Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 2-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Николаевой О.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокуроров, участвующих в деле, на решение Вологодского областного суда от 23 июня 2015 г., которым отказано в удовлетворении заявления заместителя прокурора Вологодской области о признании недействующим приказа Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области от 29 июля 2013 г. N 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Региональной энергетической комиссии Вологодской области Курбатовой Л.Б. и представителя Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Анисимовой О.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
29 июля 2013 г. Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области издан приказ N 7/с "Об установлении размера платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение" (далее - Приказ).
Пунктом 1 Приказа установлен единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специально отведенное место (далее - специализированная стоянка) в размере 2978 рублей.
Пунктом 2 Приказа установлен размер платы за хранение задержанных транспортных средств на специализированной стоянке в городских округах и муниципальных районах согласно приложениям 1, 2.
Заместитель прокурора Вологодской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на его противоречие статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепляющей принцип минимизации расходов, связанных с перемещением задержанного транспортного средства, поскольку предусматривает взимание платы за перемещение задержанных транспортных средств с лиц, совершивших административное правонарушение, от места задержания и до места расположения ближайшей специализированной стоянки. По мнению прокурора, установленный Приказом единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специализированную стоянку является необоснованным и не отвечающим принципу минимизации, что влечет нарушение прав граждан.
Решением Вологодского областного суда от 23 июня 2015 г. заявление заместителя прокурора Вологодской области оставлено без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокуроров, участвующих в деле, ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены административное и административно-процессуальное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях также относится регулирование иных вопросов в соответствии с поименованным Кодексом (пункт 7 части 1 статьи 1.3.1 этого Кодекса).
Положения пункта 7 части 1 статьи 27.1 и части 1 статьи 27.13 указанного Кодекса предусматривают применение в целях пресечения отдельных административных правонарушений в области дорожного движения такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.
Частью 10 статьи 27.13 этого же Кодекса установлено, что перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в части 9 данной статьи, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства, за исключением транспортных средств, возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства (часть 11 статьи 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, именно субъектам Российской Федерации предоставлено право своими законами устанавливать порядок перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата транспортных средств.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, представительным органом Вологодской области принят Закон Вологодской области от 4 апреля 2013 г. N 3028-ОЗ "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специально отведенное охраняемое место (специализированную стоянку), их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств".
В силу части 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 г. N 3028-ОЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого акта) плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и плата за его хранение на специализированной стоянке взимаются в размерах, установленных уполномоченным органом.
Во исполнение указанного Закона Вологодской области Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области издан оспариваемый Приказ.
Руководствуясь вышеприведенными нормами федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в компетенцию Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области входит установление размера платы за перемещение и хранение транспортных средств.
Довод прокурора о том, что порядок расчета размера платы за перемещение задержанных транспортных средств и применения её на территории всей области осуществлен без учета расстояния от места задержания транспортного средства и места нахождения специализированной стоянки, был предметом проверки суда.
Судом установлено, что установленный оспариваемым Приказом единый на всей территории области размер платы за перемещение задержанных транспортных средств на специально отведенное место не является произвольным, а экономически оправдан и документально подтверждён.
Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его неправильным не имеется.
Довод апелляционного представления о том, что с 1 апреля 2014 г. Приказ не подлежит применению и не должен порождать правовых последствий, поскольку с указанной даты органом исполнительной власти уполномоченным устанавливать размер платы за перемещение задержанных транспортных средств, их хранение, является Региональная энергетическая комиссия Вологодской области, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Частью 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 г. N 3028-ОЗ (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Приказа) было установлено, что плата за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и плата за его хранение на специализированной стоянке взимаются в размерах, установленных уполномоченным органом.
Пунктом 2.2.40 раздела II Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 23 ноября 2012 г. N 1377, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, к полномочиям Департамента относилось установление размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и платы за его хранение на специализированной стоянке.
Законом Вологодской области от 27 марта 2014 года N 3326-ОЗ в часть 2 статьи 6 Закона Вологодской области от 4 апреля 2013 года N 3028-ОЗ внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по установлению размера платы за перемещение задержанного транспортного средства на специализированную стоянку и платы за его хранение на специализированной стоянке наделен орган исполнительной государственной власти области в сфере государственного регулирования тарифов.
При этом названный Закон, ссылок на признание Приказа утратившим силу или его отмену не содержит.
На основании пункта 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 9 августа 2010 г. N 921, таким органом исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере государственного регулирования тарифов является Региональная энергетическая комиссия Вологодской области.
Между тем, передача полномочий по установлению размера платы за перемещение задержанного транспортного средства иному органу исполнительной государственной власти Вологодской области в сфере государственного регулирования тарифов, не влечет за собой признание недействующим нормативного правового акта, изданного ранее органом, наделенным на момент его издания соответствующими полномочиями и не является основанием для признания его противоречащим действующему законодательству, обладающему большей юридической силой.
Прочие доводы апелляционного представления по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Вологодского областного суда от 23 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуроров, участвующих в деле, - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2015 г. N 2-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был