Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 67-АПГ15-54
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анитиной В.И.,
судей Хаменкова В.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Новосибирской области
на решение Новосибирского областного суда от 24 августа 2015 года. которым отказано в удовлетворении его заявления об отмене постановления Избирательной комиссии Новосибирской области от 27 июля 2015 года N 81/666-5 об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.В., объяснения представителя Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Новосибирской области Жданова И.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Избирательной комиссии Новосибирской области Хижиной О.С., Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора 1 Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Новосибирской области от 9 июня 2015 года N 119 "О назначении выборов депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области" на 13 сентября 2015 года назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 27 июля 2015 года N 81/666-5 Региональному отделению политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Новосибирской области отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области шестого созыва по единому избирательному округу.
Региональное отделение политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Новосибирской области обратилось в суд с заявлением об отмене принятого постановления об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Новосибирской области и возложении на Избирательную комиссию Новосибирской области обязанности по регистрации областного списка кандидатов в депутаты законодательного Собрания Новосибирской области, выдвинутого Региональным отделением политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Новосибирской области (далее - региональное отделение партии "ПАРНАС"), ссылаясь на нарушения Избирательной комиссией Новосибирской области положений Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые были допущены при проверке представленных избирательным объединением подписей избирателей.
Решением Новосибирского областного суда от 24 августа 2015 года в удовлетворении заявления Регионального отделения "ПАРНАС" отказано.
В апелляционной жалобе Региональное отделение "ПАРНАС" ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "г" пункта 25 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
Пунктом 1 статьи 38 этого же Федерального закона установлено, что регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 указанного Федерального закона количество подписей, которое необходимо для регистрации списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Избирательной комиссией Новосибирской области в постановлении от 11 июня 2015 года N 176/2165-5 установлено, что для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу необходимо представить 10657 подписей.
Как усматривается из материалов дела, Региональным отделением "ПАРНАС" в Избирательную комиссию Новосибирской области представлено 11 682 подписи избирателей, собранных в поддержку выдвинутого им списка кандидатов. Из итогового протокола проверки подписных листов от 24 июля 2015 года и состоявшихся после его составления решений рабочей группы от 26 июля 2015 года N 42, от 27 июля 2015 года N 43, от 27 июля 2015 года N 44 следует, что в результате проверки подписных листов Регионального отделения "ПАРНАС" 1342 подписи из представленных 11 682 подписей, признаны недостоверными (недействительными). Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения об отказе в регистрации списка кандидатов Регионального отделения "ПАРНАС".
Оспаривая решение избирательной комиссии, заявитель указывает на необоснованность выводов об исключении из числа достоверных 1342 подписей избирателей, представляя при этом свои доводы лишь в отношении 307 подписей избирателей, в том числе и в отношении тех подписей, которые недействительными не признавались.
Установив, что общее количество представленных Региональным отделением "ПАРНАС" достоверных подписей, с учетом результатов судебной проверки, составляет 10366, при условии, что для регистрации списка кандидатов для участия в выборах в Законодательное Собрание Новосибирской области необходимо представить 10657 подписей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о несостоятельности доводов заявителя о наличии оснований для отмены решения об отказе в регистрации списка кандидатов.
Судебная коллегия соглашается с произведенной судом оценкой оспариваемых заявителем подписей, при этом отмечает, что доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают. В апелляционной жалобе заявитель ошибочно утверждает, что суд не вправе был ограничиться проверкой достоверности оспариваемых 307 подписей, а должен был провести полную проверку всех подписей избирательного объединения.
Из приведенных заявителем положений статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не следует, что он освобожден от обязанности привести в заявлении обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его права.
В соответствии же с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме, если установлена обоснованность заявления.
Таким образом, предметом судебного рассмотрения таких дел является проверка обоснованности заявления в пределах указанных в нем оснований и доводов и принятие по результатам их оценки соответствующего решения.
С учетом изложенного и на основании положений статьи 261 и части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных федеральным законом, суд рассмотрел требования Регионального отделения "ПАРНАС" в пределах заявленных им оснований, при этом обоснованно ограничился проверкой доводов о незаконности исключения из числа достоверных лишь тех подписей, в отношении которых заявителем было приведено соответствующее обоснование.
Из указанных заявителем 307 подписей избирателей 66 подписей (папка N 1: лист 616 строка 1; лист 321 строка 1; папка N 2: лист 37 строка 5; папка N 3: лист 241 строка 6; лист 489 строка 3; а также в таблицах (л.д. 7-48, т. 2): папка N 1: лист 411 строка 6; лист 507 строки 3, 4; лист 626 строка 1; лист 708 строка 1; лист 815 строка 4; лист 954 строка 5; лист 5 строка 2; лист 31 строки 1, 5; лист 65 строка 1; лист 68 строкам 2; лист 93 строка 1; лист 123 строка 3; лист 133 строка 5; лист 267 строка 3; лист 236 строка 5; лист 277 строка 2; лист 321 строка; 14 лист 834 строка 5; лист 836 строка 1; лист 431 строка 1; папка N 2: лист 31 строка 2 лист 42 строка 3; лист 83 строка 4; лист 11 строка 6; лист 216 строка 2; лист 217 строки 3,5; лист 280 строка 1; лист 304 строка 3; лист 309 строка 5; лист 328 строка 3; лист 336 строка 1; лист 364 строка 5; лист 392 строка 5; лист 395 строка 1; лист 397 строка 4, лист 523 строка 4; лист 545 строка 5; лист 554 строка 3; лист 762 строка 4; лист 936 строка 2; лист 254 строка 4; лист 848 строка 4; папка N 3: лист 4 строка 5; лист 430 строки 3.5; лист 433 строка 24 лист 558 строка 2; лист 803 строка 1; лист 821 строка 4; лист 878 строка 5; лист 910 строки 2, 4; лист 925 строка 1; лист 978 строка 14 лист 985 строка 3; лист 989 строка 3; лист 992 строка 4; лист 1069 строка 24) недостоверными (недействительными) избирательной комиссией не признавались, и были учтены в составе 10 340 достоверных подписей.
Таким образом, судом фактически проверены доводы в отношении 241 подписи, из которых 31 подпись судом исключена из числа ранее признанных недостоверных подписей, в остальной части доводы заявителя были обоснованно отклонены. При этом суд правомерно указал на то, что действия избирательной комиссии, в том числе рабочей группы по приему и проверке документов, представленных избирательными объединениями в Избирательную комиссию Новосибирской области, в этой части в полной мере соответствуют требованиям федерального и регионального избирательного законодательства.
В этой связи ссылка в апелляционной жалобе на необходимость направления повторного запроса в орган миграционного учета для проверки информации в отношении всех избирателях, указанных в подписных листах, не основана на нормах избирательного законодательства, в соответствии с которыми проверке подлежит не менее 20 процентов от установленного настоящим Законом количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, областного списка кандидатов, и соответствующих им сведений об избирателях, внесших свои подписи в подписные листы. Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, определяется решением избирательной комиссии Новосибирской области (пункт 5 статьи 44 Закона Новосибирской области от 15.02.2007 N 87-ОЗ "О выборах депутатов Законодательного Собрания Новосибирской области").
Во исполнение вышеуказанных предписаний закона избирательной комиссией определено к проверке 2568 подписей избирателей, что составляет 22 процента от установленного количества подписей, необходимых для регистрации, и полностью согласуется с приведенными законоположениями.
Утверждение заявителя, оспаривающего заключение Управления Федеральной миграционной службы России по Новосибирской области, как допустимое доказательство, также не основано на законе. Управление является органом, осуществляющим регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и места жительства, в связи с чем располагает необходимыми для осуществления проверки сведениями.
В подпункте "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" прямо указано на то, что подпись избирателя признается недействительной при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о соблюдении избирательной комиссией процедуры проверки подписей заявителя, при этом доводы заявителя, оспаривающие обоснованность выводов в отношении 241 подписи избирателей правового значения не имеют, поскольку не могут повлиять на итоговый вывод суда о недостаточном количестве требуемых для регистрации подписей.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 24 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анитина В.И. |
Судьи |
Хаменков В.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 67-АПГ15-54
Текст определения официально опубликован не был