Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 июля 2015 г. N Д28И-2179
"О рассмотрении обращения"
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу об авансировании и установлении сроков оплаты выполненных работ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг компаниями с государственным участием и сообщает следующее.
В настоящее время отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе субъектами естественных монополий и хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, регулируются Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
В рамках Закона N 223-ФЗ принято и вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленное на снятие административных и финансовых барьеров для малых и средних предприятий.
Данное постановление Правительства Российской Федерации N 1352 включает в себя в том числе следующие основные положения:
упрощение требований к участию субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, включая: предельный срок оплаты заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) - не более 30 дней;
ограничение сроков заключения договора - не более 20 рабочих дней со дня подведения итогов закупки;
право участника закупки самостоятельно выбирать способ обеспечения исполнения договора;
введение программ партнерства крупных заказчиков с организациями малого и среднего бизнеса. К участникам программ партнерства будут предъявляться требования, обеспечивающие их надежность, способность качественно и в установленные сроки исполнить договорные обязательства. Заказчикам дано право предоставлять участникам программ партнерства преференции, такие как авансирование в размере не менее 30% от суммы договора.
Таким образом, действующим законодательством уже предусмотрены механизмы направленные на поддержку малых и средних предприятий являющихся исполнителями по договору в том числе с ОАО "Газпром", ОАО "РЖД", ОАО "НК "Роснефть" и другими организациями с государственным участием.
В отношении установления авансирования не менее 30% для отечественных производителей и ограничения сроков расчета на поставленную продукцию не только для субъектов малого и среднего предпринимательства, но и для остальных поставщиков отмечаем следующее.
Установление авансирования отечественных производителей в закупке проводимой отдельными видами юридических лиц является преференциальным условием по отношению к иностранным производителям.
Необходимо отметить, что базовые принципы Всемирной торговой организации предполагают предоставление национального режима при закупке товаров как отечественного, так и зарубежного происхождения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 8 статьи III Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее - ГАТТ) национальный режим не применяется только в случае закупки правительственными учреждениями товаров, приобретаемых для правительственных целей (государственные, муниципальные заказчики).
В случае закупок товаров компаниями с государственным участием для коммерческой перепродажи, для использования в производстве товаров для целей коммерческой реализации должен быть предоставлен национальный режим, поскольку такие закупки компаний с государственным участием и естественных монополий не являются правительственными в понимании статьи III ГАТТ.
Таким образом, установление поддержки отечественного производителя путем их авансирования при осуществлении закупок компаниями с государственным участием может трактоваться как нарушение базовых правил Всемирной торговой организации.
На основании изложенного реализовать указанное предложение в рамках обязательств, которые Российская Федерация приняла на себя при вступлении в Всемирную торговую организацию, не представляется возможным.
Предложение Торгово-промышленной палаты Российской Федерации также не поддержано ФАС России и Росимуществом (письма прилагаются).
Кроме того, по мнению Росимущества в перечне вопросов при решении которых представителям интересов Российской Федерации необходима выдача соответствующих директив Правительства Российской Федерации отсутствуют вопросы указанные в обращении Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, а также отсутствует соответствующее решение Правительства Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 21 июля 2015 г. N Д28И-2179 "О рассмотрении обращения"
Текст письма официально опубликован не был