Постановление Верховного Суда РФ от 11 сентября 2015 г. N 31-АД15-14
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Никитиной Л.В. на вступившие в законную силу постановление N ... руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 9 декабря 2014 г., решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 27 января 2015 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2015 г., вынесенные в отношении Никитиной Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением N ... руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 9 декабря 2014 г. должностное лицо - ... отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Новочебоксарск Чувашской Республики (далее по тексту - ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики) Никитина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 27 января 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2015 г., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Никитина Л.В. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы Никитиной Л.В. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с данным Кодексом. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Положения, установленные данной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. N 98н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее по тексту - Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета).
В силу пункта 2.1 указанного Порядка (в редакции Приказа Минфина России от 30 ноября 2012 г. N 151н) основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению N 1 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, предоставленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если обязательство возникло, в частности, из:
государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд реестр контрактов;
договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.
Сведения об обязательстве представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения), на основании которого принято бюджетное обязательство.
В соответствии с пунктами 19, 20, 23 Положения об отделе Министерства внутренних дел России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики, утвержденного приказом МВД по Чувашской Республике от 31 июля 2011 г. N 684, указанный орган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, самостоятельный баланс, осуществляет ведение бюджетного учета и предоставления бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 25 ноября 2014 г. главным контролером-ревизором отдела финансового контроля и надзора Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике по результатам проведенной плановой ревизии за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. финансово-хозяйственной деятельности ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики выявлено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в том, что в установленный срок в отдел N 22 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике не представлены сведения о принятом бюджетном обязательстве, возникшем на основании договора от 20 ноября 2013 г. б/н, заключенного между ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики и ООО "Школа иностранных языков "Язык для Успеха", стоимость работ по которому составляет 8 967,63 рублей.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике постановления N ... от 9 декабря 2014 г. о привлечении ... ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики Никитиной Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица согласились судебные инстанции.
Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты нельзя признать законными.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с Положением о бухгалтерии ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики, утвержденным приказом ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики от 21 мая 2012 г. N 119 (далее по тексту - Положение о бухгалтерии), бухгалтерия является структурным подразделением, основными задачами которого являются ведение бухгалтерского и бюджетного учета и составление установленной отчетности; организация и непосредственное проведение работы по бюджетному учету и отчетности, финансовому контролю и другим вопросам финансово-хозяйственной деятельности. К числу функций бухгалтерии относится составление, в том числе отчетности и представление ее в установленном порядке в соответствующие инстанции; обеспечение достоверности данных учета и отчетности. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, который несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на бухгалтерию задач и функций.
Приказом министра внутренних дел по Чувашской Республике от 23 ноября 2010 г. N 1624 л/с Никитина Л.В. назначена на должность ... ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики.
Согласно Должностному регламенту (Должностной инструкции) главного бухгалтера ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики Никитиной Л.В., утвержденному начальником ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики 30 января 2013 г., главный бухгалтер обеспечивает правильную организацию и ведение бюджетного учета в соответствии с нормативными документами; осуществляет предварительный контроль за своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов; разрабатывает документы по казначейству и составляет журналы операций.
Согласно материалам дела бюджетное обязательство, сведения о котором подлежали представлению в отдел N 22 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, возникло на основании договора от 20 ноября 2013 г. б/н, заключенного между ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики и ООО "Школа иностранных языков "Язык для Успеха" на проведение перевода.
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета сведения об обязательстве необходимо было представить в отдел N 22 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике не позднее шести рабочих дней с 20 ноября 2013 г., то есть со дня заключения названного договора.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в указанный период обязанности ... Никитина Л.В. не исполняла, с 20 ноября по 27 декабря 2013 г. была освобождена от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, в том числе в период с 25 ноября по 4 декабря 2013 г. находилась в лечебном учреждении.
Данные обстоятельства подтверждаются копией листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности N 5405 от 20 ноября 2013 г., продолжением листка N 88 от 9 декабря 2013 г. (л.д. 36, 37).
Привлекая Никитину Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа и судебные инстанции исходили из того, что должностные обязанности и служебные полномочия ... ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики, установленные Положением о бухгалтерии и должностным регламентом (должностной инструкцией), обязывали ее (Никитину Л.В.) как должностное лицо, несущее персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на бухгалтерию задач и функций, определить права и обязанности работников бухгалтерии таким образом, чтобы обеспечить в свое отсутствие возможность осуществления ОМВД России по г. Новочебоксарск Чувашской Республики своей деятельности с соблюдением установленных законодательством требований, и временная нетрудоспособность Никитиной Л.В. не освобождала ее от исполнения этой обязанности.
Данный вывод правильным признать нельзя.
В соответствии с Положением о бухгалтерии и должностным регламентом (должностной инструкцией) на период длительного отсутствия Никитиной Л.В. в связи с болезнью, временной нетрудоспособностью и пребыванием на стационарном лечении, имеющее соответствующие полномочия лицо должно было назначить иного сотрудника бухгалтерии для исполнения обязанностей ...
Это прямо предусмотрено пунктом 36 Положения о бухгалтерии, которым установлено, что в период временного отсутствия главного бухгалтера его обязанности исполняет сотрудник бухгалтерии (л.д. 48), а также пунктом 1.2 Должностного регламента (должностной инструкции), в силу которого на время отсутствия главного бухгалтера его обязанности исполняет наиболее подготовленный бухгалтер бухгалтерии ОМВД России по г. Новочебоксарск, назначенный приказом начальника ОМВД России по г. Новочебоксарск (л.д. 44).
Таким образом, поскольку в период, относящийся к событию административного правонарушения, Никитина Л.В. не исполняла должностные обязанности ... вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в ее деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление N ... руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 9 декабря 2014 г., решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 27 января 2015 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2015 г., вынесенные в отношении Никитиной Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Никитиной Л.В. удовлетворить.
Постановление N ... руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 9 декабря 2014 г., решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 27 января 2015 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 2 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 13 мая 2015 г., вынесенные в отношении Никитиной Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 11 сентября 2015 г. N 31-АД15-14
Текст постановления официально опубликован не был