Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Администрации Костромской области по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
По вопросу 1.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 1416, документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Согласно пункту 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 455 ГК РФ договор может быть заключен на куплю-продажу товара, имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а также товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара.
Следует отметить, что указанные нормы ГК РФ не обязывают заказчика требовать регистрационное удостоверение на изделия медицинского назначения, медицинское оборудование только одновременно с передачей товара.
Таким образом, при проведении конкурса (аукциона) заказчик вправе установить во второй части заявки требование о предоставлении копии регистрационного удостоверения на изделия медицинского назначения, медицинское оборудование.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 102) подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов.
Таким образом, при осуществлении закупки с применением постановления N 102 в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе второй части заявки на участие в конкурсе (аукционе) такая заявка отклонятся# .
По вопросу 2.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Таким образом, только в случае установления в документации о закупке и контракте возможности изменения количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10 процентов от общего объема контракта по предложению заказчика могут быть увеличены или уменьшены количество закупаемого товара, объем работ, услуг.
В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ документация о закупке разрабатывается заказчиком при проведении конкурса или электронного аукциона.
Согласно статье 24 Закона N 44-ФЗ под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
Заказчик вправе по своему желанию проводить электронные аукционы при закупках товаров, работ, услуг, которые не включены в перечни (часть 3 статьи 59 Закона N 44-ФЗ).
Электронный аукцион целесообразно проводить, если заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.).
Одним из преимуществ электронного аукциона является возможность заключить контракт по существенно более низкой цене по сравнению с начальной ценой.
В соответствии со статьей 72 Закона под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 Закона N 44-ФЗ при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
Следует отметить, что запрос котировок является упрощенной процедурой закупки товаров, работ, услуг. Так, в частности, данная процедура не предусматривает необходимость разработки документации, извещение содержит минимальный набор сведений, необходимых для закупки простейшей продукции, срок размещения информации для данной процедуры значительно сокращен (запрос котировок до 250 тыс. рублей составляет 4 дня, до 500 тыс. рублей 7 дней).
Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, внесение изменений в положения Закона N 44-ФЗ в части возможности увеличения или уменьшения предусмотренного контрактом количества товара, объема работы или услуги не более чем на 10 процентов нецелесообразно.
По вопросу 3.
В целях совершенствования контрактной системы и разработки мер, направленных на ее развитие, формирование добросовестной конкуренции, прозрачности осуществления закупок, повышение эффективности расходования бюджетных средств, при Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям.
Одной из функций Экспертного совета является рассмотрение обращений граждан и общественных организаций о необходимости повышения эффективности закупок и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере, выработку предложений по повышению открытости, доступности информации в рамках контрактных отношений (www.ks.wikivote.ru).
Все вопросы и проблемы, возникающие в ходе применения положений Закона N 44-ФЗ, а также предложения по устранению недостатков и совершенствования законодательства Российской Федерации в данной сфере с учетом наработанного Вами опыта можно направлять в рабочую группу, созданную при Экспертном совете (ks.wikivote@gmail.com).
По вопросу 4.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Закупка включает планирование закупок, мониторинг и контроль над закупками, совокупность данных действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Нормы статьи 21 Закона N 44-ФЗ по порядку формирования, утверждению и ведению планов-графиков вступают в силу в 2016 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 553 утверждены требования к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (далее - Постановление N 553).
Согласно нормам Постановления N 553 план-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд представляет собой единый документ, который оформляется по форме согласно приложению. Указанная форма включает в том числе планируемый срок размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случае, если в соответствии с Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), - планируемая дата заключения контракта (месяц, год).
По вопросу 5.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ указанный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В этой связи включение в Закон N 44-ФЗ норм, не направленных на достижение поставленных целей указанного Федерального закона, считаем нецелесообразным.
Также отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Таким образом, при осуществлении закупок заказчик обязан руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ и вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика с учетом требований и ограничений, установленных Законом N 44-ФЗ. При этом в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Следует также отметить, что согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
Учитывая вышеизложенное, Департамент отмечает, что в представленном обращении не имеется достаточных оснований для внесения изменений в пункт 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в части увеличения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 16 июля 2015 г. N Д28и-2212 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был