В целях обеспечения подготовки региональных команд к участию в заключительном этапе олимпиады школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" (далее - олимпиада) Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее - Департамент) направляет для использования в работе информацию о заданиях данного этапа олимпиады.
Просим обеспечить подготовку региональной команды к участию в заключительном этапе олимпиады, которая сможет достойно представить Российскую Федерацию на интеллектуальном соревновании школьников двух стран.
Департамент напоминает, что заявка на участие региональной команды в заключительном этапе олимпиады направляется до 10 октября т.г. по адресу: 220010, г. Минск, ул. Советская, д. 9 или e-mail - a.krivel@tut.by.
Приложение: на 9 л.
Директор Департамента |
А.В. Зырянова |
Информация
о заданиях заключительного этапа олимпиады школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" в 2015 году
Олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" в 2015 году (далее - олимпиада) посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В соответствии с пунктом 27 Порядка проведения олимпиады (далее - Порядок) заключительный этап олимпиады включает в себя два обязательных тура для всех участников данного этапа олимпиады (первый тур - написание сочинения (отзыва); второй тур - письменная комплексная работа по русскому языку и русской литературе) и творческие конкурсы (конкурс риторического мастерства, конкурс выразительного литературного чтения, конкурс знатоков, лингвистическая викторина).
Написание сочинения (отзыва)
Критерии оценивания сочинения (отзыва) аналогичны критериям, предложенным на отборочном этапе.
Общие требования к написанию сочинений (выбор темы осуществляется участником олимпиады)
1. Сочинение-эссе "Война не вмещается в оду" (С. Кирсанов).
2. "Язык эпохи в художественном произведении (фрагменте произведения)".
Анализ стихотворного или прозаического текста (на выбор участника) с точки зрения его соотнесенности с языком и стилем эпохи.
3. Сочинение-рассуждение "Что в имени тебе моем?": роль имени героя в содержании произведения.
Комплексная работа по русскому языку и литературе
Выполнение комплексной работы по русскому языку и литературе предполагает знание системы русского языка и наличие литературной и эстетико-культурной эрудиции.
Содержание заданий составляют разделы:
фонетика (характеристика гласных и согласных звуков, соотношение звуков и букв);
лексика (синонимические, антонимические отношения в лексике, лексика с точки зрения происхождения и сферы использования, значение заимствованных и устаревших слов);
фразеология (значение и происхождение фразеологических оборотов, крылатых слов и выражений);
словообразование (морфемный и словообразовательный анализ слов, авторские неологизмы);
морфология (распознавание частей речи на основе их смысловых, морфологических и синтаксических особенностей; грамматическая характеристика самостоятельных и служебных частей речи);
синтаксис (анализ основных синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения);
культура речи (нормы русского литературного языка: произносительные, речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные; исправление нарушений литературной нормы);
история русского литературного языка (историческое освещение фактов лексической и грамматической системы русского языка);
взаимосвязь русского и белорусского языков;
изобразительно-выразительные средства языка (анализ экспрессивных возможностей языковых единиц);
тематика, система образов, композиция литературных произведений, изучаемых в соответствии с программой по русской литературе;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XXI веков;
основные теоретико-литературные понятия, предусмотренные учебной программой по русской литературе;
взаимосвязь русской, белорусской и мировой литературы.
Творческие конкурсы
Конкурс риторического мастерства (риторика "быстрого реагирования")
Конкурс риторического мастерства будет проведен в форме конкурса риторики "быстрого реагирования" и посвящен 70-летию Победы. В тематике этот аспект будет представлен в широком контексте. Участникам будут предложены темы, связанные с пониманием таких ключевых понятий, как жизнь, свобода, счастье, война и мир, героизм и подвиг, патриотизм, дружба, ответственность, память, жизненные цели и ценности и др.
Риторика быстрого реагирования - условный термин. Часто в жизни приходится принимать быстрые решения и на их основе совершать те или иные риторические действия. От быстроты реакции, правильности решения и эффективности риторического действия порой зависит исход очень важных дел. Выполняя задания такого рода, нужно помнить, что они требуют серьезной подготовки для эффективного выполнения, потому что никто не отменяет в ситуациях быстрого реагирования ни общепринятых правил поведения, ни норм литературного языка, ни законов общения. Особенность таких заданий в том, что они требуют не только находчивости и быстроты реакции, но и умения собраться, сконцентрироваться и предложить эффективное риторическое действие на основе накопленных знаний и опыта. По этой причине к участию в конкурсе должны рекомендоваться учащиеся, которые имеют достаточно хорошую риторическую подготовку, опыт участия в состязаниях по риторике и необходимые морально-волевые качества для публичного выступления в стрессовой ситуации.
Условия конкурса
Для участия в конкурсе каждая из команд имеет право выдвинуть 1 участника.
Перед началом состязания проводится жеребьевка.
Участник выходит на сцену, выбирает билет с заданием, которое оглашает всему залу, и обдумывает его на сцене в течение 1 минуты.
Затем участник выполняет предложенное речевое задание, требующее быстрого и оригинального риторического решения, соответствия заданной теме и речевой ситуации.
На выступление отводится до 3-х минут.
При нарушении регламента члены жюри вправе прервать выступление.
После окончания выступления участнику задается 1 вопрос из зала (от зрителей или членов жюри).
Оценивается соответствие выступления теме и заданной ситуации, находчивость, оригинальность, убедительность участника, эффективность и правильность речи.
При проведении конкурса в зале присутствуют все участники конкурса, руководители команд, зрители. В ходе конкурса может осуществляться видео- и (или) аудиозапись.
Победители определяются рейтинговым голосованием жюри. Каждый член жюри имеет право номинировать 10 лучших, на его взгляд, участников. Голоса всех членов жюри суммируются, и на этой основе выстраивается рейтинг участников конкурса.
Конкурс выразительного литературного чтения
"Все глуше громы незабвенных битв..."
Цели и задачи конкурса: формирование основ гражданского самосознания, активной жизненной позиции, ответственности за происходящее в обществе и в мире, воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, уважения к истории и традициям других народов.
В конкурсе выразительного литературного чтения принимает участие один представитель от команды.
Участники конкурса представляют только одно произведение в любом литературном жанре и литературном роде.
Избранный текст может быть как завершенным художественным произведением, так и фрагментом из него. Например, фрагмент из поэмы, романа, пьесы.
Время для чтения - не более 4 минут.
Допускаются элементы театрализации, костюмирования, включение музыкального или видеосопровождения.
Порядок выступления определяется жеребьевкой, проведенной непосредственно перед началом конкурса.
В заявке, присылаемой делегацией в оргкомитет в соответствии с утвержденным Порядком, должно быть указано, какое техническое (в том числе музыкальное) сопровождение необходимо для участника.
Выступления участников и итоги конкурса подводит специально созданное жюри с возможным привлечением профессиональных актеров.
Условия проведения конкурса литературного чтения:
На конкурс предлагаются к исполнению тексты произведений, посвященных Великой Отечественной войне, в том числе:
1. Произведения русских и белорусских писателей и поэтов-фронтовиков.
2. Произведения русских и белорусских поэтов и писателей 50-90 гг. XX века, посвященные Великой Отечественной войне и Победе.
3. Произведения современных белорусских и российских поэтов и писателей, посвященные Великой Отечественной войне и Победе.
4. Авторская поэзия и проза.
Критерии оценивания конкурса литературного чтения:
Особое внимание членов жюри при оценивании обращается на:
выбор произведения и степень раскрытия его своеобразия и художественной природы исполнителем;
оригинальность интерпретации: способы и формы подачи материала (наличие и оправданность театрализации, мимики, жестикуляции; интонирование текста);
исполнительское мастерство (соблюдение речевых норм, логические ударения, интонирование, темп, тембр, эмоциональное воздействие на слушателей);
соответствие литературного и музыкального материала;
художественный уровень исполнения;
наличие в исполнении личного отношения к избранному материалу.
Конкурс знатоков
Направленность и тематика заданий для участников конкурса знатоков истории.
Задания для конкурса знатоков составляются с учетом исторических и культурных юбилеев нескольких последних лет, связанных с историей России и Беларуси и с Гомельской землей.
Прежде всего, это такие крупные и значимые события в истории наших стран, как: 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне и 70-летие окончания Второй мировой войны, а также десять крупных военных операций 1941-1945 гг., разгром Квантунской армии на Дальнем Востоке, Потсдамская конференция, решившая судьбы мира и его послевоенного устройства.
70-летие Великой Победы советского народа и Красной армии требует вспомнить о подвиге великих полководцев Отечественной войны, маршалов Победы: это Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.Д. Черняховский, И.X. Баграмян, И.С. Конев, А.М. Василевский, П.А. Ротмистров, Р.Я. Малиновский и др.
В годы Великой Отечественной войны с особым почтением вспоминали и говорили о военных доблестях наших великих предков и великих русских полководцах: Александре Невском, Дмитрии Донском, П.А. Румянцеве-Задунайском, А.В. Суворове и М.И. Кутузове. Данью уважения к подвигу и доблестям предков стало учреждение новых военных орденов: ордена Суворова, ордена Кутузова, ордена Александра Невского и ордена Богдана Хмельницкого. Для награждения офицеров Военно-морского флота учредили ордена Ушакова и Нахимова.
Главная тема исторической части конкурса - военная слава России и Беларуси, великие (русские и советские) полководцы в истории двух стран, одержавшие победы над врагами нашего Отечества.
Одним из символов воинской доблести и противостояния врагу стали героизм воинов Брестской крепости, защитников Гомеля и Могилева, подвиг белорусских партизан, операция "Багратион".
Гомель, в котором будет проходить олимпиада, один из крупнейших и древнейших городов Беларуси. История Гомеля позволяет вспомнить "Слово о полку Игореве" и его героя князя Игоря Святославича, обратиться к Радзивиллам и "Радзивилловской летописи", порассуждать о значении деятельности иностранных ведомств и их роли в истории наших государств, ведь Гомель связан с жизнью и деятельностью полководца и дипломата И.Ф. Паскевича и главы МИДа СССР А.А. Громыко.
Гомель как место проведения олимпиады позволяет говорить о таком великом и значимом для развития искусств и ремесел явлении, как меценатство. Благотворительная деятельность Паскевичей, особенно Ирины Ивановны Паскевич, заслуживает особого внимания и позволяет говорить о месте благотворительности в жизни государства.
Среди важнейших дат 2015 года - 1000-летие упокоения великого киевского князя Владимира Святославича и мученической кончины благоверных князей Бориса и Глеба.
Еще одна главная тема исторической части конкурса - историческое и культурное наследие России и Беларуси, культурные традиции братских народов.
Основная задача - рассказать о событиях, фактах, персоналиях из истории союзных государств, уметь интерпретировать их, давать им оценку.
Готовясь к историческому конкурсу, участники должны понимать, что его главная направленность - общее культурное и историческое наследие, связанное с указанными юбилеями и критериями.
Участники должны:
продемонстрировать знание биографий выдающихся полководцев, основные заслуги перед отечеством, вклад в развитие мирового военного искусства;
уметь определять личность полководца на представленном изобразительном материале;
дать название битвы по представленному изображению;
знать ход военных действий;
знать название основных сражений (перечисленных выше) крупнейших войн, проходивших на территории России и Беларуси;
знать, как оценивали заслуги (русских) полководцев, участвовавших в этих войнах их современники и потомки;
знать воинские награды, полученные полководцами за их победы;
знать военные награды, учрежденные в XX в. в России и СССР и названные в честь великих полководцев;
показать знание имен и заслуг исторических и культурных деятелей России и Беларуси;
показать знание теоретического, мемуарного, литературного и художественного наследия, оставленного выдающимися деятелями двух государств;
продемонстрировать знание биографий выдающихся русских и белорусских деятелей, основные заслуги перед отечеством, вклад в развитие мировой культуры.
Для участия в конкурсе от команды выдвигается один знаток истории.
Конкурс проводится в письменной форме.
Конкурс знатоков истории будет проходить на базе музея, являющегося памятником архитектуры XVIII-XIX в., - дворцово-парковом ансамбле Румянцевых - Паскевичей.
Для участников конкурса (по одному человеку от каждой команды - участника олимпиады) будет проведена экскурсия, которая поможет подготовиться к работе над тестами и сочинением-размышлением.
После экскурсии участники конкурса знатоков истории остаются в музее и в течение одного часа письменно отвечают на вопросы тестовых заданий и пишут небольшое сочинение-размышление.
Рекомендуемая литература (с учетом доступности книг и возможности их найти в любой библиотеке или в интернет-ресурсах):
Большая советская энциклопедия
Советская историческая энциклопедия
Православная энциклопедия
Военная энциклопедия
Белорусы, прославившие Россию. Россияне, прославившие Беларусь: биографический справочник. - Минск, 2011
Шишов А.В. 100 великих военачальников
Шишов А.В. Ратные поля Отечества
Золотарёв В.А. Апостолы армии Российской. - М., 1993
Войны, сражения, полководцы в произведениях классической живописи. - М., 2002
Рокоссовский К.К. Солдатский долг. - 5-е изд. - М.: Воениздат, 1988
Корольченко А. Маршал Рокоссовский. - М.: Ростов-на-Дону, 1999
Арлазоров М.С. Лавочкин. - М., 1987
Якубович Н.В. Самолёты С.А. Лавочкина. - М., 2002
Твардовский А.Т. Василий Теркин.
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления.
Мемуары полководцев Великой Отечественной войны: мемуары Василевского, Баграмяна, Малиновского, Рокоссовского и др.
Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И.Н. Шкадов. - М., 1988.
Сухарев А.Я. Легендарный Черняховский: вся жизнь - подвиг. - М., 2005. - (Полководцы Великой Отечественной).
Шарипов А.А. Черняховский. - 2-е изд. - М., 1980. - (Жизнь замечательных людей).
Лабынцев Ю.А. На благое просвещение. - Минск, 1999.
Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев от времен императора Петра Великого до царствования императора Николая I: Жизнеописания сост. Н. Полевым - М.: Изд. центр "Терра", 1997.
Сараскина Л.И. Граф Н.П. Румянцев и его время. - М., 2003.
Молчанов В.Ф. Государственный канцлер России Н.П. Румянцев. - М., 2004.
Шишов А.В. Русские генерал-фельдмаршалы Дибич-Забалканский, Паскевич-Эриванский. - М.: Центрполиграф, 2001.
Шишов А.В. Полководцы кавказских войн. - Москва, 2003.
Лингвистическая викторина
Цели и задачи викторины:
стимулирование интереса учащихся к русскому языку и культуре русского мира в прошлом и настоящем;
популяризация русского языка как науки и школьного предмета;
активизация творческих способностей учащихся;
формирование активной жизненной позиции, мотивации, создания духа соревновательности, здорового соперничества, реализация интеллектуального потенциала учащихся.
Участникам викторины предлагаются лингвистические задачи повышенной сложности, требующие "быстрого реагирования". Учащиеся должны продемонстрировать знания норм русского литературного языка, проявить языковое чутье и смекалку в решении неординарных вопросов системы русского языка в его прошлом и настоящем состоянии.
Викторина проводится в один тур. При проведении викторины в зале присутствуют все участники олимпиады, руководители команд, зрители.
Условия проведения викторины.
Для участия в викторине каждая из команд имеет право выдвинуть 1 участника, который устно дает ответы на лингвистические вопросы (задачи) в течение 1-2 минут. Каждый вопрос оценивается по индивидуальной шкале, также учитывается полнота ответа на вопрос. Остальные участники, находящиеся в зале, также могут принять участие в викторине и получить баллы, если на заданный вопрос участники не дают ответа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2015 г. N 08-1628 "О проведении заключительного этапа олимпиады школьников Союзного государства в 2015 году"
Текст письма официально опубликован не был