Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 10-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Коммунэнерго" о признании недействительным решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 17 декабря 2014 г. N 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Коммунэнерго" на решение Кировского областного суда от 1 июня 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго", общество) обратилось в Кировский областной суд с заявлением о признании недействительным решения Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - Служба по тарифам) от 17 декабря 2014 г. N 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)", которым для ОАО "Коммунэнерго" установлен однокомпонентный тариф на горячую воду (горячее водоснабжение), исходя из стоимости за 1 куб. метр.
Решением Кировского областного суда от 1 июня 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
ОАО "Коммунэнерго", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования, полагая, что Службой по тарифам необоснованно установлен однокомпонентный тариф на горячее водоснабжение, так как федеральным законодателем предусмотрена необходимость установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду.
В возражениях на апелляционную жалобу Региональная служба по тарифам Кировской области, Прокуратура Кировской области просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь соответствие оспариваемого нормативно-правового акта нормам федерального законодательства.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Службы по тарифам от 17 декабря 2014 г. N 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)" для ОАО "Коммунэнерго" установлены тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) на период с 1 января по 30 июня 2015 г. и с 1 июля по 31 декабря 2015 г., исходя из стоимости за 1 куб. метр.
Отказывая в удовлетворении указанного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что часть 9 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в редакции от 28 июня 2014 г. предусматривает возможность установления как однокомпонентного, так и двухкомпонентного тарифа на горячее водоснабжение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для отмены указанного судебного акта.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В соответствии с частью 2 статьи 32 Закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении (в ред. Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного федерального закона Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения данный документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправления поселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Законом о водоснабжении, а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Пунктом 109 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 1746-э (далее - Методические указания) также установлено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию и определен порядок расчета тарифов (п.п. 110-114).
Таким образом, Основы ценообразования в сфере водоснабжения и Методические указания предусматривают установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
То обстоятельство, что Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ в часть 9 статьи 32 Закона о водоснабжении внесены изменения: слово "устанавливается" заменено на слова "могут быть установлены", - не может свидетельствовать о том, что тарифный орган наделен полномочиями по установлению однокомпонентного и двухкомпонентного тарифа по своему усмотрению.
Данная норма закона является отсылочной. Порядок установления тарифов на горячую воду определен Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Методическими указаниями, которые обязывают орган регулирования тарифов устанавливать двухкомпонентный тариф.
Применение судом Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47, которыми предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды, нельзя признать обоснованным.
Указанные Методические указания N 47 приняты в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. N 520.
Подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса не применяются со дня вступления в силу этого Постановления, то есть с 23 мая 2013 г.
Следовательно, Методические указания N 47 не подлежали применению при установлении тарифов на 2015 год, поскольку они не регулируют отношения по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, так как в этой сфере действует специальный федеральный закон и принятые в соответствии с ним Основы ценообразования.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 17 декабря 2014 г. N 46/54-кс-2015 установлены и введены в действие тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение) на период с 01.01.2015 г., а, следовательно, с этой даты пункт 2 оспариваемого нормативного правового акта подлежит признанию недействующим.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявления общества.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 01 июня 2015 г. отменить, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Коммунэнерго" удовлетворить.
Признать недействующим с 1 января 2015 г., как не соответствующий федеральному законодательству, пункт 2 решения Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 17 декабря 2014 г. N 46/54-кс-2015 "О тарифах на горячую воду (горячее водоснабжение) для открытого акционерного общества "Коммунэнерго" (муниципальное образование городской округ город Котельнич Кировской области, Нолинский район, Советский район, Яранский район)".
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 10-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был