Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 80-АПГ15-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом"
о признании недействующим приказа Министерства экономического развития Ульяновской области от 26 января 2015 г. N 06-21 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области"
по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Ульяновской области
на решение Ульяновского областного суда от 28 мая 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Министерства экономического развития Ульяновской области Артемьева Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация по совершенствованию системы управления жилищно-коммунальным хозяйством "Симбирский дом" (далее - НП СРО "Симбирский дом") обратилось в Ульяновский областной суд с заявлением о признании недействующими приказов Министерства экономического развития Ульяновской области (далее - Министерство) от 26 января 2015 г. N 06-21 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области", от 26 января 2015 г. N 06-23 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях при наличии технической возможности установки коллективных, индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, на территории Ульяновской области", от 3 февраля 2015 г. N 06-37 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Димитровград" Ульяновской области".
В обоснование своего требования НП СРО "Симбирский дом" сослалось на то, что при расчете указанных нормативов применен расчетный метод, однако в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 имелись основания для применения метода аналогов.
Определением Ульяновского областного суда от 6 мая 2015 г. требования НП СРО "Симбирский дом" о признании недействующими приказов Министерства от 26 января 2015 г. N 06-23 и от 3 февраля N 06-37 выделены в отдельные производства.
Решением Ульяновского областного суда от 28 мая 2015 г. требование о признании недействующими приказа Министерства от 26 января 2015 г. N 06-21 удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерство просит отменить указанный судебный акт как незаконный, необоснованный, вынесенный при неправильном применении норм материального права, регулирующих данные правоотношения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя Министерства, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Министерством издан приказ от 26 января 2015 г. N 06-21 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области".
Указанным нормативным актом утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования "Город Ульяновск" Ульяновской области (приложение N 1) и нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых) приборов учета на территории муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области (приложение N 2).
Как следует из пункта 3 приказа, указанные нормативы потребления коммунальных услуг определены с применением расчетного метода.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что при установлении нормативов регулирующий орган использовал расчетный метод, не обосновав надлежащим образом невозможность применения метода аналогов. Кроме того, допущено нарушение порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг расчетным методом.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного акта) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Ульяновской области обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 г. N 8/125-П возложена на Министерство экономического развития Ульяновской области.
Таким образом, оспариваемый приказ издан Министерством в пределах его компетенции. Текст приказа официально опубликован 29 января 2015 г. в газете "Ульяновская правда", N 10 (23.651).
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с применением формул согласно приложению N 1 к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Указанный метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 21 Правил N 306).
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, при определении нормативов потребления коммунальных услуг метод аналогов имеет приоритет над расчетным методом, и последний применяется только в том случае, если нельзя применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Возражая против удовлетворения заявленного требования, регулирующий орган ссылался на то, что установление нормативов потребления коммунальных услуг с применением метода аналогов исходя из представленных данных было невозможно в связи тем, что фактическое количество жилых домов, оснащенных приборами учета, не достигает объема выборки, необходимого для проведения соответствующих измерений.
Между тем, порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в разделе V Правил N 306.
Согласно пункту 31 Правил N 306 определение нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов производится на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
В силу пункта 32 уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях, в соответствии с установленными данными Правилами требованиями.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 306 представительность выборки определяется для каждой из групп многоквартирных домов и жилых домов количеством домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
В соответствии с пунктом 34 Правил N 306 количество многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов определяется в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения N 1 к Правилам N 306.
Согласно формуле 2 приложения N 1 к Правилам N 306 объем предварительной выборки по каждому типу многоквартирного дома с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства должен быть не менее 10 домов.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объема выборки каждого типа многоквартирных домов или жилых домов, указанных в Правилах N 306.
Проанализировав документы, представленные Министерством, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что правильность расчетов объема выборки Министерством не подтверждена, а представленные сведения не соотносятся ни с одной из категорий, которые предусмотрены таблицей 2 приложения N 2 к Правилам N 306, что исключает достоверность невозможности использования метода аналогов.
Обоснованно судом были отклонены доводы Министерства о невозможности снятия показаний приборов учета первого и последнего числа отопительного периода, как это предусмотрено пунктом 37 Правил N 306 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1380.
Окончание отопительного сезона само по себе не является препятствием к истребованию соответствующих архивных показаний приборов учета от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций по каждому типу домов, однако сведения о направлении соответствующих запросов регулирующим органом не представлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недоказанности обоснованности применения расчетного метода при установлении нормативов. Доводы регулирующего органа о невозможности применения в данном случае метода аналогов не основаны на документах и соответствующих расчетах.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при использовании расчетного метода также нарушены требования федерального законодательства, поскольку в нарушение пункта 27 приложения N 1 к Правилам N 306 в расчетах использованы неактуальные сведения о численности жителей, проживающих в многоквартирных домах, в отношении которых определяется норматив, и сведения об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирных домов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают, судом первой инстанции этим доводам дана надлежащая правовая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ульяновского областного суда от 28 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства экономического развития Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 80-АПГ15-7
Текст определения официально опубликован не был