Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 127-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Николаевой О.В. и Абакумовой И.Д.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" на решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2015 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных норм Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", утвержденного постановлением Государственного Совета Республики Крым от 25 июня 2014 г. N 2263-6/14.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" Нудненко П.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Государственного Совета Республики Крым Лукашева М.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
25 июня 2014 г. постановлением Государственного Совета Республики Крым N 2263-6/14 утверждено Положение о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период, в том числе при применении положений Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Положение), текст которого был опубликован в печатном издании "Крымские известия" 01 июля 2014 г. N 131(5542), "Сборник нормативно-правовых актов Республики Крым", 2014, N 6 (подписано в печать 31 июля 2014 г.).
Согласно пункту 1 Раздела I Положения последним днем налогового периода по налогам и сборам, установленным Налоговым кодексом Украины, является день, непосредственно предшествующий дню внесения сведений о налогоплательщике в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - сведения в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ) или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности до внесения таких сведений (далее - сведения в ЕГРИП).
Первым днем налогового периода по налогам и сборам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, является день внесения сведений о налогоплательщике в ЕГРЮЛ на основании Федерального закона N 124-ФЗ или в ЕГРИП (пункт 2 Раздела I Положения).
В силу пункта 3 Раздела II Положения в налоговой отчетности по налогу на прибыль в составе расходов не отражаются отрицательное значение объекта налогообложения, которое не было погашено на 01 января 2012 г., отрицательное значение объекта налогообложения 2013 г., а также отрицательное значение объекта налогообложения первого полугодия 2014 г. общество с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" (далее - ООО "ТИС-КРЫМ", общество) обратилось в суд с заявлением о признании недействующими пунктов 2 и 2 Раздела I и пункта 3 Раздела II Положения, ссылаясь на их противоречие статье 55, пункту 1 статьи 283 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 4, 5 и 6 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Решением Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2015 г. заявление ООО "ТИС-КРЫМ" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "ТИС-КРЫМ" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вопросы установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьёй 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ) предусмотрено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно статьи 15 указанного Федерального конституционного закона, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 г. До 1 января 2015 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом оспариваются нормы Положения, устанавливающего порядок администрирования отдельных видов налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд Республики Крым пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Положение регулирует порядок администрирования отдельных налогов в переходный период до 1 января 2015 г., принято Государственным Советом Республики Крым в пределах его полномочий по регулированию налоговых правоотношений, установленных Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Не могут повлечь отмену состоявшегося решения суда доводы апелляционной жалобы о необходимости применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 3 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, согласно которым нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.
Как уже указано выше, Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ до 1 января 2015 г. установлен переходный период для урегулирования вопросов интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации (статья 6), а также предусмотрено иное правовое регулирование в переходный период в сфере законодательства о налогах и сборах (статья 15).
При таких обстоятельствах, наличие в Республике Крым нормативного правового акта, предусматривающего до 1 января 2015 г. иной порядок администрирования отдельных налогов и сборов, чем в других субъектах Российской Федерации, не противоречит равенству налогообложения, установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Крым от 19 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТИС-КРЫМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Николаева О.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 127-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был