I. Определение
1. Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона, нормативного правого акта Правительства Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти (далее - ФЭО, проект акта) - описание экономического эффекта от реализации проекта акта, основывающееся на содержащихся в пояснительной записке к проекту акта финансовом, экономическом и (или) статистическом анализе текущей ситуации по решениям, предлагаемым к принятию проектом акта, прогнозе экономических и иных последствий реализации таких решений, и содержащее оценку влияния (в том числе косвенного) реализации проекта акта на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц*.
II. Нормативное правовое регулирование
2. Подготовка ФЭО проекта акта осуществляется в соответствии с требованиями, установленными:
2.1. Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД;
2.2. Регламентом Правительства Российской Федерации, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260;
2.3. Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
III. Общие требования к составлению и согласованию ФЭО проектов актов
3. Нормативные правовые акты, указанные в разделе II настоящих методических рекомендаций, устанавливают следующие общие требования к подготовке и согласованию ФЭО:
3.1. ФЭО проекта акта составляется независимо от того, оказывает или не оказывает реализация положений проекта акта влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы, юридических и физических лиц. Следовательно, проекты актов, не содержащие ФЭО, в установленном порядке не могут быть согласованы заинтересованными сторонами;
3.2. ФЭО проекта акта является отдельным приложением к проекту акта;
3.3. Составление ФЭО проекта акта осуществляется по форме, утверждаемой Минфином России по согласованию с Минэкономразвития России. Указанные формы Минфином России до настоящего времени не утверждены, в связи с этим подготовка ФЭО должна осуществляться на основании положений настоящих Методических рекомендаций;
3.4. Требования к составлению ФЭО проектов федеральных законов и требования к составлению ФЭО проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти идентичны, в связи с этим необходимо руководствоваться настоящими Методическими рекомендациями;
3.5. Согласно инструкции по делопроизводству в Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2917, проекты актов, включая ФЭО и пояснительную записку, подлежат в обязательном порядке согласованию с Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки.
IV. Подходы к составлению ФЭО проектов актов
4. ФЭО проекта акта составляется заинтересованными структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - структурные подразделения) исходя из состава и содержания направлений финансирования, содержащихся в пояснительной записке к проекту акта, направленных на выполнение решений, предусмотренных проектом акта, а также, имеющегося в ней, при необходимости, финансового, экономического и (или) статистического анализа текущей ситуации по этим решениям, и не должно противоречить положениям пояснительной записки к проекту акта:
4.1. В зависимости от состава и содержания указанных направлений финансирования ФЭО фиксирует, что реализация проекта акта не повлияет (в том числе косвенно) на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц либо окажет соответствующее влияние.
В первом случае в ФЭО проекта акта достаточно указать следующую информацию:
"Принятие проекта нормативно-правового акта "___________________________"
наименование НПА
не потребует выделения бюджетных ассигнований федерального бюджета на его
реализацию".
В случае же когда реализация предусмотренных проектом акта направлений финансирования, по крайней мере, потребует выделения уже предусмотренных федеральным бюджетом на текущий финансовый год и плановый период (очередной финансовый год и плановый период) бюджетных ассигнований и (или) выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, структурными подразделениями в ФЭО проекта акта приводится соответствующая оценка влияния (в том числе косвенного) реализации проекта на эти расходы (расчеты и обоснования);
4.2. Указанная оценка в ФЭО проекта акта может быть представлена как в текстовой форме, так и в форме таблицы.
Пример
(млн рублей)
Наименование работ |
Структура расчета |
2015 |
2016 |
2017 |
итого |
Систематизация и анализ статистической и социологической информации о численности владеющих русским языком, обучающихся на русском языке и изучающих русский язык как учебный предмет |
Анализ статистической и социологической информации, выявление проблем: 5 чел. х 0,45 млн руб. х 3 года = 6,75 млн руб. |
2,25 |
2,25 |
2,25 |
6,75 |
Отражение аналогичных таблиц в приложении к ФЭО проекта акта допустимо;
4.3. Подготавливаемые структурными подразделениями расчеты и обоснования должны основываться на требованиях международных соглашений, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к составу направлений финансирования, реализация которых должна быть осуществлена в целях достижения определенных результатов, и параметрам их финансового обеспечения, а также с учетом законодательно возложенных на Российскую Федерацию полномочий, реализация которых осуществляется за счет федерального бюджета.
В случае если соответствующие международные соглашения, нормативные правовые акты и поручения такие требования не содержат (полностью или частично), структурные подразделения определяют необходимые направления финансирования и параметры их финансового обеспечения самостоятельно;
4.4. При отсутствии требований, указанных в пункте 4.4. раздела IV настоящих методических рекомендаций, к составу направлений финансирования структурные подразделения обеспечивают, чтобы:
- набор направлений финансирования был необходимым и достаточным для достижения целей реализации проекта акта;
- формулировки направлений финансирования не допускали их произвольное или неоднозначное толкование;
- детализация направлений финансирования предусматривала выделение из их состава конкретных мероприятий, объем расходов на реализацию которых может быть однозначно и достоверно определен.
Степень детализации ФЭО проекта акта также в значительной степени зависит от того, планируется ли осуществление заявляемых расходов в пределах средств, предусмотренных Минобрнауки России в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, или предусматривает выделение Минобрнауки России дополнительных расходов федерального бюджета: чем больше требуется дополнительных средств, тем подробнее должны быть расчеты и обоснования. В этой связи в ФЭО проекта акта целесообразно отдельно обосновывать расходы, не требующие выделения дополнительных расходов федерального бюджета, отдельно от тех из них, которые требуют такого выделения;
4.5. Для определения объемов финансового обеспечения планируемых к приобретению товаров, работ и услуг, обходимых# для реализации соответствующих мероприятий, могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ и услуг и информация, полученная заинтересованными структурными подразделениями на основании подготовленных ими запросов.
При отсутствии требований, указанных в пункте 3. раздела IV настоящих методических рекомендаций, к параметрам финансового обеспечения соответствующих направлений финансирования, объемы их финансового обеспечения определяются структурными подразделениями самостоятельно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункте 3. раздела III."
Для определения объемов финансового обеспечения планируемых к приобретению товаров, работ и услуг, необходимых для реализации соответствующих мероприятий, могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг и информация, полученная заинтересованными структурными подразделениями на основании подготовленных ими запросов;
4.6. ФЭО проекта акта может быть сформировано с использованием одного из следующих методов:
4.6.1. Затратный метод.
Данный метод заключается в определении совокупных объемов финансового обеспечения расходов на реализацию проекта акта как суммы прогнозируемых затрат по его отдельным направлениям финансирования и входящим в них мероприятиям.
Например, при расчете объемов финансового обеспечения расходов на повышение квалификации педагогических работников затратным методом совокупный объем соответствующих затрат есть сумма расходов (затрат) на следующие направления финансирования: выплату заработной платы лицам, осуществляющим повышение квалификации педагогических работников, выплату им командированных расходов, компенсацию этим лицам расходов на проезд, а также на финансовое обеспечение процесса повышения квалификации педагогических работников.
Численность лиц, осуществляющих повышение квалификации, составляет 100 человек. Планируемая продолжительность программы повышения квалификации - 80 часов. Средние расходы на оплату труда лиц, осуществляющих повышение квалификации, в час составляют 1000 рублей. Общий объем расходов на оплату труда лиц, осуществляющих повышение квалификации, с начислениями составит 100 человек х 80 часов х 1000,0 рублей + 100 человек х 80 часов х 1000,0 рублей х 0,302 = 10 416 000,0 рублей. Суточные лиц, осуществляющих повышение квалификации, определены исходя из расчета 100 рублей в день, продолжительность командировки - 10 дней, а средние расходы на осуществление найма жилого помещения для этих лиц составят 1500 рублей в день. Общий объем командировочных расходов лиц, осуществляющих повышение квалификации, составит: 100 человек х 100,0 рублей х 10 дней + 100 человек х 1500,0 рублей х 10 дней = 1 600 000,0 рублей.
Средняя стоимость проезда на междугороднем транспорте лиц, осуществляющих повышение квалификации, составит 15 000 рублей (до места проведения соответствующих мероприятий и обратно). Объем средств федерального бюджета на оплату проезда этих лиц составит: 100 человек х 15 000 рублей = 1 500 000,0 рублей.
Количество слушателей составит 4000 человек. Средние расходы на 1 слушателя по обеспечению организации повышения квалификации, включая аренду помещений, закупку (аренду) оборудования и приобретение канцелярских принадлежностей составят 2 300 рублей (требуется детализация указанных расходов если оставляем, необходимо указать такие случаи). Общий объем таких расходов составит 9 200 000,0 рублей.
Итого расходы федерального бюджета на организацию повышения квалификации составят:
10 416 000,0 рублей + 1 600 000,0 + 1 500 000,0 + 9 200 000,0 = 22 716 000 рублей.
4.6.2. Нормативный метод
Данный метод заключается в определении совокупных объемов финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных проектом акта, как произведение норматива затрат на реализацию одного мероприятия и количества таких мероприятий.
Например, для оценки объемов расходов на обеспечение тех или иных организаций в количестве 35 ед. определенным стандартным набором оборудования определяется норматив обеспеченности 1 учреждения этим оборудованием.
Наименование |
Ед. измер. |
Кол-во |
Цена, руб. |
Сумма, руб. |
Интерактивная доска |
шт. |
1 |
55 000,0 |
55 000,0 |
Крепление для проектора настенное |
шт. |
1 |
3 000,0 |
3 000,0 |
Портативный компьютер педагога |
шт. |
2 |
41 600,0 |
83 200,0 |
Мышь компьютерная |
шт. |
1 |
300,0 |
300,0 |
Всего |
|
|
99 900,0 |
141 500,0 |
Потребность в расходах на обеспечение 35 организаций указанным оборудованием определяется 35 * 141 500,0 рублей = 4 952 500,0 рублей.
4.7. При подготовке ФЭО проекта акта целесообразно разделение соответствующих мероприятий на текущие и инвестиционные.
Обязательным и необходимым условием для одобрения Минфином России проекта решения по инвестиционным расходам является наличие соответствующего положительного заключения Минэкономразвития России.
ФЭО проекта акта, предусматривающее выделение средств на реализацию инвестиционных расходов, до направления их на согласование в Минэкономразвития России должны быть направлены на проработку в Департамент управления сетью подведомственных организаций и в обязательном порядке заявлены в Минфин России и Минэкономразвития России в ходе бюджетного процесса при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, а также при подготовке предложений по внесению изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Проекты актов, предусматривающих мероприятия по использованию информационно-коммуникационных технологий, созданию, развитию, модернизации, эксплуатации информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры, направляются на согласование в Минкомсвязи России.
4.8. При определении совокупного объема расходов на то или иное мероприятие в ФЭО проекта акта может закладывать резерв на его реализацию (не более 10% от совокупного объема расходов по мероприятию). При этом в таком случае ФЭО проекта акта должно содержать обоснование необходимости этого резерва.
Использование в ФЭО проекта акта понятий "накладные расходы" и аналогичных ему не допускается, включение таких расходов в ФЭО рассматривается Минфином России как направление оптимизации/исключения расходов по реализации проекта акта.
Кроме того, объемы расходов на реализацию предусмотренных проектом актов мероприятий также могут определяться с учетом коэффициентов для пересчета цен товаров, работ, услуг, различий в характеристиках товаров, работ и услуг, условий их поставки и т.п.;
4.9. При подготовке ФЭО проекта акта следует обращать особое внимание на достоверность и непротиворечивость представленной в нем финансовой информации.
Например, при расчете расходов на повышение квалификации педагогических работников не может быть заложена программа повышения квалификации продолжительностью 40 часов на 2 дня (20 часов в день), при определении зарплаты сотрудников, осуществляющих низкоквалифицированную работу, не может быть предусмотрена выплата им зарплаты в объеме, превышающем уровень средней зарплаты таких сотрудников по экономике региона.
Кроме того, если нормативный правовой акт предусматривает, например, проведение 2 мероприятий, каждое из которых предполагает подготовку рекламных роликов, заработная плата, в частности, звукорежиссеров этих роликов не может различаться в несколько раз.
Противоречивость и завышение расходов в ФЭО проекта акта является ключевым аргументом Минфина России и Минэкономразвития России при несогласовании проектов Минобрнауки России наряду с аргументом об отсутствии средств в федеральном бюджете;
4.10. Если исходя из пояснительной записки планируется выделение средств федерального бюджета не только на текущий год, но и на плановый период, ФЭО проекта акта должно содержать указание на такие расходы. При этом если объемы финансового обеспечения по соответствующим расходам в плановом периоде отличаются от объемов расходов на эти мероприятия в текущем (очередном) году, в ФЭО отдельно должны быть отражены расчеты по расходам планового периода, если нет, то в ФЭО проекта акта должно содержать указание на то, что расходы планового и текущего периода на то или иное мероприятие одинаковы;
4.11. ФЭО проекта акта в обязательном порядке должно содержать информацию об источниках финансирования мероприятий. Если таким источником являются средства федерального бюджета, в ФЭО проекта акта по каждому мероприятию указываются коды бюджетной классификации, определяющие соответствующую государственную программу Российской Федерации, подпрограмму государственной программы Российской Федерации, раздел, подраздел, направление расходов и вид расходов. Информацию о расходах, предусмотренных Минобрнауки России и другим федеральным органам исполнительной власти в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также соответствующих кодах бюджетной классификации может быть получена заинтересованными департаментами Минобрнауки России в информационно-аналитической системе Минобрнауки России, подготовленной Департаментом финансов.
При определении источников финансового обеспечения мероприятий за счет средств федерального бюджета заинтересованные структурные подразделения должны исходить из объемов средств федерального бюджета по направлениям расходов, закрепленным за ними;
4.12. Если расходы на реализацию мероприятий предусматривают выделение средств бюджетов субъектов Российской Федерации муниципальных образований, а также внебюджетных источников, в ФЭО проекта акта указываются объемы таких расходов по следующей форме.
При определении возможности выделения указанных средств субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями необходимо исходить из законодательно установленных полномочий, возложенных на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских кругов в области образования и науки, осуществляемые# данными органами самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Наименование мероприятия |
Источник финансового обеспечения |
||||
Федеральный бюджет |
Бюджеты субъектов Российской Федерации |
Средства местных бюджетов |
Внебюджетные средства |
Всего |
|
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
n |
|
|
|
|
|
В случае, если реализация проекта акта предполагает выделение средств из выделения региональных (местных) бюджетов и внебюджетных средств, в ФЭО проекта акта должно содержаться указание на согласование этого вопроса и объемов выделяемых средств с соответствующим публично-правовым образованием или организацией.
В целях определения объемов бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на реализацию проекта акта может потребоваться направление им соответствующего запроса;
4.13. В ФЭО проекта акта по каждому мероприятию должен быть указан механизм их финансирования: выделение средств в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо в рамках субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания либо в рамках субсидии коммерческой организации и т.д.
Кроме того, в ФЭО проекта акта должно содержать информацию о необходимости внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, необходимости внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год и на плановый период по основаниям, либо об отсутствии необходимости внесения таких изменений;
4.14. В отдельных случаях в зависимости от содержания проекта акта в его ФЭО должна быть включена информация:
- о доходах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в случае, если решения, предлагаемые к принятию проектом акта, повлекут сокращение (увеличение) доходов (расходов) соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;
- об увеличениях (уменьшениях) поступлений налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации;
- об увеличениях (уменьшениях) доходов физических лиц при реализации решений, предлагаемых к принятию проектом акта (рассчитывается суммарно и в виде денежной суммы, процента роста (снижения) к среднему доходу);
- о дополнительных доходах юридических и физических лиц, выраженных в снижении налогового бремени в связи с реализацией решений, предлагаемых к принятию проектом акта.
V. Особенности подготовки ФЭО проектов актов по общественно-значимым мероприятиям
При подготовке ФЭО в части планируемых расходов на реализацию общественно-значимых мероприятий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на государственное задание подведомственным Министерству образования и науки Российской Федерации учреждениям, заинтересованным структурным подразделениям Министерства, необходимо представлять в#Департаментом финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки информацию о планируемых расходах на соответствующие цели по форме согласно приложению 1.
Заместитель Министра |
А.Б. Повалко |
______________________________
* Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации", Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические рекомендации по подготовке заинтересованными структурными подразделениями Министерства образования и науки Российской Федерации финансово-экономических обоснований к проектам нормативных правовых актов (утв. Министерством образования и науки РФ 13 марта 2015 г. N АП-20/18вн)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был