Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Авиэйшн Студио" (далее - Заявитель) на действия действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный технический университет гражданской авиации" (МГТУ ГА)(далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку четырех авиатренажеров MTD Boeing-737NG для технического обслуживания самолета Boeing-737NG (номер извещения 0373100067415000043) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа: в документации об Аукционе не определены показатели "безукоризненной точности" имитирования и "расширенной возможности доступа" к компонентам самолета, отсутствует определение "необходимой степени" имитирования динамики движения самолета, отсутствует перечень устройств, которые возможно подключить к интерфейсу подключения внешних устройств, отсутствуют конкретные показатели к клавиатуре и мыши, в том числе показатели яркости, уровня исходящего шума от нажатия клавиш, высоты клавиш комплекта клавиатуры и мыши, установлены противоречивые показатели к цвету и плотности деталей консоли преподавателя и консоли студента, установлены противоречивые показатели к количеству рабочих мест консоли студента, установлены противоречивые требования к размеру стула.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 11.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 323 015 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6) дата проведения Аукциона - 31.08.2015;
7) победителем Аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью НПФ "ФОТОН-ЛТ" с предложением о цене контракта 323 015 000 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии, представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что требования к объекту закупки установлены в соответствии с потребностью Заказчика, Уполномоченного органа, а в отношении показателей к объекту закупки пояснили следующее:
"Под безукоризненной точностью имитирования понимается точное воспроизведение воздушного судна,
Под необходимой степенью имитирования динамики движения самолета понимается степень имитирования, необходимая для обучения персонала по техническому обслуживанию воздушного судна".
В соответствии с пунктом "Соответствие стандартам" Технического задания документации об Аукционе установлено следующее "Тренажёр должен обеспечивать такой уровень имитирования, который позволит учащимся выполнять практические работы на основе действующей технической документации (АММ и ТSМ).
Тренажер должен позволять специалисту по техническому обслуживанию любой категории виртуально выполнять следующее:
общее и подробное ознакомление с системами самолёта (органами управления и индикации);
регулировки систем с помощью бортовых компьютеров (BITE);
работы по регулировке на основе действующей технической документации (TSM) с возможностью имитирования компонентов самолёта, расположенных вне кабины пилотов (все отсеки самолета, его компоненты и пульты, упомянутые в TSM должны имитироваться, также как и все действия, связанные с выполнением работ по техническому обслуживанию и регулировкам);
полную имитацию работы CDU;
имитацию работы всех пультов в кабине экипажа, необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию и регулировкам".
Так же представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что под "расширенной возможностью доступа к компонентам самолета понимается возможность обучения авиационных специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов; перечень устройств, которые возможно подключить к интерфейсу подключения внешних устройств не установлен, поскольку требуется универсальный общедоступный интерфейс, сопряжение с которым возможно без дополнительных устройств, а также что документация об Аукционе не содержит конкретных показателей к клавиатуре и мыши, в том числе показатели яркости, уровня исходящего шума от нажатия клавиш, высоты клавиш.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 22046-2002, устанавливающий показатели к цвету консолям преподавателя и студента предусматривает возможность выбора между светлыми и темными тонами цветов для различного назначения.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что средняя плотность деталей указанных консолей, установленная в документации об Аукционе, не противоречит положениям ГОСТ 10632-2007.
Также представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что необходимое количество рабочих мест консоли студента равно четырем, при этом, каждое из указанных рабочих мест по показателю "комфортная ширина рабочей зоны столешницы для каждого места" не противоречит требованиям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03.
В отношении показателей размеров стула, установленных в документации об Аукционе, представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что в документации об Аукционе не установлено требование о соответствии стульев положениям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03. При этом, указанный СанПин 2.2.2/2.4.1340-03 определяет требования для стула, которым оборудуется рабочее место для работы с ПЭВМ. Вместе с тем, поставляемые стулья предназначены для работы с техническими средствами обучения, которые не являются ПЭВМ.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих невозможность заполнения заявки по указанным показателям.
Таким образом доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, а именно 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта не содержит надлежащего размера штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших надлежащий размер штрафа в виде фиксированной суммы за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 11.08.2015 N 0373100067415000043 установлено требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит требований к участникам закупки об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в извещении об Аукционе, а также в документации об Аукционе противоречивые требования к участникам закупки, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку Аукционная комиссия действовала в соответствии с требованиями утвержденной Заказчиком документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Авиэйшн Студио" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 64, части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела от 31.08.2015 N К-1050/15 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика, Уполномоченного органа положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. В связи с тем, что по выявленным нарушениям, указанным в пунктах 2, 3 настоящего решения выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 31.08.2015 по делу N К-1049/15 по данному делу предписание не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по нарушениям, указанным в пунктах 2, 3 настоящего решения переданы на основании решения от 31.08.2015 по делу N К-1049/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 августа 2015 г. N К-1050/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был