Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ПАО "МТС" (далее - Заявитель) на действия Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг подвижной специальной сотовой связи для МИД России (номер извещения 0173100002215000054) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе установлено требование, ограничивающее количество участников закупки.
2. В документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России, ограничивающее количество участников Закупки.
3. В подпункте 1.2 пункта 1 Технической части документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии постановлению Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 утратившего свою силу (далее - Постановление N 328).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 16.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 324 873,34 рубля;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в пункте 3.6.1. Части 4 "Техническая часть документации об аукционе" указано, что в рамках оказания услуг связи должна быть обеспечена функциональность специальных сотовых телефонов, вместе с тем право распространения и технического обслуживания отсутствует у операторов коммерческой связи.
Пунктом 3.6.1. Части 4 "Техническая часть документации об аукционе" установлено следующее:
"В рамках предоставления услуг связи подвижной радиотелефонной связи должна быть обеспечена возможность функционирования на территории стран (приложение к Техническому заданию), специальных сотовых телефонов (ССТ) типа 584К и М-633С в режиме шифрования голосовой информации (см. п. 3.6.2). Данное требование обусловлено основными задачами, решаемыми Абонентом в интересах обеспечения безопасности передаваемой информации:
- при обмене шифрованной речевой информацией, составляющей государственную тайну с использованием ССТ типа М-633С;
- при обмене шифрованной речевой информацией с ограниченным доступом (служебная тайна), за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне, с использованием ССТ типа 584К;
- при обмене шифрованной речевой информацией должностных лиц Абонента с использованием указанных выше ССТ с абонентами фиксированной специальной связи ФСО России, в том числе с использованием 4-хзначной нумерации криптографического шлюзового оборудования Спецсвязи ФСО России, функционирующего во всех федеральных округах Российской Федерации".
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в рамках предоставления услуг связи подвижной радиотелефонной связи должна быть обеспечена возможность использования имеющихся у Заказчика специальных сотовых телефонов типа 584К и М-663С в режиме шифрования голосовой информации. При этом от участника не требуется распространение или техническое обслуживание специальных сотовых телефонов типа 584К или М-663С, также представители Заказчика пояснили, что объектом закупки является оказание услуг связи, а не распространение и техническое обслуживание специальных сотовых телефонов.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств подтверждающих, что требования, к оказанию услуг ограничивают количество участников закупки. Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии ФСБ России, ограничивающее количество участников Закупки. Заказчиком к участникам закупки установлено требование о наличии:
"Действующей лицензией на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных
с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, выданной Центром по лицензированию, сертификации и защите государственной тайны ФСБ России" (далее - Лицензия).
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального Закона РФ от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные специальные сотовые телефоны типа 584К и М-663С обладают возможностью передачи информации в режиме шифрования голосовой связи. На основании вышеизложенного, следует что наличие Лицензии у участника закупки для осуществления оказания услуг в области шифрования информации является обязательным требованием к участникам закупки при проведении данного Аукциона.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя о том, что установленное в документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии, ограничивает количество участников закупки, не нашел своего подтверждения,
3. Согласно доводу Заявителя, в подпункте 1.2 пункта 1 Технической части документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о соответствии услуг подвижной радиотелефонной связи (специальной сотовой связи) правилам оказания услуг подвижной связи, утвержденное Постановлением N 328 утратившего свою силу.
Подпунктом 1.2 пункта 1 "Технической части документации об Аукционе" установлено следующее:
"Предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи (специальной сотовой связи) должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 г. N 328 (далее - Постановление N 328), техническими нормами, стандартами, настоящим техническим заданием и заключенным контрактом. Оборудование, используемое в сети сотовой связи, должно быть сертифицировано в соответствии с нормами и стандартами, принятыми на территории Российской Федерации".
На заседании Комиссии установлено, что Постановление N 328 утратило свою силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Подпунктом 1.6 пункта 1 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование:
"Услуги предоставляются с момента заключения Государственного контракта по 31.12.2015 года".
При этом пунктом 1.5 Технического задания документации об Аукционе установлено:
"Оператор связи должен обеспечить сохранность имеющихся у Абонента абонентских номеров, в соответствии с положениями Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" и внесенными в него изменениями Федеральным законом от 25.12.2012 г. N 253-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи".
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (далее -
Постановление N 1342), установлен порядок и процедура перенесения абонентских номеров от одного оператора сотовой связи к другому.
В соответствии с подпунктом Б пункта 154 Постановления N 1342 Правил оказания услуг телефонной связи, перенесение абонентских номеров для целей их сохранения и использования абонентами-заказчиками, осуществляющими закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется с учетом следующих особенностей:
"Дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом с использованием перенесенного абонентского номера определяется в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным абонентом-заказчиком с оператором-реципиентом, но не ранее 9 дней с момента сообщения оператором-реципиентом оператору базы данных перенесенных абонентских номеров информации о заключенном договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В случае отсутствия технической возможности перенесения абонентского номера указанная дата может быть отложена, но не более чем на одни сутки. Бремя доказывания отсутствия технической возможности оказания услуг с использованием перенесенного абонентского номера лежит на операторе связи".
Таким образом, действия Заказчика установившего срок оказания услуг с момента заключения контракта и не предусмотревшего срок для возможности переноса абонентского номера, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения указанные в пункте 3, 4 Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения исполнителя, поскольку в отношении участника, подавшего единственную заявку на участие в Аукционе, отсутствует необходимость переноса абонентских номеров.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ПАО "МТС" обоснованной в части указания не действующего постановления Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 в документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 10.08.2015 N К-958/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 августа 2015 г. N К-958/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был