Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 11-КГ15-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Асташова С.В.,
судей Романовского С.В. и Киселёва А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Гатауллина И.И. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за повторное незаконное уголовное преследование реабилитированного лица
по кассационной жалобе Гатауллина И.И. на решение Сабинского районного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2015 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 г.,
заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В., установила:
Гатауллин И.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за повторное незаконное уголовное преследование реабилитированного лица.
В обоснование исковых требований истец указал, что 3 апреля 2009 г. в отношении него было возбуждено уголовное дело в соответствии с частью 1 статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2 сентября 2011 г. уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием состава преступления, за Гатауллиным И.И. признано право на реабилитацию, которое он реализовал.
Постановлением заместителя прокурора Республики Татарстан от 27 июня 2014 г. постановление о прекращении уголовного дела было отменено, материалы дела направлены руководителю Следственного управления СК России по Республике Татарстан для организации расследования.
Указанное постановление было признано незаконным постановлением Сабинского районного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2014 г., вступившим в законную силу 15 сентября 2014 г., и отменено постановлением прокурора Республики Татарстан от 13 февраля 2015 г.
Истец указал, что он с 27 июня 2014 г. по 15 сентября 2014 г. 80 дней повторно незаконно имел статус обвиняемого, испытывая при этом нравственные страдания, а потому просил на основании положений, предусмотренных статьями 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, взыскать компенсацию морального вреда за незаконное уголовное преследование.
Решением Сабинского районного суда Республики Татарстан от 18 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 г., в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Гатауллин И.И. просит отменить названные судебные акты.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Романовского С.В. от 9 сентября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что Гатауллин И.И. после прекращения уголовного дела в 2011 году воспользовался правом на реабилитацию, им получена компенсация морального вреда в размере ... рублей.
После отмены постановления о прекращении уголовного дела истец мерам процессуального принуждения подвергнут не был, мера пресечения в отношении него не избиралась, обвинение не предъявлялось, следственные действия с его участием не выполнялись.
Указывая на то, что отмена постановления о прекращении производства по делу автоматически не влечет за собой право на реабилитацию, суд пришел к выводу, что основания для признания за истцом права на компенсацию морального вреда без установления вины должностных лиц следственных органов отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Согласно статье 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Таким образом, положения статей 1070 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривают право гражданина на компенсацию морального вреда, причиненного гражданину в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности независимо от вины должностных лиц органов предварительного следствия в порядке, установленном законом.
Как следует из установленных судом обстоятельств, производство по прекращенному в 2011 году уголовному делу было возобновлено в 2014 году, то есть Гатауллин И.И. повторно незаконно находился в статусе обвиняемого.
Суду апелляционной инстанций следовало исходить из того, что незаконность действий следственных органов установлена вступившим в законную силу постановлением Сабинского районного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2014 г., в связи с чем у истца возникло право на компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности в 2014 году, независимо от того, что производство велось по одному и тому же уголовному делу.
Кроме того суд не учел, что ранее истцу был возмещен моральный вред за незаконное привлечение к уголовной ответственности за период с 3 апреля 2009 г. по 2 сентября 2011 г., а вред, причиненный в результате уголовного преследования в период с 27 июня 2014 г. по 15 сентября 2014 г. возмещен не был.
При таких обстоятельствах апелляционное определение подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2015 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Асташов С.В. |
Судьи |
Романовский С.В. |
|
Киселёв А.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 11-КГ15-27
Текст определения официально опубликован не был