Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "АНБ Проект" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Фонда Социального страхования (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию и сопровождению комплексной автоматизированной системы административно-хозяйственной деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации в 2015 году (номер извещения 0273100000715000056) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации несоответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 187 010 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе - 21.08.2015;
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Наличие у Участника конкурса сертифицированного персонала" по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель 1).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (в денежных единицах) (Значимость критерия: 30%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 35%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта" (Значимость критерия: 35%).
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта" по Показателю 1, в том числе: "Специалисты прошедшие обучение по "Парус-Бюджет 8" - не менее 100 (ста) сотрудников".
По мнению Заявителя, порядок оценки заявок содержит излишние требование к участникам Конкурса о предоставлении информации о количестве 100 специалистов, прошедших обучение по платформе "Парус-Бюджет".
На Заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что Заказчик имеет развитую и территориально-распределенную структуру, что требует достаточного количества специалистов прошедших обучение по платформе "Парус-Бюджет", на которой разработан программный продукт для сопровождения пользователей подсистемы и решения прикладных задач. Кроме того, количество специалистов прошедших обучение по платформе "Парус-Бюджет" является показателем критерия квалификации участника, что не ограничивает число потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Наличие у Участника конкурса опыта выполнения работ аналогичных предмету конкурса с 2009 г. до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе" (далее - Показатель N 2) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта": "Наличие у Участника конкурса опыта выполнения работ аналогичных предмету конкурса с 2009 г. до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе.
Учитываются только договоры (контракты), заключенные не ранее 2009 г. Оценке подлежит количество договоров (контрактов).
Информация об опыте выполнения работ подтверждается копиями контрактов (гражданско-правовых договоров) и копиями актов сдачи-приемки работ.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Участник конкурса представил 10 (десять) контрактов (гражданско-правовых договоров) и актов сдачи-приемки к ним - 55 баллов.
Участник конкурса представил от 5 (пяти) до 9 (девяти) контрактов (гражданско-правовых договоров) и актов сдачи-приемки к ним - 25 баллов.
Участник конкурса от 1 (одного) до 4 (четырех) контрактов (гражданско-правовых договоров) и актов сдачи-приемки к ним - 5 баллов.
Участник конкурса не представил информацию о наличии контрактов (гражданско-правовых договоров) и актов сдачи-приемки к ним - 0 баллов".
Для подтверждения опыта работы участника закупки требуется предоставление документов (копии контрактов (гражданско-правовых договоров) и копии актов сдачи-приемки работ.), подтверждающих выполнение требуемых работ Заказчиком, аналогичных предмету Конкурса.
При этом, на заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация по Показателю N 2 не содержит определения аналогичности работ, подлежащих оценке в заявках участников Конкурса.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком Конкурсной документации порядке оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 2 отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и сведениями представленными к оценке участниками закупки.
Таким образом, действия Заказчика установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "АНБ Проект" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 19.08.15 N К-992/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2015 г. N К-992/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был