Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Премьер СТ" (далее - Заявитель) на действия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ОКР: "Создание многоуровневой навигационно - информационной системы мониторинга транспортных средств МЧС России на базе использования ГЛОНАСС" (номер извещения 0173100003415000046) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно объединившего в один объект закупки технологически и функционально несвязанные между собой опытно-конструкторские работы и поставку, монтаж и пуско-наладку оборудования, что ограничивает количество участников закупки.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 28.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 291 870 000 рублей;
4) дата проведения рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 28.08.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с положениями Конкурсной документации предметом Конкурса является создание многоуровневой навигационно - информационной системы мониторинга транспортных средств МЧС России на базе использования ГЛОНАСС, в рамках которого исполнителю необходимо выполнить опытно-конструкторскую работу, целью которой является создание опытного образца аппаратно-программного комплекса многоуровневой навигационно - информационной системы путем разработки и объединения аппаратно-программных комплексов, предназначенных для размещения в Национальном Центре управления в кризисных ситуациях МЧС России, предназначенных для размещения в Центрах управления в кризисных ситуациях Региональных центров МЧС России по субъектам Российской Федерации, предназначенных для размещения в Центрах управления в кризисных ситуациях Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.
Пунктом 7.4 Технического задания Конкурсной документации установлены требования к техническому обеспечению.
Пунктом 7.4.1 Технического задания Конкурсной документации установлено, что "в состав инфраструктуры пилотного участка для испытаний опытного образца АПК МНИС (ПУ ОО АПК МНИС) должны быть включены АПК в соответствии с таблицей 1".
В соответствии с указанной таблицей требуется поставить бортовое навигационно-связное оборудование в количестве 3334 комплекта
Пунктами 7.4.2 - 7.4.8 установлено, что "в состав ОО АПК МНИС должны входить:
- серверное оборудование;
- оборудование резервного копирования данных;
- общесистемное и специальное программное обеспечение;
- система бесперебойного питания;
- два комплекта АРМ оператора (администратора).
В состав АПК ЦУКС РЦ должны входить:
- средства отображения и документирования общего пользования в составе:
- ЖК-панель (ЖК-телевизор);
- принтер цветной лазерный;
- комплект монтажных частей и соединительных кабелей;
- два комплекта АРМ оператора ЦУКС РЦ;
- мобильное АРМ "Мобильный экипаж", дистанционно подключаемое с использованием каналов GSM/GPRS связи к АПК МНИС в составе:
- защищенный ноутбук с встроенным GSM/GPRS-модемом, предустановленной ОС семейства Microsoft Windows, антивирусным ПО;
- автомобильный блок питания;
- адаптер питания 220 В 50 Гц.
В состав АПК ЦУКС ГУ должны входить:
- средства отображения и документирования общего пользования в составе:
- ЖК-панель (ЖК-телевизор);
- принтер цветной лазерный;
- комплект монтажных частей и соединительных кабелей;
- комплект АРМ оператора ЦУКС ГУ;
- мобильное АРМ "Мобильный экипаж", дистанционно подключаемое с использованием каналов GSM/GPRS связи к АПК МНИС в составе:
- защищенный ноутбук с встроенным GSM/GPRS-модемом, предустановленной ОС семейства Microsoft Windows, антивирусным ПО;
- автомобильный блок питания;
- адаптер питания 220 В 50 Гц.
В состав автоматизированных рабочих мест (АРМ) оператора МНИС уровней НЦУКС, РЦ, ГУ, ТП должны входить:
- системный блок с клавиатурой и манипулятором "мышь" - 1 шт.;
- общесистемное программное обеспечение;
- видеокарта с возможностью одновременного вывода информации на два монитора - 1 шт.;
- ЖК-монитор - 2 шт.;
- источник бесперебойного питания - 1 шт.;
- принтер лазерный черно-белой печати - 1 шт. (для уровня ТП);
- принтер цветной лазерный - 1 шт. (для уровней НЦУКС, РЦ, ГУ);
- эксплуатационная документация.
Необходимость дополнительного оборудования в составе
ПУ ОО АПК МНИС обосновывается Исполнителем на этапе техно-рабочего проектирования.
Обеспечение АПК МНИС ведомственными и/или основанными на коммуникационных сетях общего пользования каналами связи производится силами Заказчика.
В состав БНСО должны входить:
- абонентский терминал со встроенным приемным модулем ГЛОНАСС (ГЛОНАСС/GPS) - 1 шт.;
- антенна ГЛОНАСС/GPS - 1 шт.;
- антенна GSM - 1 шт.;
- кабель питания - 1 шт.;
- кнопка подачи тревоги - 1 шт.;
- руководство по эксплуатации".
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства от 31.10.2013 N 2019-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень).
На заседании Комиссии установлено, вышеуказанное оборудование включено в Перечень в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности с кодами NN 30, 32, 33.
Таким образом, действия Заказчика неправомерно объединившего в один предмет закупки работы по созданию многоуровневой навигационно - информационной системы мониторинга транспортных средств МЧС России и поставку оборудования, нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать в том числе информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса указывается информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о проведении закупки должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6.2.2.4 "Объем и виды оказываемых услуг" Технического задания Конкурсной документации установлено следующее:
"Объем и порядок информационного обмена с внешними АИС определяются на этапе технического проектирования".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что исполнитель самостоятельно определяет объем работ и состав автоматизированных рабочих мест.
Следовательно, Комиссия приходит в выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации надлежащим образом не установлен объем выполняемых работ в рамках исполнения контракта.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила определения неустойки).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.
Подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Пунктами 6-8 Правил определения неустойки установлен порядок и формулы расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
Вместе с тем, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен размер штрафа и размер пени за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктами 6.2, 6.3, 6.4 государственного контракта Конкурсной документации установлено:
"Заказчик уплачивает Исполнителю за просрочку выполнения своих обязательств, предусмотренных государственным контрактом, неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства. Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Исполнитель уплачивает Заказчику за просрочку выполнения своих обязательств, предусмотренных государственным контрактом, неустойку в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки, за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным контрактом срока исполнения обязательства. Исполнитель освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по государственному контракту Заказчик вправе потребовать уплаты штрафа в размере 0,5% от цены государственного контракта, а именно ___________.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по государственному контракту Исполнитель вправе потребовать уплаты штрафа в размере 0,5% от цены государственного контракта, а именно ___________".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил определения неустойки размер штрафа и размер пени за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки: "Цена контракта" (значимость критерия - 30%); "Квалификация участника закупки" (значимость критерия - 20%); "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 50%).
По критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки" оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется на основе показателя "Качество работы участника закупки" (максимальное значение в баллах - 100).
Перечень значений шкалы оценки заявки (предложения) по показателю "Качество работы" Количество баллов, присуждаемое заявке (предложению) за определенное значение, предложенное участником открытого конкурса
Предложение участника открытого конкурса по порядку выполнения работы и инструментарию исследователя (конструктора) для достижения целей и задач работы, установленных техническим заданием:
1) направлено на достижение целей и задач работы,
2) из представленного описания очевидно достижение положительного результата 100 баллов
1) направлено на достижение целей и задач работы,
2) из представленного описания может быть сделан вывод о достижении положительного результата 50 баллов
1) направлено на достижение целей и задач работы,
2) из представленного описания достижение положительного результата неочевидно 20 баллов
1) описание не соответствует целям и задачам работы,
2) либо из представленного описания невозможно сделать вывод о достижении положительного результата работы 0
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
В пункте 3.1.3 раздела "Общие положения" Конкурсной документации установлено: "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе".
Следовательно, установленное Заказчиком требование о необходимости скреплять печатью участника открытого конкурса (для юридического лица) заявку для участия в Конкурсе нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам открытого конкурса необходимо скреплять заявки только при наличии такой печати.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование о необходимости скреплять печатью заявки участникам Конкурса, нарушают часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Премьер СТ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пунктов 1, 9 части 1 статьи 50, части 1 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.08.2015 N К-981/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 августа 2015 г. N К-981/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был