Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 49-АПГ15-37
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Сулейманова А., а Ш. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Индивидуальный предприниматель Сулейманов А.Ш. обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, расположенного по адресу: ... Башкортостан, г. ... ... район, ул. ..., равной его рыночной стоимости в размере ... рублей.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2015 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
ИП Сулейманов А.Ш., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Республики Башкортостан, Правительство Республики Башкортостан, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ИП Сулейманов А.Ш., на основании договора аренды от 11 июня 2014 г. N ..., заключенного с Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан, является арендатором земельного участка с кадастровым номером ..., площадью ... кв.м, из земель населенных пунктов для проектирования и строительства автомойки, расположенного по адресу: ... Башкортостан, г. ..., ... район, ул. ...
Согласно кадастровой справке от 22 апреля 2015 г. кадастровая стоимость земельного участка составляет ... рублей.
Кадастровая стоимость определена по состоянию на 1 июня 2014 г. в соответствии с постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 г. N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявителем представлен отчет об оценке, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Центр-Консалтинг" от 16 февраля 2015 г. N ..., согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 июня 2014 г. определена в размере ... рублей, и положительное экспертное заключение на отчет Некоммерческого партнерства Саморегулируемой организации оценщиков "Деловой союз оценщиков" от 6 марта 2015 г. N ...
По ходатайству заявителя об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 июня 2014 г. по делу проведена судебная экспертиза.
Согласно экспертному заключению общества с ограниченной ответственностью "Бюро права и оценки" от 3 июня 2015 г. N ... рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 июня 2014 г. определена в размере ... рублей.
Суд первой инстанции признал заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка, и удовлетворил заявленное требование.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) установлено, что для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 254 отчёт об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.
В соответствии с пунктом 20 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 20 июля 2007 г. N 256, оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке или обосновать отказ от использования того или иного подхода.
Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 14 ФСО N 1).
Как следует из экспертного заключения от 3 июня 2015 г. N ..., рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 1 июня 2014 г., то есть на дату, когда проводилась кадастровая оценка земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, результаты которой утверждены упомянутым постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.
Эксперт применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж, для реализации которого им проанализирован рынок предложений земельных участков города Уфы и Республики Башкортостан с использованием информации аналитической базы агентства недвижимости "Авеню".
В качестве аналогов объекта оценки экспертом выбраны 8 объектов сходных по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. На различия между объектом оценки и объектами-аналогами экспертом применены соответствующие корректировки.
Экспертное заключение соответствует положениям статей 85 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе является обоснованным и объективным, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
С учетом положений статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что указанная в заключении эксперта итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной, поэтому решение суда первой инстанции отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Башкортостан от 17 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 49-АПГ15-37
Текст определения официально опубликован не был