Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 92-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Николаевой О.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению Прокуратуры Республики Тыва
о признании незаконным постановления Службы по тарифам Республики Тыва от 26 ноября 2014 г. N 58 "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые обществу с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационные сети" на территории Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, на 2015 год",
по апелляционной жалобе Прокуратуры Республики Тыва
на решение Верховного Суда Республики Тыва от 18 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
прокуратура Республики Тыва (далее - прокуратура) обратилась в Верховный Суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным постановления Службы по тарифам Республики Тыва (далее - тарифный орган) от 26 ноября 2014 г. N 58 "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационные сети" на территории Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва, на 2015 год".
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 18 мая 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, прокуратура обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы тарифный орган представил отзыв, общество представило возражение.
Прокуратура Республики Тыва, Служба по тарифам Республики Тыва, общество с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационные сети", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражения на неё, заслушав заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Служба по тарифам Республики Тыва является органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области цен и тарифов в отраслях, где применяется государственное регулирование цен и тарифов, отнесенных к ведению Республики Тыва, в том числе по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (п. 1 Положения о Службе по тарифам Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от 15 мая 2007 г. N 604).
Постановлением Службы по тарифам Республики Тыва от 26 ноября 2014 г. N 58 "Об установлении тарифов на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые обществу с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационные сети" на территории Чеди-Хольского района Республики Тыва, на 2015 год" (далее - постановление), установлен тариф на услуги по холодному водоснабжению за период с 1 января по 30 июня 2015 г. в размере 11,37 руб./куб.м; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. в размере 13,02 руб./куб.м.
Данное постановление является нормативно-правовым актом, изданным уполномоченным органом и опубликованным на официальном сайте Службы по тарифам Республики Тыва http//tarif.tuva.ru 27 ноября 2014 г.
В обоснование заявленного требования, прокуратура сослалась на то, что из схемы водоснабжения и водоотведения с. Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна на период с 2014 по 2024 годы, утвержденной решением Хурала представителей Чеди-Хольского кожууна Республики Тыва от 10 декабря 2014 г. N 64 следует, что баланс потерь воды при ее транспортировке на расчетный 2014 год при объеме водоснабжения 720 тыс. /год с учетом потерь в сетях 20% определен в размере 144,00 тыс.
/год. Баланс потерь воды при ее транспортировке на 2024 год при объеме водоснабжения 337,11 тыс.
/год с учетом потерь в сетях 3% определен в размере 10,11
/год. При установлении обществу с ограниченной ответственностью "Водопроводно-канализационные сети" (далее - общество) тарифов на услуги по водоснабжению методом экономически обоснованных затрат (расходов), тарифный орган не включил объемы потерь воды, возникающие при её транспортировке до конечного потребителя, что приводит к необоснованному росту тарифа и возлагает на потребителей коммунальной услуги дополнительное бремя оплаты изношенных и требующих ремонта объектов водоснабжения.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что тарифный орган правомерно не учитывал расходы общества на возмещение потерь воды.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводом суда первой инстанции.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).
В целях реализации положений вышеуказанного Федерального закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ методами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения является, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 14 Правил регулирования тарифов предусмотрено, что регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет в орган регулирования тарифов предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
В силу пункта 27 Основ ценообразования при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на возмещение потерь.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов и применении на 2015 год метода экономически обоснованных расходов (затрат).
При установлении тарифа, метод экономически обоснованных расходов (затрат) использован тарифным органом на основании критериев, установленных Основами ценообразования, с учетом предложений регулируемой организации, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, а также на основании анализа трех предшествующих периодов регулирования и объемов воды, включенных в договоры с потребителями, с учетом необходимости выполнения положений производственной программы общества.
Поскольку обществом не был представлен расчет объемов потерь воды при ее транспортировке по водопроводным сетям, несмотря на запросы тарифного органа, при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации экспертом учтены расходы на возмещение потерь воды посредством включения затрат предприятия на приобретение электроэнергии для подъема, транспортировки и отпуска в сеть холодной воды.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель общества пояснил, что расчет объемов потерь воды при её транспортировке по водопроводным сетям представлен не был, поскольку расходов на возмещение потерь воды предприятие не несет, так как после аварии на Хову-Аксынской ТЭЦ в декабре 2012 года все инженерные сети были заменены и потерь воды с 2013 года не имеется. На предприятии стоят приборы учета, утечки сразу фиксируются. Предприятие заинтересовано в эффективном использовании водопровода, так как если будут потери воды, оно несёт убытки по электроэнергии. Акт по замене инженерных сетей в тарифный орган не представлен, поскольку не был подписан. Схема водоснабжения и водоотведения с. Хову-Аксы, на которую ссылается прокурор в обоснование заявления, была разработана в 2011 году и содержит устаревшие сведения.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что при установлении тарифов расходы общества на возмещение потерь воды при ее транспортировке не могли быть учтены тарифным органом.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что установленные оспариваемым постановлением тарифы соответствуют предельным индексам максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год, установленным Приказом ФСТ России от 11 октября 2014 г. N 228-э/4, согласно которому по Республике Тыва максимальная величина роста тарифов с 1 января по 30 июня 2015 года установлена в размере 100,0%, с 1 июля по 31 декабря 2015 года - в размере 114,5%.
Так, уровень роста тарифа, установленного с 1 января по 30 июня 2015 года, составил 100%, а уровень роста тарифа, установленного с 1 июля по 31 декабря 2015 года, составил 114,5%.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 18 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Прокуратуры Республики Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 92-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был