Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу закупок автотранспортных средств с избыточными потребительскими характеристиками и сообщает следующее.
В настоящее время отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Основными принципами Закона N 223-ФЗ являются целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции), реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика, а также информационная открытость закупки.
При этом юридические лица согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации являются самостоятельными субъектами хозяйственной деятельности, императивное регулирование которой будет противоречить определенным в статье 1 указанного кодекса основным началам гражданского законодательства, а именно неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела.
Гражданские права хозяйствующих субъектов могут быть ограничены федеральными законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств заказчиков.
Вместе с тем положения Закона N 223-ФЗ не содержат ограничений и запретов на обжалование действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг любым юридическим или физическим лицом.
Участники закупки вправе обжаловать в соответствии с частью 9 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Необходимо также отметить, что в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться бюджетные инвестиции.
При этом на указанные юридические лица при осуществлении закупок за счет указанных средств распространяются положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Кроме того, отмечаем, что в соответствии со статьей 100 Гражданского кодекса Российской Федерации акционерное общество в соответствии с законом об акционерных обществах вправе увеличить уставный капитал путем увеличения номинальной стоимости акций или выпуска дополнительных акций.
При этом в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имуществ" права акционеров открытых акционерных обществ, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации и не закреплены за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, от имени Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и (или) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, актом Правительства Российской Федерации может быть установлен порядок увеличения уставного капитала акционерного общества, в том числе путем внесения дополнительных взносов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в уставной капитал акционерного общества.
Также отмечаем, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены цели, на которые направлено увеличение уставного капитала акционерного общества.
С учетом изложенного в случае усмотрения нарушений указанного законодательства Российской Федерации со стороны заказчиков, целесообразно обращаться в компетентные контролирующие и надзорные органы.
Вместе с тем отмечаем, что, по мнению ФАС России, отсутствуют сведения, указывающие на признаки нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Кроме того, ОАО сообщило, что осуществляет закупочную деятельность эффективно и в полном соответствии с законодательством Российской Федерации.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 июля 2015 г. N Д28и-2226 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был