Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 июля 2015 г. N Д28и-2181
В соответствии с письмом Минвостокразвития России Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о мерах по противодействию сговора при проведении публичных закупок и в рамках своей компетенции сообщает.
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
1. Квалификация.
Законом N 44-ФЗ предусмотрены положения, предусматривающие возможность применения квалификации участников закупки.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность установления в документации о закупке в качестве критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 4 части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право Правительством Российской Федерации устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта (например, постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".)
Вместе с тем отмечаем, что установление таких требований по всем закупкам приведет к значительному снижению количества участников закупки, что противоречит принципам контрактной системы, которые установлены статьей 6 Закона N 44-ФЗ.
2. Начальная цена.
Статьей 22 Закона N 44-ФЗ установлены пять методов определения заказчиком начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК): нормативный, тарифный, проектно-сметный, затратный, метод сопоставимых рыночных цен. При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Кроме того, согласно части 12 статьи 22 Закона N 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных выше, заказчик вправе применить иные методы.
Приказом Минэкономразвития России от 2 февраля 2013 г. N 567 утверждены методические рекомендации по применению методов определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа Минэкономразвития России N 567 следует читать как "2 октября 2013 г."
Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрен эффективный механизм определения НМЦК, в связи с чем принятие предлагаемых изменений предоставляется нецелесообразным.
3. Координация действий заказчиков.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ предусмотрено в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, создание уполномоченных органов, уполномоченных учреждений осуществляющих полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями.
Таким образом, Дальневосточный федеральный округ вправе создавать уполномоченный орган, в том числе для координации заказчиков.
4. Добросовестная конкуренция.
Законом N 44-ФЗ установлены случаи признания электронного аукциона несостоявшимся.
Так, в случае, если во время проведения электронного аукциона поступило только одно такое ценовое предложение, в протокол проведения электронного аукциона включается только одно предложение о цене контракта и заказчику направляется вторая часть заявки только одного участника электронного аукциона, сделавшего предложение о цене контракта (часть 19 статьи 68 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, согласно части 13 статьи 69 Закона N 44-ФЗ в случае, если только одна вторая часть заявки на участие в электронном аукционе соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, такой аукцион признается несостоявшимся.
Кроме того, предложения, связанные с изъятием денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, в случае если участник такого аукциона не подал ценовое предложение и обязательное снижение на 5% цены контракта, в случае если на участие в электронном аукционе подана одна заявка, противоречат принципам контрактной системы в сфере закупок, указанным в статье 6 Закона N 44-ФЗ, так как могут привести к ограничению количества участников электронных аукционов и снижению добросовестной конкуренции.
5. Техническое задание.
При осуществлении закупки заказчик исходит из необходимости достижения заданных целей обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые предусмотрены статьей 13 Закона N 44-ФЗ.
Статьей 33 Закона N 44-ФЗ установлены правила описания объекта закупки, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно указанной статье, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Кроме того, в статье 33 Закона N 44-ФЗ установлены требования, которые должны включаться в описание объекта закупки и требования, которые не должны включаться в описание объекта закупки.
Внесение на законодательном уровне предлагаемых изменений может являться помехой для заказчика в достижении вышеуказанных целей.
6. Инфраструктура.
В настоящее время Минэкономразвития России разрабатываются единые требования к функционированию электронных площадок, обеспечивающих закупки в электронной форме в рамках положений Закона N 223-ФЗ.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок предусмотрены достаточные меры, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 15 июля 2015 г. N Д28и-2181
Текст письма официально опубликован не был