподъемные машины и механизмы, приспособления для работы на высоте, инструмент и станочное оборудование и т.п.), отдельные вопросы организации работ (например, соблюдение нарядно-допускной системы), подготовки персонала и т.п.
5. Объекты обследования определяются на основе анализа производственного травматизма и профзаболеваемости. При этом учитываются рекомендации ДГИЭС.
6. Состав комиссии формирует организация, проводящая обследование. Комиссия должна состоять не менее чем из трех человек, в нее входят представители проверяемого объекта. К работе по проведению обследования могут привлекаться (по согласованию) руководящие работники и специалисты исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России", его подразделений, других организаций.
По согласованию с соответствующими органами к участию в обследованиях могут привлекаться также технические инспекторы Всероссийского комитета "Электропрофсоюз" (далее - Электропрофсоюз) и представители органов государственного надзора.
7. При проведении обследования члены комиссии должны руководствоваться законодательством об охране труда, стандартами, межотраслевыми и отраслевыми нормативами по охране труда, санитарными нормами и правилами, положениями и инструкциями по охране труда, организационно-распорядительными документами (ОРД) Минтопэнерго России и РАО "ЕЭС России".
8. Результаты обследования оформляются актом произвольной формы*, содержащим:
- краткую производственную характеристику (установленная мощность, объемы обслуживания сетей, категорийность, численность персонала) и структурную характеристику объекта обследования;
- основные показатели производственного травматизма за последние три года, включая текущий;
- численный и качественный состав службы охраны труда объекта обследования;
- характеристику организационно-профилактической работы руководителей объекта по предупреждению производственного травматизма и улучшению условий труда;
- перечень выявленных основных нарушений норм охраны труда;
- анализ исполнения ОРД Минтопэнерго России, РАО "ЕЭС России", вышестоящих хозяйственных организаций, предписаний государственных инспекторов по охране труда и других органов государственного надзора;
- выводы и общую оценку состояния условий и охраны труда, а также предложения по устранению выявленных нарушений, с указанием конкретных сроков выполнения.
9. Акт подписывается всеми членами комиссии, с актом должен быть ознакомлен (под роспись) первый руководитель (при его отсутствии - заменяющее его лицо) организации, куда входит проверяемое подразделение (объект). В случае несогласия с выводами комиссии, содержащимися в акте, данный руководитель имеет право изложить особое мнение в приложении.
10. Акт составляется не менее чем в трех экземплярах.** Один экземпляр направляется в ДГИЭС, другой - по подчиненности в соответствующее представительство РАО "ЕЭС России", МЭС, ОДУ, третий - остается в проверяемой организации. Членам комиссии (по их требованию) выдается копия акта.
11. По результатам обследования руководитель проверяемой организации на основании акта обследования издает в срок, указанный в акте, приказ, которым, наряду с мерами воздействия на лиц, допустивших нарушение нормативов по охране труда, определяет и комплекс мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, срок их выполнения и ответственных лиц. Копия приказа направляется в ДГИЭС, соответствующее представительство, МЭС, ОДУ и т.п., а также в вышестоящую организацию.
12. Обследование состояния охраны труда проводится по следующим основным направлениям:***
- состояние организационно-профилактической работы по охране труда;
- состояние территории, производственных помещений, рабочих мест;
- состояние электробезопасности;
- организация работ с применением грузоподъемных машин и механизмов;
- организация работ на высоте;
- организация обслуживания газового хозяйства;
- организация обслуживания сосудов под давлением, трубопроводов пара и горячей воды;
- обеспеченность работников средствами защиты;
- состояние условий труда и медицинского обслуживания;
- организация сварочных и других огневых работ;
- организация работ с применением транспортных средств.
13. Обследования по отдельному направлению проводятся по программе, которая разрабатывается (уточняется) накануне.
II. Обследование состояния организационно-профилактической работы по охране труда
Данные анализа производственного травматизма, соблюдение порядка расследования и учета несчастных случаев
1. Динамика производственного травматизма, его причины, классификация несчастных случаев по причинам и обстоятельствам за предшествующие два года и текущий год. Наличие случаев профзаболеваний.
2. Ведение журнала регистрации несчастных случаев, своевременность и качество расследования и составления актов формы Н-1, своевременность направления в государственную инспекцию по охране труда и другие органы государственного надзора сообщений по установленной форме о несчастных случаях и их последствиях, о решениях прокуратуры, выполнении мероприятий по предупреждению подобных несчастных случаев.
3. Личное участие в расследовании главного инженера проверяемой организации и представителей вышестоящей организации.
4. Правильность установления причин несчастных случаев и намеченных мероприятий, выявление фактов скрытия случаев травматизма, действенность контроля за выполнением мероприятий по устранению причин несчастных случаев и их предупреждением, ознакомление персонала с обстоятельствами и причинами несчастных случаев и профзаболеваний.
5. Проверка фактического количества несчастных случаев посредством сравнения листков нетрудоспособности с отметкой "несчастный случай", выдаваемых медицинскими учреждениями, с количеством несчастных случаев по журналу регистрации.
Проверка организации управления
1. Наличие организационно-распорядительного документа (положение, стандарт организации и т.п.), определяющего обязанности работников в части охраны труда.
2. Анализ структуры службы охраны труда: численность работников, занимающихся непосредственно вопросами охраны труда на проверяемом объекте, укомплектованность службы квалифицированными кадрами (фактическая численность и ее соответствие Межотраслевым нормативам численности работников службы охраны труда на предприятии, занимаемые должности, уровень зарплаты, образование, стаж работы в энергетике и области охраны труда, выполнение несвойственных профилю работы обязанностей). Наличие должности инженера по охране труда в сетевых районах, в составе которых эксплуатируется более 9-10 тыс. условных единиц оборудования, повышение квалификации на курсах, семинарах. Наличие в штате организации заместителя главного инженера по охране труда.
3. Выборочная проверка в нескольких производственных службах положений о службе и должностных инструкций - для контроля их участия в работе по охране труда.
4. Проверка наличия и своевременности выполнения:
- годового комплексного плана по охране труда, соответствие его отраслевому (тарифному) соглашению между Электропрофсоюзом, Минтопэнерго России, РАО "ЕЭС России" и Минтруда России;
- соглашения по охране труда, включенного в коллективный договор;
- планов работы с персоналом;
- планов работы службы охраны труда (инженера по охране труда), графиков выездов в организации для проверок состояния охраны труда;
- графиков проверок состояния охраны труда (в том числе внезапных проверок) с участием руководителей и специалистов вышестоящих хозяйственных организаций;
- актов проверок и их содержания;
- мероприятий по охране труда в планах работы служб, цехов (участков);
- планов мероприятий по предупреждению производственного травматизма и мероприятий из актов проверок комиссиями вышестоящих организаций (Рострудинспекции и других органов государственного надзора, Электропрофсоюза, РАО "ЕЭС России");
- списка профессий и должностей, в соответствии с которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
- списка профессий и должностей, в соответствии с которым работникам предоставляются компенсации и льготы за тяжелые, вредные или опасные условия труда;
- перечня профессий и видов работ, на которые должны быть составлены инструкции по охране труда;
- организации ведения и хранения документации (акты формы Н-1 и материалы по расследованию несчастных случаев, протоколы замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, материалы аттестации и сертификации рабочих мест, ОРД и др.).
Контроль за выполнением директивных документов и предписаний по охране труда
1. Наличие системы ознакомления персонала с директивными документами вышестоящих организаций, осуществление контроля за проработкой с персоналом обзоров несчастных случаев и информационных писем ДГИЭС, фирмы "ОРГРЭС", представительств, МЭС, ОДУ, АО-энерго; разработка на их основе мероприятий по предупреждению травматизма и их выполнение.
2. Организация и проведение ежемесячного "Дня техники безопасности" с личным участием первых руководителей АО-энерго и организаций, выполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков.
3. Проведение периодических комплексных проверок состояния охраны труда (одной или нескольких организациях с высоким уровнем травматизма) комиссией, возглавляемой главным инженером вышестоящей хозяйственной организации, с принятием решений по устранению выявленных нарушений и недостатков.
4. Наличие в организации, в АО-энерго системы выдачи заданий по проверке вопросов ТБ при командировании ИТР в подчиненные подразделения.
Проверка выполнения обязанностей по охране труда первыми руководителями АО-энерго и самостоятельных организаций
1. Рассмотрение не реже одного раза в месяц первыми руководителями (с участием руководящих работников своих организаций и, при необходимости, руководителей подразделений) вопросов, связанных с предупреждением несчастных случаев, созданием безопасных условий труда в подведомственных организациях.
2. Заслушивание первым руководителем не реже одного раза в месяц отчетов руководителей и специалистов службы охраны труда, руководителей отдельных подразделений и своих заместителей о состоянии дел в части условий и безопасности труда, с принятием соответствующих управленческих решений.
3. Проведение главным инженером организации (не реже одного раза в месяц) совещаний с руководителями подразделений по вопросам охраны труда.
Организация подготовки персонала по охране труда в соответствии с отраслевыми правилами
1. Своевременность и качество проведения инструктажей; наличие программ вводного и первичного инструктажей; документальное оформление инструктажей.
2. Порядок допуска вновь принятого персонала к самостоятельной работе по профессии (обучение, проверка знаний, наличие распорядительных документов о допуске к стажировке, дублированию и самостоятельной работе).
3. Наличие и соблюдение графиков периодической проверки знаний; правильность оформления результатов проверки в журнале и удостоверениях о проверке знаний. Участие в работе комиссии по проверке знаний руководящих работников, специалистов служб и отделов.
4. Наличие утвержденного списка лиц, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний, в соответствии с Правилами организации работы с персоналом на предприятиях и в учреждениях энергетического производства.
5. Наличие и использование учебно-тренировочных полигонов.
6. Наличие и состояние стационарных и передвижных кабинетов (уголков, стендов) по технике безопасности, их оснащенность литературой, наглядными пособиями (средства защиты, плакаты, макеты и т.п.), техническими средствами (экзаменационно-обучающие машины, кино- и видеоаппаратура и т.п.), манекенами-тренажерами для обучения методам оказания первой помощи пострадавшим; проведение бесед, лекций, демонстрация фильмов по ТВ; общественных смотров состояния охраны труда согласно плану работы кабинета.
7. Наличие и функционирование системы психофизиологического тестирования персонала с целью профотбора. Соблюдение основ законодательства об охране труда в части установления рационального режима труда и отдыха работников, особенно женщин и подростков; соблюдение норм переноски тяжестей и правильности производства сверхурочных работ, их документальное оформление (приказ, согласованный с профкомом); наличие инструкций по охране труда, своевременный их пересмотр и внесение в них требований действующих нормативных правовых актов по охране труда.
Исполнение нормативных правовых актов по охране труда
1. Проверка хода приведения условий труда, оборудования, технологий, средств защиты в соответствие с государственными стандартами ССБТ, санитарными нормами и правилами по охране труда, законодательством об охране труда (наличие ОРД, назначение комиссий, наличие планов организационно-технических мероприятий по внедрению).
2. Организация массового и систематического изучения работниками всех категорий нормативов по охране труда различными методами (инструктажи, совещания, краткосрочное обучение на семинарах, курсы повышения квалификации и т.п.).
3. Привлечение к этой работе специалистов (в том числе из вышестоящих организаций), ученых, юристов и исследователей и др.
III. Состояние территории, производственных помещений, рабочих мест
Обследование территории организации
1. Ограждение территории действующей организации.
2. Наличие указателей проездов и проходов, предупредительных надписей и знаков безопасности на территории организации, у всех ворот в зоне движения железнодорожного или автомобильного транспорта; наличие на воротах фиксаторов, исключающих их самопроизвольное закрытие и открытие.
3. Выполнение мероприятий по обеспечению безопасного движения автомобильного или железнодорожного транспорта по территории организации (наличие охраны, ограждений, знаков безопасности, предупредительных надписей и т.п.).
4. Освещенность периметра и территории организации.
5. Обозначение путей эвакуации в случае аварии и пожара.
6. Наличие систем связи между оперативными руководителями и рабочими местами.
Состояние складских и производственных помещений
1. Обустройство складских помещений и ремонтных площадок; правильность складирования материалов и изделий.
2. Правильность хранения химических веществ и материалов, содержащих легковоспламеняющиеся, взрывоопасные и токсичные компоненты. Наличие и ведение документации по учету их получения и выдачи.
3. Состояние полов, закрытие крышек люков колодцев, камер и приямков, перекрытий каналов; наличие ограждения проемов в полах и на междуэтажных перекрытиях.
4. Наличие ограждения в местах, опасных для прохода или нахождения людей, канатами или переносными щитами с укрепленными на них плакатами по технике безопасности, а в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости - с вывешенными на ограждении сигнальными лампами напряжением до 42 В или плакатами со светоотражающим покрытием.
5. Наличие ограждений и запорных устройств на конвейерах топливоподачи, исправность кожухов машин и механизмов.
Рабочие места
1. Укомплектованность рабочих мест технологическими схемами, должностными инструкциями, инструкциями по эксплуатации оборудования и охране труда. Своевременность их пересмотра.
2. Обеспеченность средствами автоматизации и механизации трудоемких процессов, устройствами безопасности (в том числе блокировками), приборами контроля параметров опасных факторов, сигнализаторами и т.п.
3. Укомплектованность исправными средствами коллективной и индивидуальной защиты.
4. Исправность оборудования, инструмента и приспособлений; наличие необходимых ограждений и заземлений; достаточная освещенность; исправность вентиляции и др.
5. Выборочная проверка знаний персоналом требований норм безопасности и методов оказания первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
6. Наличие аптечек первой помощи, укомплектованность их медикаментами и медицинскими средствами согласно списку, обеспеченность оперативно-выездных бригад (ОВБ) аптечками.
7. Организация рабочих мест, на которых производятся оперативные и ремонтные работы: наличие заземлений, вывешенных плакатов, запирающих устройств (цепи, замки); установка заглушек на фланцевой арматуре и открытие воздушников; закрытие дренажных вентилей (соединенные с атмосферой открыты, соединенные с коллекторами - закрыты); наличие обозначений и нумерации арматуры; исправность применяемого инструмента, приспособлений и такелажа; организация работы на высоте; использование необходимых средств защиты; соблюдение нарядно-допускной системы, правильность оформления наряда; ведение журнала учета работ по нарядам и распоряжениям; наличие перечня работ, выполняемых по нарядам (общим нарядам на теплотехническом оборудовании); наличие списков лиц, имеющих право выдачи нарядов (распоряжений), а также право быть руководителями, производителями работ и допускающими; соблюдение требований безопасности во время работы. Проверить перед первичным допуском бригады к работе очередность вывешивания плакатов по технике безопасности.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4. При проверке состояния технологической дисциплины следует обращать внимание на наличие и качество документации (технологические карты, технические условия, ППР и т.п.), наличие в ней конкретных инженерных решений по созданию безопасных условий производства работ; знание этих решений руководителями и производителями работ; соответствие фактических технологических процессов и операций предусмотренным в документации.
5. Наличие на рабочих местах - дежурного персонала, мастеров, руководителей подразделений - перечней отступлений от проектов в компоновке и конструктивном исполнении оборудования, с указанием дополнительных мер безопасности и отметками об ознакомлении с этими перечнями всего обслуживающего и ремонтного персонала.
6. Организация и осуществление контроля каждого рабочего места одним из руководителей организации не реже одного раза в полугодие, а руководителями структурных подразделений - не реже одного раза в месяц. Обход не менее одного рабочего места в месяц каждым руководителем организации и не менее одного рабочего места в неделю - руководителем структурного подразделения (с записью результатов обхода в оперативном журнале).
IV. Состояние электробезопасности
1. Проверка соответствия оперативных и мнемонических схем фактическим, наличие четких надписей и обозначений в схемах и на оборудовании; отражение на схемах генерирующих установок потребителей и в положении о структурном подразделении согласованных взаимоотношений с такими потребителями.
2. Наличие письменного указания руководства организации о предоставлении работникам права единоличного осмотра электроустановок до и выше 1000 В, с указанием групп по электробезопасности.
3. Соответствие Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей групп по электробезопасности у членов бригады при выполнении работ на ВЛ, под напряжением с непосредственным касанием токоведущих частей, при испытаниях оборудования повышенным напряжением.
4. Наличие у персонала, обслуживающего компрессорные установки, воздухосборники, аккумуляторные батареи и зарядные устройства, группы по электробезопасности не ниже III.
5. Порядок хранения, выдачи и возврата ключей от электроустановок (помещений) и камер ЗРУ, КРУ, ОРУ, распределительных щитов, сборок и т.д.
6. Отсутствие зашунтированных и неисправных разъединителей в распределительных устройствах. При наличии шунтов проверить наличие письменного распоряжения начальника РЭС (электроцеха) о разрешении шунтирования на определенный срок (с записью в оперативном журнале).
7. Наличие перечня ВЛ, находящихся под напряжением, и перечня ВЛ с номерами дефектных опор, на которые запрещается подъем персонала; доведение перечня таких опор до персонала, занятого их обслуживанием.
8. Выполнение технических мероприятий при проведении работ в электроустановках; отключение, запирание приводов коммутационных аппаратов, наличие запирающих устройств на дверях, вывешивание плакатов по технике безопасности, ограждение рабочего места, проверка отсутствия напряжения, установка заземлений.
9. Соответствие технических мероприятий по обеспечению электробезопасности при работе в отсеке шкафов КРУ требованиям Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей: тележка с оборудованием выкачена; шторка отсека, в котором токоведущие части остались под напряжением, заперта на замок; вывешен плакат "Стой! Напряжение"; в отсеке, где предстоит работа, вывешен плакат "Работать здесь".
10. Достаточность мер безопасности при работах вне КРУ на подключенном к ним оборудовании или на отходящих ВЛ и КЛ: тележка с выключателем выкачена из шкафа, шторка или дверцы заперты на замок и на них вывешены плакаты "Не включать! Работают люди" или "Не включать! Работа на линии".
11. Завершение раскраски в отличительный цвет ячеек 6-10 кВ с двухсторонним питанием и установка в них стационарных сигнализаторов напряжения.
12. Правильность мест установки и исправность переносного заземления, наличие на каждом переносном заземлении номера и сечения заземляющих проводов.
13. Наличие ППР или технологических карт на работы по капитальному ремонту электрооборудования напряжением выше 1000 В, а также по ремонту ВЛ - независимо от напряжения.
14. Наличие и исправность блокировочных устройств коммутационных аппаратов; наличие графика приведения неисправных блокировок в рабочее состояние и его выполнение.
15. Наличие сертификатов (положительных экспертных заключений ДГИЭС) при внедрении новых электрозащитных средств.
16. Наличие перечня электрооборудования, не соответствующего требованиям безопасности, а также плана мероприятий по приведению его в соответствие с требованиями ГОСТ и других нормативных документов, выполнение этого плана. Наличие перечня наиболее сложных травмоопасных мест, проверка выполнения работ на этих местах только по ППР.
17. Наличие паспортов заводов-изготовителей на установленные железобетонные опоры.
18. Наличие и использование гибкого медного провода сечением не менее 4 для заземления рабочей части указателей напряжения типов УВН-10 и УВН-80М (кроме случаев работы на металлических опорах).
19. Отсутствие на рабочих местах контрольных ламп для использования их вместо указателей напряжения до 1000 В.
20. Запрещение привлечения персонала ОВБ к выполнению ремонтных работ.
21. Наличие в эксплуатации электрооборудования, конструктивно не соответствующего требованиям безопасности.
22. Выборочная проверка знания персоналом: мастерами, руководителями служб, диспетчерами - особенностей организации работ на ВЛ с наведенным напряжением (с нарушением целостности проводов).
23. Выполнение указания о запрете установки и работы автокранов под проводами ВЛ, находящимися под напряжением.
24. Организация работ с применением грузоподъемных машин и механизмов в охранной зоне ВЛ и зонах наведенного напряжения: наличие на путевом листе крановщика отметки о запрете самовольной установки крана для работы вблизи ВЛ без наряда; установка и работа крана под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, с группой по электробезопасности IV; наличие у персонала средств защиты от воздействия электрических полей при работе на телевышке и т.д.
25. Наличие и применение средств защиты (стационарные, переносные и передвижные экранирующие устройства, съемные экранирующие устройства, устанавливаемые на машинах и механизмах, экранирующие комплекты) при работах в зоне влияния электрического поля. Наличие заземления переносных и передвижных экранирующих устройств гибким медным проводником сечением не менее 10 .
26. Соблюдение мер безопасности при эксплуатации электролизных установок: запрещение курения, применения открытого огня и электрических нагревательных приборов; использование переносных ручных светильников во взрывозащищенном исполнении на напряжение 12 В; наличие внутри помещения установки и на дверях помещения знаков безопасности, запрещающих применение открытого огня; применение средств индивидуальной защиты при работе с электролитом (хлопчатобумажный костюм с кислотозащитной пропиткой, резиновые сапоги, прорезиненный фартук, резиновые перчатки, очки); наличие на полу у электролизеров диэлектрических ковриков; заземление оборудования и трубопроводов электролизной установки не менее чем в двух местах.
27. Прекращение всех работ в шкафах управления и распределительных шкафах во время пребывания людей на воздушном выключателе, находящемся под давлением, при его испытании и наладке.
28. Соблюдение мер безопасности при эксплуатации аккумуляторных батарей: наличие надписей на дверях помещения "Аккумуляторная", "Огнеопасно", "Запрещается курить" или знаков безопасности, запрещающих применение открытого огня; правильность хранения кислот и щелочей, наличие на сосудах надписей о содержащихся в них веществах; применение средств индивидуальной защиты при работах с кислотой и щелочью; наличие в помещении специальной кружки для составления электролита и нейтрализующих растворов питьевой соды (в случае кислотных батарей) и борной кислоты (в случае щелочных).
29. Отсутствие людей на траверсах ВЛ или под ними при подъеме (опускании) на траверсы проводов и тросов, а также при их натяжении.
30. Выравнивание потенциалов участков (проводов, тросов) ВЛ и линий связи перед их соединением или разрывом.
31. Наличие заземления корпуса передвижной испытательной установки проводником из гибкого медного провода сечением не менее 10 . Обособленность рабочего места оператора в испытательной установке; оснащение двери, ведущей в часть установки с напряжением выше 1000 В, блокировкой, которая обеспечивает снятие напряжения со схемы при открывании двери; наличие на рабочем месте оператора раздельной световой сигнализации о включении напряжения до и выше 1000 В; наличие наружной световой сигнализации, автоматически включающейся при подаче напряжения.
32. Обеспечение видимого разрыва в цепях приема дистанционного питания при выполнении работ на кабеле в необслуживаемом усилительном пункте средств диспетчерского и технологического управления (СДТУ); наличие перечня устройств, имеющих дистанционное питание, и ознакомление с ним обслуживающего персонала.
33. Соблюдение правил применения переносных металлических лестниц в ОРУ. Оборудование трансформаторов инвентарными лестницами и площадками.
34. Компоновка оборудования в ОРУ, повышающая опасность поражения током.
35. Особые условия применения переносных металлических лестниц в РУ 220 кВ и ниже и применение их в ОРУ 330 кВ и выше (с соблюдением условий, указанных в ПТБ).
V. Организация работ с применением грузоподъемных машин и механизмов
1. Наличие и срок действия приказов о назначении лиц, ответственных за исправное состояние грузоподъемного оборудования, безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, учет и осмотр грузозахватных приспособлений: стропов, клещей, траверс, тары и т.п.; своевременность проверки знаний по технике безопасности у вышеуказанных лиц; наличие приказов о допуске к работе крановщиков, стропальщиков, слесарей, электромонтеров по техническому обслуживанию и ремонту грузоподъемных машин и механизмов.
2. Наличие у персонала, допущенного к эксплуатации, ремонту и обслуживанию грузоподъемных машин и механизмов, соответствующих записей в удостоверениях о проверке знаний.
3. Наличие графиков технических освидетельствований грузоподъемных машин, механизмов и тары, осмотров грузозахватных приспособлений и тары; выполнение графиков.
4. Оснащение грузоподъемных машин и механизмов на пневмоколесном ходу переносными заземлителями при всех работах (в том числе при передвижении) в ОРУ, охранной зоне ВЛ и зоне наведенного напряжения.
5. Наличие и исправность у машин и механизмов защитных ограждений, кожухов, устройств для заземления, приборов и устройств безопасности и сигнализации.
6. Контроль со стороны руководящих работников и специалистов организации за техническим состоянием машин и механизмов, за соблюдением графиков планово-предупредительного ремонта.
7. Оборудование мест производства грузоподъемных работ типовыми схемами и технологическими картами.
8. Проверка правильности выдачи наряда и допуска к работе бригады при применении грузоподъемных машин вблизи ВЛ.
VI. Организация работ на высоте
1. Наличие на рабочих местах проектов производства работ и технологических карт, с указанием мер безопасности.
2. Наличие проекта на сооружение лесов, расчетов всех основных элементов инвентарных лесов на прочность и устойчивость, визы инженера по охране труда на проекте лесов, сооружаемых по индивидуальному проекту, и грифа утверждения главным инженером.
3. Выполнение сборки и разборки лесов по наряду с соблюдением последовательности, предусмотренной ПНР; документальное оформление их приемки в эксплуатацию (акт приемки лесов при их высоте более 4 м или запись в журнале приемки и осмотра лесов и подмостей - при высоте до 4 м).
4. Наличие у лесов и подмостей: прочных настилов, имеющих ровную поверхность и исключающих возможность их смещения, с зазорами между элементами не более 5 мм; ограждений, лестниц или трапов для подъема и спуска людей; поручней, закраин и одного промежуточного горизонтального элемента, плакатов с указанием допустимой нагрузки на леса, подмости и схемы размещения грузов; заземления у металлических лесов.
5. Ежедневный осмотр лесов перед началом работ руководителем работ (с записью результатов в журнале).
6. Наличие защитных настилов при работе на нескольких ярусах по одной вертикали или при движении людей и транспорта под лесами либо вблизи них.
7. Исправность и правильность закрепления и эксплуатации лебедок, применяемых при перемещении подвесных люлек и передвижных лесов; наличие у люлек для подъема людей четырехстороннего ограждения высотой не менее 1,2 м с нерабочих сторон и не менее 1 м - со стороны фронта работы.
8. Наличие на тетивах переносных лестниц и стремянок инвентарного номера, даты следующего испытания, надписи о принадлежности цеху (участку); отсутствие на ступенях и тетивах трещин длиной более 100 и глубиной более 5 мм; наличие у лестниц и стремянок устройств, предотвращающих возможность их сдвига и опрокидывания при работе. Регистрация периодических осмотров и испытаний лестниц и стремянок в журнале учета и осмотра такелажных средств, механизмов и приспособлений.
9. Наличие страховочных средств и средств для быстрой эвакуации пострадавшего с высоты.
VII. Использование инструмента, приспособлений и станочного оборудования
Использование инструмента в соответствии с Правилами безопасности при работе с инструментом и приспособлениями
1. Порядок хранения, испытания и выдачи электрифицированного и пневматического инструмента, а также допуска к работе с ним лиц, имеющих соответствующую запись в удостоверении о проверке знаний.
2. Наличие на корпусе электрифицированного инструмента инвентарного номера и даты следующего испытания, а на корпусах вспомогательного оборудования - инвентарного номера и даты следующего измерения сопротивления изоляции.
3. Ведение журнала учета проверки и испытаний электроинструмента и его вспомогательного оборудования (понижающих и разделительных трансформаторов, преобразователей частоты, защитно-отключающих устройств, кабелей-удлинителей и т.д.) и журнала осмотра пневматического инструмента.
4. Наличие у абразивного инструмента защитных кожухов, отсутствие задевания о защитный кожух круга при его ручном вращении.
5. Исправность шлангов пневматического инструмента, их присоединение к инструменту и соединение между собой с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов.
6. Состояние слесарно-кузнечного инструмента индивидуального или бригадного пользования, организация изъятия неисправного инструмента. Применение очков при работах с инструментом ударного действия.
7. Проверка состояния верстака (его поверхности, выдвижных ящиков, разделенных на ячейки для хранения инструмента, заготовок и документации); наличие стационарного освещения, экрана на верстаке для защиты работающего рядом персонала от отлетающих частиц металла, несработанных насечек на рабочей поверхности сменных планок губок тисков, обеспечивающих надежный зажим изделия; наличие местного стационарного освещения с регулируемыми лампами накаливания.
Переносные ручные светильники
1. Наличие рефлектора, защитной сетки, крючка для подвески, исправность шлангового провода с вилкой. Отличие вилок на напряжение 12 и 42 В от вилок на напряжение 127 и 220 В.
2. Применение при работах в особо опасных помещениях (барабаны, газопроводы, топки котлов и т.д.) светильников напряжением 12 В. Наличие на корпусе понижающего трансформатора инвентарного номера, даты следующего испытания и измерения сопротивления изоляции.
Станочное оборудование
1. Наличие на каждом станке инвентарного номера. У станка вывешиваются инструкция по охране труда и список лиц, имеющих право работать на нем. В каждом цехе (участке) вывешивается табличка, на которой указывается лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию станочного оборудования. Наличие на рабочем месте (у станка) плакатов и предупредительных надписей.
2. Наличие заземления (зануления) корпусов станочного оборудования с электроприводом, а также записи в журнале об измерении сопротивления изоляции электрооборудования и испытании ее электрической прочности.
3. Наличие блокировочных устройств безопасности.
4. Состояние полотна или диска пилы: отсутствие трещин на полотне (диске) или зубьях, выломанных зубьев (подряд два и более), выщербленных или оторвавшихся от зубьев пластинок из быстрорежущей стали или твердого сплава, выпучин, раковин от коррозии и т.п.
5. Наличие у циркульной пилы защитного кожуха, отрегулированных расклинивающих ножей, направляющих линеек, прижимов, ручных толкателей и специальных приспособлений для ручной подачи материалов, исключающих их смещение и обратный выброс.
6. Исправность устройств, зажимающих обрабатываемую деталь и рабочий инструмент.
7. Использование подручников при обработке шлифовальными кругами изделий, не закрепленных жестко на станке. Особое внимание обратить на диаметры кругов (разница должна быть не более 10%), установленных одновременно на одном шпинделе станка, а также на диаметры сработанных кругов, применение защитных очков при отсутствии защитного экрана на шлифовальных и заточных станках.
8. Наличие маркировки и штампа о дате испытания на абразивных кругах.
VIII. Организация сварочных и других огневых работ
1. Проверка наличия у работников, допущенных к выполнению электро-, газосварочных и других огневых работ, записи в удостоверении о проверке знаний на право производства специальных работ.
2. Правильность оформления наряда на выполнение огневых работ на оборудовании, в зоне действующего оборудования и в производственных помещениях, с указанием в наряде дополнительных требований пожарной безопасности. Лица, выдающие наряды на огневые работы (на пожароопасное оборудование - главный инженер или лицо, выполняющее его обязанности; на остальное - начальник цеха или лицо, исполняющее его обязанности).
3. Проверка выполнения огневых работ непосредственно на рабочем месте и применения спецодежды, спецобуви, рукавиц (перчаток) из тканей с огнезащитной пропиткой, ручных, наголовных или универсальных щитков со светофильтрами, при необходимости, диэлектрических перчаток, галош, ковриков, наколенников, наплечников - у сварщиков, защитных очков - у подручных. Проверка отсутствия горючих материалов в радиусе не менее 5 м, взрывоопасных материалов и установок - в радиусе 10 м, а также одновременного выполнения лакокрасочных работ.
4. Наличие при выполнении электросварочных работ ограждения места работ от смежных рабочих мест и проходов несгораемыми экранами высотой не менее 1,8 м; наличие заземления электросварочной установки и зажима вторичной обмотки сварочного трансформатора, к которому присоединяется проводник, идущий к изделию, медным проводом сечением не менее 6 или стальным прутком (полосой) сечением не менее 12
.
5. Исправность электрододержателей и изоляции сварочных проводов, применение электросварщиками специальных сумок для электродов и ящиков для сбора огарков при работе на высоте.
6. Оборудование однопостового сварочного трансформатора при работе в условиях повышенной опасности устройством для снижения напряжения холостого хода до 12 В (и ниже). Наличие на корпусе сварочного трансформатора или преобразователя инвентарного номера, даты следующего измерения сопротивления изоляции и указания о принадлежности цеху, участку и т.п.
7. Правильность ведения журнала учета, проверки и испытаний электроинструмента и вспомогательного оборудования к нему, в который заносятся результаты измерений сопротивления изоляции, испытаний изоляции сварочных трансформаторов и преобразователей тока.
8. При выполнении газосварочных работ проверяются:
8.1. Порядок хранения, перевозки, установки баллонов со сжатыми и сжиженными газом во время работы, наличие на месте работы не более двух баллонов (с кислородом и горючим газом), оснащенных редукторами и манометрами.
8.2. Наличие записей в журнале произвольной формы о проведении периодических гидравлических испытаний на прочность резиновых рукавов для газовой сварки и резки металлов.
8.3. Закрепление газопроводящих рукавов на ниппелях горелок, резаков, редукторов; соединение рукавов между собой с применением стяжных хомутов; надевание рукавов на ниппели водяных затворов (без закрепления).
8.4. Наличие проверок всех резаков и горелок на газопроницаемость и горение, а редукторов для газопламенной обработки - на герметичность (по результатам записей в журнале).
8.5. Порядок хранения карбида кальция.
8.6. Наличие на керосинорезах и паяльных лампах инвентарных номеров, а в специальном журнале - записи о периодическом гидравлическом испытании бачка для керосина и корпуса паяльной лампы; оснащение площадок для работ с керосинорезом средствами пожаротушения (огнетушители, листовой асбест, песок); обеспечение защиты от загорания (металлические экраны или поливание водой) сгораемых конструкций, расположенных ближе 5 м от рабочего места при проведении паяльных работ. Порядок сдачи паяльной лампы по окончании работы.
IX. Организация работ с применением транспортных средств
1. Анализ состояния аварийности на подведомственном транспорте по отчетности о дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), ведение журнала учета ДТП, периодичность сверки ДТП с учетными данными ГИБДД. Анализ аварийности и травматизма на железнодорожном транспорте.
2. Организация контроля за деятельностью подведомственных транспортных подразделений, периодичность проверок, наличие и качество актов проверок и выполнение указанных в них мероприятий.
3. Подготовленность персонала, обслуживающего транспорт. Наличие ежемесячного плана работы кабинета безопасности движения и контроль за его выполнением; регулярность проведения бесед, лекций, докладов по безопасности дорожного движения; периодичность проведения занятий по Правилам дорожного движения (ПДД) и Правилам охраны труда на автомобильном транспорте; обучение водителей методам оказания первой помощи пострадавшим при ДТП.
4. Наличие планов мероприятий по предупреждению ДТП и аварий, укреплению дисциплины среди обслуживающего персонала и их выполнение; наличие ежемесячного графика работы на линии руководящих работников и специалистов автопредприятия (автохозяйства) с привлечением общественности для контроля за техническим состоянием и использованием подвижного состава, режимом труда и отдыха, соблюдением ПДД, ГОСТ 25478-90 и дисциплиной водителей; выполнение графика.
5. Выполнение требований Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт) ПОТ РМ-008-99: создание комиссии; наличие графика осмотра; специальные требования к техническому состоянию транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов; составление сведений о результатах технического осмотра.
6. Наличие ежемесячного графика дежурств начальников служб (колонн) для оперативного принятия мер, предотвращающих выпуск на линию неисправных транспортных средств, нарушения установленного режима работы; выполнение графика.
7. Наличие на автотранспорте средств пожаротушения, знаков аварийной остановки, аптечек, укомплектованность автомобилей инструментом и приспособлениями.
8. Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, периодических медицинских осмотров (один раз в 24 месяца). Оснащенность организации методиками обследования и приборами.
9. Порядок хранения, учета, оформления и выдачи путевых листов (на дальние рейсы должны быть указаны пункты и места отдыха водителей).
10. Организация перевозок людей: квалификация водителей, назначение ответственных и старших по кузову, проведение инструктажей, разработка маршрутов движения, оборудование машин предупредительными надписями, средствами безопасности, сигнализации, оказания первой помощи и т.д.
11. Организация оперативного внутриведомственного контроля на линии за соблюдением водителями ПДД.
12. Содержание ремонтной зоны (смотровые ямы со специальными светильниками, вентиляция и т.д.), наличие исправного оборудования и приспособлений для обеспечения безопасности и механизации работ (подъемники, домкраты, съемники и т.п.).
13. Обеспечение системы мер по профилактике дорожно-транспортного травматизма: устройство тротуаров, переходов на территории; противопожарное состояние территории и производственных помещений, наличие средств пожаротушения, знаков безопасности, инструкций по пожарной безопасности; наличие списка лиц, ответственных за пожарную безопасность, специально отведенных мест для курения.
14. Организация охраны гаражей и мест стоянок транспорта.
15. Обеспечение безопасности ремонтных, медницко-жестяницких, кузнечно-рессорных, аккумуляторных, вулканизационных, шиномонтажных и других работ.
16. Наличие и полнота оснащения кабинетов и уголков безопасности движения современными техническими средствами обучения, наглядными и учебными пособиями, памятками и нормативами по охране труда.
17. Распространение опыта безаварийной работы водителей и машинистов, участие в проводимых смотрах и конкурсах безопасности движения.
X. Организация обслуживания газового хозяйства
1. Назначение лиц и подразделений (групп), ответственных за безопасное состояние газового хозяйства.
2. Подготовленность этих работников: обучение, аттестация с выдачей удостоверений.
3. Наличие перечня подконтрольного газового оборудования, газоопасных мест и помещений, а также утвержденного графика проверки их на загазованность.
4. Обеспечение ответственных лиц и работников технической документацией (проекты, нормативы), средствами защиты, приборами контроля, специнструментом и приспособлениями.
5. Проверка правильности организации и проведения газоопасных работ.
6. Правильность окраски газового оборудования и крышек люков подземных газоопасных сооружений.
XI. Организация обслуживания сосудов под давлением, трубопроводов пара и горячей воды
1. Назначение (приказом по организации) ответственных лиц, групп, подразделений, отдельных работников.
2. Наличие перечня подконтрольного оборудования, с указанием зон и границ.
3. Обеспечение ответственных лиц и работников технической документацией, средствами защиты, приспособлениями, инструментом и приборами контроля.
4. Организация ремонтных работ внутри теплообменных аппаратов и других сосудов.
5. Наличие цепей и замков на арматуре (задвижки, вентили, в том числе дренажные) выведенного в ремонт оборудования. Проверить, имеются ли течи (капеж) и парение через дренажные вентили отключенного для ремонта оборудования (трубопроводов).
6. Наличие и исправность стационарных площадок и их ограждений, устроенных для обслуживания арматуры трубопроводов и сосудов.
XII. Организация обслуживания систем транспортировки, хранения и переработки твердого и жидкого топлива
1. Назначение (приказом по организации) ответственных лиц.
2. Наличие и состояние ограждений машин, механизмов, конвейеров (транспортеров).
3. Наличие и работоспособность тросовых и кнопочных аварийных выключателей, средств подачи сигналов о пуске механизмов.
4. Порядок организации ремонта конвейеров (транспортеров).
XIII. Обеспеченность работников средствами защиты
1. Назначение лиц, ответственных за обеспечение работников средствами защиты. Наличие приказа по организации о назначении комиссии по приемке поступающих в организацию средств индивидуальной защиты (СИЗ).
2. Организация ремонта, стирки, химчистки, обеспыливания и других видов обработки, а также сушки спецодежды, спецобуви, рукавиц, перчаток и пр.
3. Порядок учета и выдачи СИЗ по личным карточкам; организация их хранения в организации и подразделениях; соблюдение сроков эксплуатации.
4. Наличие в инструкциях, трудовых договорах (контрактах) положений о порядке использования СИЗ. Применение работниками СИЗ (каски, спецодежда, спецобувь, противогазы, респираторы, наушники, очки, щитки, рукавицы и др.), а также электрозащитных средств (указатели напряжения, диэлектрические перчатки, боты, галоши и др.); соблюдение сроков их испытаний и хранение в надлежащих условиях.
5. Укомплектованность средствами защиты рабочих мест, участков, электроустановок, бригад и отдельных работников.
6. Контроль за исправным состоянием средств защиты (своевременность осмотров и испытаний, ведение журнала учета и содержания средств защиты и журнала испытаний средств защиты из диэлектрической резины, формы которых приведены в Правилах применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технических требованиях к ним); своевременное изъятие неисправных средств защиты.
7. Назначение лица (с группой ТБ не ниже IV), ответственного за обеспечение, учет средств защиты, организацию их своевременного осмотра, испытания и надлежащего хранения в подразделениях организации. Укомплектованность испытательным оборудованием (стенды и т.п.) и методиками испытаний средств защиты.
8. Наличие перечней инвентарных средств защиты, составленных в соответствии с нормами комплектования и местными условиями и утвержденных главным инженером организации (начальником сетевого района), в помещениях электроустановок (РУ до и выше 1000 В электростанций и подстанций, ОРУ и электроустановок 330 кВ и выше, ТП и РП распредсетей 6-220 кВ; на дежурных щитах и пультах управления, рабочих местах дежурных электромонтеров), а также у оперативно-выездных бригад, бригад эксплуатационного обслуживания, в передвижных и стационарных испытательных лабораториях.
XIV. Состояние гигиены труда, условий труда и медицинского обслуживания
1. Наличие мероприятий по охране труда в планах (коллективном договоре, соглашениях) разделов "Гигиена труда", "Условия труда", "Медицинское обслуживание".
2. Назначение должностных лиц, в обязанности которых входит создание соответствующих гигиеническим нормам условий труда на рабочих местах и контроль за их состоянием.
3. Организация аттестации рабочих мест. Наличие лицензированных промсанлабораторий или возможности привлечения специалистов из других организаций.
4. Состояние микроклимата на рабочих местах, соответствие его параметров нормам.
5. Санитарно-бытовое обеспечение работников (наличие и достаточность санитарно-бытовых помещений: гардеробных, душевых, туалетов, помещений для личной гигиены женщин, комнат отдыха и приема пищи, помещений для обогрева и защиты работников от неблагоприятных климатических факторов при работе на открытом воздухе и др.) согласно санитарным нормам.
6. Психофизиологическое обеспечение труда: наличие специалистов и комнат по психологической разгрузке и восстановлению работоспособности.
7. Наличие и надлежащее функционирование аспирационных и вентиляционных устройств в производственных помещениях (аккумуляторных и кислотных, химлабораториях, галерее ленточных транспортеров, помещениях узлов пересыпки и дробления твердого топлива, помещениях для приготовления гидразина, мазутонасосных и др.), отопительных и осветительных систем - в производственных и служебных помещениях; назначение лиц, ответственных за обслуживание санитарно-технических систем; состояние остекления корпусов, зданий; состояние систем вентиляции, кондиционирования и освещения.
8. Возможность воспользоваться медицинской помощью; наличие средств связи, аптечек первой помощи на рабочих местах; обеспеченность моющими средствами и защитными препаратами, веществами и т.п.
9. Организация проведения обязательных и периодических медицинских осмотров: наличие соответствующих списков профессий и должностей, графика осмотра (и его соблюдение) и записи о проведении осмотра в удостоверении о проверке знаний. Ответственные за это лица.
10. Организация водно-питьевого режима: наличие сатураторных установок (автоматов) для приготовления газированной воды, устройство централизованной подачи к рабочим местам питьевой и газированной воды, чая и др.
11. Ознакомление персонала с фактическим состоянием условий труда на рабочих местах.
Начальник департамента |
|
______________________________
* Результаты обследований, проводимых работниками Энерготехнадзора по своим графикам, оформляются актами по установленной форме.
** Только в тех случаях, когда обследования проводятся по поручению ДГИЭС, в остальных случаях - в двух экземплярах.
*** Перечень направлений может быть дополнен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по организации и проведению обследования состояния охраны труда в подразделениях и организациях РАО "ЕЭС России" РД 34.03.123-98 (утв. РАО ЕЭС 27 марта 1998 г.)
Текст методических рекомендаций опубликован в журнале "Библиотека инженера по охране труда", август 2008 г., N 8