Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Развитие" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по "Созданию автоматизированной информационной системы проектного управления Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, включающей модули управления рисками и базой знаний" (номер извещения 0173100009515000146) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в части действий Заказчика в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Конкурсная документация размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru не в полном объеме, поскольку в Техническом задании отсутствует объем выполняемых работ.
2. В Конкурсной документации содержится ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
3. В Конкурсной документации отсутствует надлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 24.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 55 171 200 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 6 участников закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие
в Конкурсе - 17.08.2015;
7) победителем Конкурса признано ООО "ИНЛАЙН ТЕХНОЛОДЖИС" с предложением о цене контракта 52 500 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсная документация размещена на Официальном сайте не в полном объеме, поскольку не содержит сметных расчетов и не позволяет определить этапы выполнения работ.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с положениями Конкурсной документации предметом Конкурса является создание автоматизированной информационной системы проектного управления для обеспечения сотрудников Заказчика современным программно-методическим комплексом, обеспечивающим процессы анализа, мониторинга и управления реализацией проектов и программ, а также для повышения эффективности реализации и качества результатов проектов и программ, для которых применяется проектный подход.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Техническое задание Конкурсной документации содержит необходимые данные для выполнения работ по созданию автоматизированной информационной системы (далее - АИС). Также представитель Заказчика сообщил, что технические требования, установленные в Конкурсной документации не противоречат законодательству Российской Федерации в сфере информационных технологий и согласованы с Министерством связи и массовых коммуникаций, являющимся в соответствии с Постановлением правительства N365 от 24.05.2010 года уполномоченным федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по проведению экспертной оценки документов, используемых в рамках планирования создания и использования информационных технологий в деятельности государственных органов.
Комиссия, изучив Конкурсную документацию, установила, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен состав и содержание выполняемых работ по созданию АИС, сроки выполнения работ, требования к техническому обеспечению выполняемых работ, а также результат работ.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Конкурсная документация размещена на Официальном сайте не в полном объеме, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, а Конкурсной документации содержится ненадлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в Конкурсной документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривается.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации отсутствует надлежащий порядок оценки заявок участников Конкурса на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (Значимость критерия: 30%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" (Значимость критерия: 50%), "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 20%).
По критерию "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки" оценка заявок на участие в Конкурсе осуществляется на основе показателя "Качество работ" путем изучения данных, представленных в форме 4.5 "Предложения о качественных, функциональных и технических характеристиках работ, учитывающие требования заказчика, изложенные в Разделе III конкурсной документации" (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия). Для оценки заявок по показателю "Качество работ" каждой заявке на участие в конкурсе выставляется значение до 100 баллов.
Присвоение балов по показателю "Качество работ" производится по следующим критериям показателя: "Оценка предложений участника конкурса по порядку и методологии выполнения работ, конкретных решений (по данным форм 4.2 и 4.5)", "Оценка дополнительных предложений участника конкурса по увеличению состава выполняемых работ (по данным форм 4.2 и 4.5)".
Вместе с тем в Конкурсной документации указано, что в связи с невозможностью установления зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями участниками закупки по указанным критериям устанавливается шкала оценок.
По критерию "Оценка предложений участника конкурса по порядку и методологии выполнения работ, конкретных решений" установлена шкала оценок, содержащая следующие значения: 0, 10, 60 баллов. Максимальное количество - 60 баллов.
Комиссия приходит к выводу, что заявкам участников Конкурса, представивших в составе заявок сведения, подлежащие оценке неправомерно присваивается не 100 баллов, а 60 баллов по показателю "Качество работ".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Развитие" обоснованной в части установления в Конкурсной документации не надлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 19.08.2015 N К-955/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2015 г. N К-995/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был