Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу АО "НИИ ПС" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством транспорта Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проведение научных исследований, разработка условий и требований по нормативно-правовому обеспечению внедрения и развития сервисов интеллектуальных транспортных систем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, повышения качества функционирования региональных транспортных систем и работы автомобильного транспорта (номер извещения 0173100013915000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурной комиссии при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссии:
1. В протоколе рассмотрения и оценки заявок от на участие в Конкурсе от 07.08.2015 N ПРО1 содержится противоречивая информация по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2. Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 08.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 10 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 07.08.2015;
1. В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должны содержаться, в том числе присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 07.08.2015 NПРО1 (далее - Протокол рассмотрения заявок), Заявителю по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Показатель N1) присвоено следующее количество баллов:
Рег. N заявки Наименование участника открытого конкурса Предложение участника открытого конкурса, которое оценивается Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки "Квалификация участников" Рейтинг заявки по критерию "Квалификация участников"
15/2/2/01-05 ОАО "Научно-исследовательский институт программных средств" (ОАО "НИИ ПС")
2
1/3х100=33,33
33,33х0,4=13,33
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно заявке Заявителя по Показателю N1 присвоен 1 балл, вместе с тем в Протоколе рассмотрения заявок в графе "Предложение участника открытого конкурса, которое оценивается" указано 2 балла, что является технической ошибкой, допущенной Конкурсной комиссией при составлении Протокола рассмотрения заявок.
Вместе с тем, при подсчете итогового рейтинга по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Конкурсной комиссией применена формула подсчета с оценкой предложения Заявителя по Показателю N1 в 1 балл.
Таким образом, действия Конкурсной комиссии допустившей противоречивую информацию при составлении Протокола рассмотрения заявок нарушают пункт 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном настоящей главой, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений. По истечении указанных в настоящей части сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
Жалоба Заявителя поступила в ФАС России 14.08.2015 (вх. N84016/15). При этом, дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 04.08.2015.
В связи с чем, указанный довод жалобы Заявителя Комиссией не рассматривается.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации по Показателю N1 установлено следующее: "Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в открытом конкурсе по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", используя информацию, представленную участником открытого конкурса в форме N 5 "Примерная форма представления сведений, подтверждающих квалификацию участника открытого конкурса" (Часть III "Образцы форм для заполнения участниками открытого конкурса" настоящей конкурсной документации).
Участник открытого конкурса подтверждает представленные сведения приложением полного комплекта, состоящего из следующих документов:
- копий всех листов исполненных контрактов,
- копий всех листов дополнительных соглашений,
- копии всех листов итоговых актов сдачи-приемки работ,
- и других документов на усмотрение участника открытого конкурса.
При оценке по данному показателю учитываются только выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) работы
(далее - НИОКР) при выполнении совокупности следующих условий:
Параметры оценки работ Данный показатель учитывается в случае, если он подтвержден
контракты заключены
- с федеральными органами исполнительной власти,
- с органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
- с органами местного самоуправления,
- с государственными корпорациями,
- с бюджетным,
- с казенными учреждениям,
- с автономным учреждениям,
- с государственным унитарным предприятиям,
- с муниципальным унитарным предприятиям копией контракта (с изменениями и дополнениями к нему)
контракты заключены не ранее 5 лет с даты объявления настоящего открытого конкурса копией контракта, календарная дата заключения которого должна быть не ранее 5 лет с даты объявления настоящего открытого конкурса
контракты с объемом финансирования (оплаты), составляющим не менее 30% от начальной (максимальной) цены государственного контракта, указанной в настоящей конкурсной документации копией контракта (с изменениями и дополнениями к нему),
копией итогового акта (ов) сдачи-приемки работ (для многолетних контрактов при наличии итогового акта (ов) и отдельных актов о приемки работ в учитываемом году
При отсутствии в заявке копий исполненных контрактов (с изменениями и дополнениями к нему) с приложением копий актов сдачи-приемки выполненных работ участник открытого конкурса получает 0 баллов по данному показателю.
Для оценки заявок (предложений) по данному показателю установлено предельно необходимое максимальное количественное значение, которое подлежит оценке в рамках указанного показателя. В этом случае при оценке заявок (предложений) по данному показателю участникам открытого конкурса, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов".
Заказчиком в Части III "Образцы форм для заполнения участниками открытого конкурса" Конкурсной документации установлена следующая форма: "участник открытого конкурса представляет сведения, необходимые для рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе согласно установленному в конкурсной документации порядку оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" в соответствии с пунктом 25.15 части I "Общие условия проведения открытого конкурса" конкурсной документации и подтверждает свою квалификацию нижеследующей информацией.
Таблица. Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
N п/п Номер и дата контракта Номер и дата акта (ов) приемки НИОКР ВИД РАБОТЫ (НИР, ОКР, НИОКР, Технологическая работа), НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ЗАКАЗЧИК
(адрес, телефон, контактное лицо) Период выполнения работ Стоимость выполненных работ, исполненных обязательств
(тыс. руб.)
начало окончание
1 2 3 4 5 6 7 8
Работы сопоставимого характера и объема подтверждены копиями всех листов контрактов (с изменениями и дополнениями к ним) с приложением всех листов итоговых акта (ов) сдачи-приемки работ (для многолетних контрактов при наличии итогового акта (ов) и отдельных актов о приемки работ в учитываемом году)".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при осуществлении оценки заявок участников закупки Конкурсной комиссией принимались и оценивались исключительно выполненные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области развития транспортных систем.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация по Показателю N1 не содержит определения сопоставимости и объема работ, подлежащих оценке, в заявках участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "НИИ ПС" обоснованной в части наличия противоречивой информации, содержащейся в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы АО "НИИ ПС" на положения Конкурсной документации.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1
статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 6 части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы дела от 20.08.2015 N К-1004/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 августа 2015 г. N К-1004/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был