Постановление Верховного Суда РФ от 23 октября 2015 г. N 305-АД15-12685
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив жалобу закрытого акционерного общества "ТСК-МАКС" на постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2015 по делу N А40-96848/14 Арбитражного суда города Москвы, установил:
закрытое акционерное общество "ТСК-МАКС" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы от 18.03.2014 N 0204-31/2014/1 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 4.10 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях и от 18.03.2014 N 0204-31/2014/2 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 4.36 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21.11.2014 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 14.07.2015 оставил без изменения принятые по делу судебные акты.
Закрытое акционерное общество "ТСК-МАКС" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой выражает несогласие с принятыми по делу судебными актами и постановлениями о привлечении к административной ответственности и назначении административных наказаний, ссылаясь на нарушение судами норм права.
По результатам изучения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
Как установлено судами, 03.12.2013 на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 09.01.2013 N 0204-31/2013 на АЗС ООО "ТСК-МАКС" старшим государственным инспектором города Москвы по охране природы с участием оператора АЗС общества в порядке осуществления государственного экологического контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды путем закупки произведен отбор проб нефтепродуктов, по результатам которого составлен Протокол отбора проб нефтепродуктов N 0203-31/2013 с присвоением пробам соответствующих номеров проб и пакетов.
Пробы нефтепродуктов 03.12.2013 направлены на исследование в испытательный центр аналитической инспекции Государственного природоохранного бюджетного учреждения г. Москвы "Мосэкомониторинг", и в соответствии с протоколом испытаний от 09.12.2013 N 344 установлено несоответствие автомобильного бензина экологическим требованиям по показателям - октановое число по исследовательскому методу, октановое число по моторному методу и концентрация серы.
Ранее постановлением административного органа от 28.06.2013 N 0204-73/2013 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.10 КоАП Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы составлен протокол от 19.02.2014 N 0203-31/2013/1 об административном правонарушении в присутствии представителя общества, который от подписи в протоколе отказался, о чем сделана соответствующая запись, и постановлением от 18.03.2014 общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 4.10 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, поскольку выявленный факт реализации обществом нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, совершенный повторно, является административным правонарушением.
Согласно части 1 статьи 4.10 КоАП Москвы производство, оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 4.10 КоАП Москвы повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере одного миллиона рублей.
В соответствии с примечанием к указанной статье, под оборотом нефтепродуктов следует понимать, в том числе, реализацию (продажу, заправку) нефтепродуктов.
Экологические требования к качеству моторного топлива при обороте нефтепродуктов в городе Москве установлены Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 N 952-ПП "Об утверждении экологических требований к качеству моторного топлива при его обороте в городе Москве".
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что общество осуществляло реализацию нефтепродуктов (автомобильного бензина), качество которых не соответствует экологическим требованиям к качеству моторного топлива, о чем свидетельствуют результаты лабораторных испытаний отобранных проб нефтепродуктов, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 4.10 КоАП Москвы.
При этом суды указали, что вина заявителя в совершении указанного административного правонарушения выражается в том, что у общества имелась возможность для реализации нефтепродуктов, соответствующих Требованиям, которые являются обязательными для соблюдения всеми участниками рынка реализации моторного топлива, между тем обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных Требований, что свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 4.10 КоАП Москвы.
Также 03.12.2013 в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ЗАО "ТСК-МАКС" административным органом установлено, что общество не представило в установленный срок (до 01.09.2013) данные, необходимые для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы за 2012 год, являясь при этом лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Согласно условиям договора от 14.06.2011 N 101 м ООО Филиал "Экопром" г. Москва выполняет работы по транспортировке и размещению твердых бытовых отходов I-IV классов опасности с объектов ЗАО "ТСК-МАКС".
В связи с выявленными нарушениями в отношении общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2014 N 0203-31/2013/2 и постановлением от 18.03.2014 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 4.36 КоАП Москвы виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Частью 1 статьи 4.36 КоАП Москвы установлена ответственность за непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы и Порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП).
В соответствии с приложением 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, предоставляют в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм. После предоставления и ввода информации в соответствующие разделы кадастра поставщикам информации выдается талон, подтверждающий факт регистрации индивидуального предпринимателя и юридического лица в Кадастре за соответствующий период.
Таким образом, данные об отходах для ведения Кадастра за 2012 год необходимо было представить до 01.09.2013, тогда как общество в нарушение указанных требований направило в Департамент данные об отходах, образующихся на АЗС, расположенной по адресу: г. Москва, Балаклавский пр-т, вл. 11, для ведения Кадастра за 2012 год письмом от 18.10.2013 N 178, которое зарегистрировано в Департаменте 21.10.2013, что подтверждает факт несвоевременного представления данных об отходах для ведения Кадастра за 2012 год.
Установив указанные обстоятельства, связанные с нарушением срока представления данных об отходах для ведения Кадастра за 2012 год лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 4.36 КоАП Москвы.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суды признали правомерными оспариваемые постановления административного органа и отказали обществу в удовлетворении заявления.
При этом судами не установлено нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, являющихся неустранимыми и влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении.
Арбитражный суд округа пришел к выводу о том, что принятые по делу судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в жалобе, о допущенных административным органом нарушениях отбора проб нефтепродуктов и процедуры привлечения к административной ответственности были рассмотрены судами и отклонены как бездоказательные. Эти доводы выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с выводами судов и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса города Москвы об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, судья постановил:
постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.07.2015 по делу N А40-96848/14 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а жалобу закрытого акционерного общества "ТСК-МАКС" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 23 октября 2015 г. N 305-АД15-12685
Текст постановления официально опубликован не был