Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 сентября 2015 г. N 03-04-05/55677
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, и сообщает следующее.
1. В настоящее время для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка в размере 13 процентов. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ и оказанием услуг, Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Следует учитывать, что введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов одновременно с расширением круга налогоплательщиков за счет легализации оплаты труда многими работодателями способствовало увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 11 июля 2015 г.) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
2. В соответствии с пунктом 7 статьи 226 Кодекса совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. В тех случаях, когда исчисление и уплата налога осуществляется физическими лицами самостоятельно, налог на доходы физических лиц уплачивается по месту учета (жительства) налогоплательщика (пункт 6 статьи 227, пункт 4 статьи 228 Кодекса).
В случае уплаты налога на доходы физических лиц по месту регистрации (жительства) налогоплательщика, перечисление налога на доходы физических лиц должно осуществляться отдельными платежными документами на соответствующий счет территориального органа Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, где зарегистрирован налогоплательщик, что существенно усложнит механизм администрирования поступлений от уплаты налога и может привести к увеличению объема невыясненных поступлений.
Кроме того, налоговым агентам будет необходимо отслеживать и контролировать смену места жительства налогоплательщиков для перечисления налога на доходы физических лиц в бюджеты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Указанный порядок негативно отразится на работе налоговых агентов.
В случае перечисления налоговым агентом налога на доходы физических лиц по неправильным реквизитам, например, в ситуации, когда работник сменил место регистрации (жительства), не уведомив при этом налогового агента, налог будет уплачен не по назначению, следовательно, возникнет недоимка, что повлечет начисление пени налоговому агенту.
В результате понизится трудовая мобильность населения, поскольку работодатели - налоговые агенты не будут заинтересованы в привлечении на работу лиц, проживающих в других регионах.
У налоговых органов возникнут сложности, связанные с осуществлением контроля за полнотой и своевременностью перечисления сумм налога как в целом по налоговому агенту, так и по каждому налогоплательщику. Налоговые органы обязаны будут вести специальные налоговые счета на каждого налогоплательщика.
У субъектов Российской Федерации возникнут проблемы, связанные с усложнением прогнозирования объемов фонда оплаты труда работников в целях оценки налоговых поступлений от уплаты налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме того, зачисление налога на доходы физических лиц по месту регистрации (жительства) физических лиц не будет стимулировать регионы к созданию новых производств и рабочих мест на своих территориях.
На основании изложенного, предложение о перечислении налога на доходы физических лиц по месту регистрации (жительства) налогоплательщика не поддерживается.
3. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, а также социальной поддержки ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Для налогообложения большинства видов доходов физлиц установлена единая ставка в размере 13%. При этом для доходов, не связанных с выполнением налогоплательщиком работ и оказанием услуг, НК РФ предусмотрена повышенная ставка в размере 35%.
Основными направлениями налоговой политики на 2016 г. и плановый период введение прогрессивной шкалы НДФЛ не предусмотрено.
Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента. В тех случаях, когда физлица самостоятельно исчисляют НДФЛ, он уплачивается по месту учета (жительства) налогоплательщика.
Перечислять НДФЛ по месту регистрации (жительства) налогоплательщика во всех случаях нерационально. Это существенно усложнит механизм администрирования поступлений от уплаты налога и может привести к увеличению объема невыясненных поступлений. Кроме того, это создаст дополнительные трудности для регионов, работодателей и налоговых органов.
Вопросы соцподдержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, а также ветеранов труда находятся в ведении регионов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 сентября 2015 г. N 03-04-05/55677
Текст письма официально опубликован не был