Письмо Ассоциации российских банков от 26 октября 2015 г. N А-02/1Э-546
См. ответ, направленный письмом Банка России от 15 декабря 2015 г. N 04-41-1/10722
В настоящее время российские коммерческие банки ведут свою деятельность в непростых экономических условиях, вызванных как существенно выросшими рисками отечественной экономики, так и внешними санкционными ограничениями, примененными к ряду крупнейших банков, но по факту, оказывающими воздействие на весь банковский сектор.
Сложное экономическое положение предприятий обуславливает ухудшение качества кредитных портфелей, снижение процентной маржи банков ввиду высокой стоимости ресурсов и необходимость максимально возможного сокращения операционных расходов.
Несмотря на многолетнее обсуждение необходимости сокращения административных и регулятивных требований с целью сокращения непроизводительных расходов банков, изменения в данной сфере не происходит. По нашим расчетам 5-7% операционных расходов банков связаны с исполнением избыточного объёма контрольных и иных функций. При этом значительная часть данных функций (валютный контроль, исполнение запросов третьих лиц и пр.) относится к регулятивным требованиям Банка России.
Развитие функций банковского надзора, в том числе внедрение требований и процедур Базельских стандартов (II и III), также требует от банков значительных затрат (информационные технологии, консалтинг, найм и обучение персонала).
Дополнительных расходов также потребует введение нового обязательного норматива краткосрочной ликвидности.
На наш взгляд, приведенные выше примеры демонстрируют, что российские банки оказались в "ножницах" падающей доходности и растущих регулятивных затрат, бенефициарами которых является вся национальная банковская система.
В сложившейся ситуации считаем справедливым перераспределение финансового бремени от такого рода издержек между банками и Банком России. Наиболее рыночным, законным и простым в применении компенсационным механизмом в этой сфере нам представляется начисление процентов на депонированные в Банке России обязательные резервы, что:
- в целом соответствует мировой практике регулирования центральными банками обязательных/избыточных резервов;
- не противоречит текущей парадигме применения Банком России инструментов денежно-кредитной политики;
- позволяет использовать инструмент ключевой ставки (доходность по резервам могла бы составлять от 25% до 50% ключевой ставки);
- может применяться на временной основе и быть отменено (путем объявления нулевой доходности) в период активного экономического роста.
Просим рассмотреть данное предложение на предмет его реализации с 01.01.2016 в составе мер по внедрению в России Базельских стандартов банковского надзора.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 26 октября 2015 г. N А-02/1Э-546
Текст письма официально опубликован не был