Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 211-КГ15-13
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н., Сокерина С.Г.,
при секретаре Замолоцких В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе начальника 3 отдела Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Марченко В.М. на решение 35 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии Тихоокеанского флотского военного суда от 27 января 2015 г. по заявлению военнослужащего войсковой части ... старшины Зайцевой О.Д. об оспаривании действий начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
решением 35 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2014 г., оставленным без изменения апелляционным определением Тихоокеанского флотского военного суда от 27 января 2015 г., удовлетворено заявление Зайцевой О.Д. в той части, в которой она просила признать незаконным сообщение начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 26 сентября 2014 г. N 08-11/4193 об уменьшении общей площади жилого помещения для расчета жилищной субсидии на 8,88 кв.м общей площади жилого помещения, занимаемого ею и ее дочерью по договору социального найма в квартире, нанимателем которой является мать заявителя. На начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" судом возложена обязанность по принятию Зайцевой О.Д. на учет нуждающихся в жилом помещении без указанной доли общей площади жилого помещения.
Судом взысканы в пользу Зайцевой О.Д. судебные расходы в размере ... рублей, а в удовлетворении требований о взыскании судебных расходов на большую сумму и возложении на начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" обязанности по принятию решения о предоставлении заявителю жилищной субсидии из расчета 42 кв.м отказано.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 11 июня 2015 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе начальник 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая о необходимости учета при расчете размера жилищной субсидии доли общей площади жилого помещения, занимаемого Зайцевой О.Д. и ее дочерью по договору социального найма в квартире, нанимателем которой является мать заявителя, просит судебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Зайцева О.Д., имеющая общую продолжительность военной службы более 20 лет, ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями обратилась к начальнику 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" с заявлением об обеспечении ее жилищной субсидией исходя из состава семьи два человека (она и дочь).
По месту военной службы Зайцева О.Д. с дочерью проживают в качестве членов семьи в квартире общей площади жилого помещения 31,1 кв.м, которая в 2007 году была предоставлена по договору социального найма матери заявителя, в том числе на нее и дочь. Всего в квартире в качестве членов семьи зарегистрированы 7 человек, в связи с чем приходящаяся на каждого из них доля жилого помещения составляет 4,44 кв.м.
Сообщением начальника 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" от 26 сентября 2014 г. N 08-11/4193 заявитель была уведомлена о том, что вопрос обеспечения ее жилищной субсидией должен решаться с учетом 8,88 кв.м общей площади жилого помещения, то есть исходя из права Зайцевой О.Д. на 33,12 кв.м (42 кв.м - 8,88 кв.м) общей площади жилого помещения.
Полагая, что при расчете жилищной субсидии не должна учитываться ее и дочери доля общей площади жилого помещения в квартире, нанимателем которой является ее мать, Зайцева О.Д. оспорила указанное сообщение в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, суд исходил из того, что заявитель и ее дочь не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма и не имеют объективной возможности взять на себя обязательство о расторжении указанного договора либо дать письменное обязательство о передаче квартиры органу, предоставившему жилое помещение.
Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Зайцева О.Д. предоставила письменное обязательство о снятии с регистрационного учета по месту проживания, а реальное выделение ее доли в квартире, в которой она в настоящее время проживает вместе с дочерью, невозможно по объективным обстоятельствам.
Такие выводы судов основаны на неправильном истолковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено п.п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О статусе военнослужащих"), согласно которым государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п.п. 3 и 4 Правил установленный норматив общей площади жилого помещения (42 кв.м на семью из двух человек) при расчете размера жилищной субсидии уменьшается на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения.
Содержание названной правовой нормы указывает на то, что при расчете размера жилищной субсидии учету подлежит занимаемая военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем, и в отношении которой не дано обязательство о ее освобождении.
Названные предписания Правил соответствуют положениям ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
По делу установлено, что Зайцева О.Д., обеспеченная жилым помещением по договору социального найма менее учетной нормы, фактически поставила вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ей еще одного жилого помещения в избранном месте жительства после увольнения с военной службы с сохранением права пользования жилым помещением по прежнему месту жительства.
При таких данных выделение заявителю жилищной субсидии из расчета 42 кв.м на семью из двух человек и без учета доли жилого помещения, в котором она вместе с дочерью проживают по договору социального найма, как правильно указывается в кассационной жалобе, приведет к сверхнормативному обеспечению ее жильем.
Отсутствие у заявителя и ее дочери объективной возможности взять на себя обязательство о расторжении договора социального найма либо дать письменное обязательство о передаче квартиры органу, предоставившему жилое помещение с учетом установленных обстоятельств правового значения для дела не имеют.
Из изложенного следует, что Зайцева О.Д. вправе претендовать на получение жилищной субсидии с учетом 8,88 кв.м общей площади жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, в связи с чем вывод судов о неправомерности направленного заявителю начальником 3 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" извещения от 26 сентября 2014 г. основан на неправильном применении норм материального права.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Зайцевой О.Д.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 5 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение 35 гарнизонного военного суда от 18 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии Тихоокеанского флотского военного суда от 27 января 2015 г. по заявлению Зайцевой О.Д. в связи с существенным нарушением норм материального права отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Зайцевой О.Д. отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
А.Н. Замашнюк |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 13 октября 2015 г. N 211-КГ15-13
Текст определения официально опубликован не был