Письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. N 02-13-11/9371
Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев обращение о разъяснении законодательства в части отнесения казенных учреждений к хозяйствующим субъектам, сообщает следующее.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами (пункт 3 статьи 120 Гражданского кодекса).
В соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, казенное учреждение представляет собой юридическое лицо, решающее определенные задачи в целях реализации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органа местного самоуправления.
В этой связи, согласно положениям статьи 161 Бюджетного кодекса казенное учреждение имеет следующие правовые особенности:
- казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность только в том случае, если такое право предусмотрено в его учредительных документах. Все иные виды деятельности (не указанные в учредительных документах) будут считаться незаконными;
- доходы, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
- казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в органах Федерального Казначейства.
На основании изложенного, к государственным (муниципальным) казенным учреждениям отнесены те учреждения, которые по определению должны содержаться за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, цель создания которых оказание государственных (муниципальных) услуг и выполнение государственных (муниципальных) функций.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" определено, что хозяйствующим субъектом является коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Таким образом, согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" хозяйствующим субъектом является, в том числе, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Исходя из буквального прочтения данной нормы, некоммерческая организация рассматривается как хозяйствующий субъект в случае, если доходы от осуществления приносящей доход деятельности поступают в ее самостоятельное распоряжение.
Вместе с тем, в силу положений пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) казенные учреждения доходы от осуществления приносящей доход деятельности не получают. Средства от оказания ими платных услуг поступают напрямую в доход соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и в качестве дополнительного источника финансового обеспечения деятельности государственным (муниципальным) казенным учреждениям не возвращаются.
Учитывая изложенное, полагаем, что факт наделения государственного (муниципального) казенного учреждения правом осуществлять приносящую доход деятельность не может служить основанием для отнесения данного учреждения к хозяйствующему субъекту в смысле статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Директор Департамента бюджетной политики |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина, факт наделения государственного (муниципального) казенного учреждения правом осуществлять приносящую доход деятельность не может служить основанием для отнесения данного учреждения к хозяйствующему субъекту в смысле Закона о защите конкуренции.
Письмо Минфина России от 25 марта 2013 г. N 02-13-11/9371
Текст письма официально опубликован не был