Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-45
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг"
о признании частично не действующим приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 18 декабря 2014 г. N 502-В "Об установлении тарифов на питьевую воду и подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (город Шарыпово, ИНН ...),
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг"
на решение Красноярского краевого суда 29 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" - Васильева Я.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (далее - ООО "ЦРКУ", общество) обратилось Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1.1 и 1.2 приложения к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 18 декабря 2014 г. N 502-В "Об установлении тарифов на питьевую воду и подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" (город Шарыпово, ИНН ...)".
Решением Красноярского краевого суда 29 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Прокуратура Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Прокуратура Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя участвующего в деле лица и заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (далее - РЭК, тарифный орган) является органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 8 декабря 2008 г. N 216-п).
РЭК издала приказ от 18 декабря 2014 г. N 502-В "Об установлении тарифов на питьевую воду и подвоз воды для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг под Шарыпово, ИНН ...)" (далее - приказ).
Согласно приложению к приказу тарифы на питьевую воду составляют: для населения (без налога на добавленную стоимость) с 1 января по 30 июня 2015 г. - 44,38 руб./куб.м., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 49,09 руб./куб.м. (пункт 1.2 приложения); для прочих потребителей (с учётом налога на добавленную стоимость) с 1 января по 30 июня 2015 г. - 37,61 руб./куб.м., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 41,60 руб./куб.м. (пункт 1.1 приложения).
Данный приказ является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом, официально опубликованным в газете "Наш Красноярский край" N 96(1) и размещённым на интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru 19 декабря 2014 года.
В обоснование своего требования, ООО "ЦРКУ" сослалось на то, что установленные вышеуказанными пунктами тарифы являются экономически необоснованными и противоречащими требованиям федерального законодательства, регулирующего отношения в сфере установления тарифов по водоснабжению и водоотведению, поскольку при установлении данных тарифов не были учтены расходы регулируемой организации, связанные с оплатой труда работников, отчислениями на социальные нужды, а также расходы, понесённые организацией в прошлый период регулирования, а именно в 2013 году.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что тарифный орган правомерно не включил вышеуказанные расходы в тариф на питьевую воду на 2015 год.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Такой метод предусматривает определение необходимой валовой выручки регулируемой организации исходя из суммы планируемых на очередной период регулирования расходов этой организации, состав которых включает в себя расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, а также иные расходы, указанные в пунктах 38-52 Основ ценообразования.
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 8 Правил регулирования тарифов тарифы устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего началу очередного периода регулирования.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЦРКУ", являясь гарантирующей организацией в сфере водоснабжения на территории Красноярского края, обратилось в тарифный орган с заявлением (с учетом дополнительного заявления) об установлении тарифа на питьевую воду на 2015 год в размере 110,17 руб./куб.м, (без налога на добавленную стоимость) с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Специалистами РЭК проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов. Решение об установлении тарифа на питьевую воду для потребителей ООО "ЦРКУ" принято на заседании правления РЭК 18 декабря 2014 г. при наличии необходимого кворума с участием представителей общества посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчёта тарифа регулируемой организации на период регулирования, отражённые в приложениях к протоколу заседания от 18 декабря 2014 г.
Проверяя доводы заявителя, судом установлено, что расходы регулируемой организации на оплату труда работников, отчисления на социальные нужды, а также расходы, внесённые организацией в прошлый период регулирования, а именно в 2013 году, правомерно исключены при установлении тарифов, поскольку общество не подтвердило их экономическую обоснованность.
Так, из материалов тарифного дела, в том числе Акта проверки от 2 июня 2014 г. N 5-ДП/14, усматривается, что при утверждении тарифа ООО "ЦРКУ" было предложено учесть численность персонала центральной аварийно-диспетчерской службы в количестве 5 единиц, а тарифным органом принято к расчету в составе расходов на оплату труда 3 единицы.
При этом тарифный орган исходил из фактического фонда оплаты труда, сложившегося за последний расчетный период регулирования, а именно фактической численности диспетчеров организации в 2013 году в количестве 3 единиц, что соответствует численности, предусмотренной пунктом 2.1.15 Рекомендаций по нормированию труда работников водопроводного-канализационного хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 22 сентября 1999 г. N 66, поскольку регулируемой организацией не было представлено обоснование применения нормативной численности работников в количестве 5 единиц.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "приказом Госстроя России от 22 сентября 1999 г. N 66" имеется в виду "приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66"
Таким образом, предложенные обществом в размере 2 584 560 рублей расходы на оплату персонала аварийно-диспетчерской службы были уменьшены тарифным органом на 1 768 110 рублей.
Также ООО "ЦРКУ" не было представлено обоснование применения нормативной численности работников персонала, занятого начислением, сбором платежей и взысканием задолженности (сбытового персонала) в количестве 11 человек, поэтому заявленные расходы были уменьшены на 4 473 420 рублей. Пунктом 2.1.3 упомянутых Рекомендаций предусмотрено, что нормативная численность персонала в зависимости от количества обслуживающих абонентов от 10000 до 15000 составляет 9-12 человек. Поскольку общество не подтвердило величину находящихся на обслуживании у организации абонентов размере 12369, тарифным органом была принята численность данного персонала с учетом фактического штата работников в 2013 году в количестве 9 человек.
Расходы на премирование работников производственного персонала (текущее премирование в размере 50% от тарифной ставки и выплат, связанных с режимом работы и условиями труда, а также дополнительное премирование, включая вознаграждение за выслугу лет в размере 48% от тарифной ставки) были уменьшены тарифным органом с 1 486 000 рублей до 723 520 рублей, так как обществом не были представлены документы, подтверждающие стаж работников по группам персонала для определения размера вознаграждения за выслугу лет, и выполнение условий премирования, предусмотренных положением о премировании работников ООО "ЦРКУ", а также фактические данные о выплатах работникам премий в последнем расчётном периоде регулирования.
Дополнительные сведения в подтверждение расходов в части формирования численности работников и расходов на оплату труда, по запросу тарифного органа обществом представлены не были.
Таким образом, с учетом корректировки заявленных расходов по перечисленным категориям работников уменьшились предложенные обществом расходы на страховые взносы (отчисления на социальные нужды) на 533 970 рублей, 1 350 970 рублей и 218 500 рублей соответственно.
К расходам по статье "Экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошедшем периоде регулирования" в размере 7 200 570 рублей, обществом отнесены затраты на формирование резерва сомнительных долгов, проведение энергоаудита, услуги электросвязи, что не соответствует критериям, установленным абзацем 21 пункта 2 Основ ценообразования, в силу которого к таким расходам относятся расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.
Суд первой инстанции отклонил доводы заявителя о том, что Акт проверки не мог быть учтен тарифным органом со ссылкой на решение Арбитражного суда Красноярского края от 6 февраля 2015 г., по мотивам того, что в указанном решении не установлено обстоятельств, позволяющих признать Акт проверки ненадлежащим документом, сведения из которого не могли быть учтены при проведении экспертизы предложения регулируемой организации об установлении тарифов.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что РЭК обоснованно отказала включить вышеприведённые расходы в тариф на питьевую воду для потребителей ООО "ЦРКУ" на 2015 год.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что установленные оспариваемым приказом тарифы соответствуют предельным индексам максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год, установленным Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. N 228-э/4, согласно которому в Красноярском крае максимальная величина роста тарифов составляет 100,0% с 1 января по 30 июня 2015 г., а с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 110,6%.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда 29 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр реализации коммунальных услуг" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 53-АПГ15-45
Текст определения официально опубликован не был