Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕЛТА" о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕЛТА" на решение Пермского краевого суда от 25 июня 2015 г., которым в удовлетворении требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВЕЛТА" (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровым номером 59:01:4411058:194 площадью 2 726 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Героев Хасана, 105, корп. 24, 105 ж, и с кадастровым номером 59:01:4411058:200 площадью 11 517 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: под промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Героев Хасана, 105, корп. 15, корп. 18, ввиду недостоверности сведений о виде разрешённого использования земельных участков, положенных в основу определения их кадастровой стоимости.
Постановлением Правительства Пермского края от 21 ноября 2013 г. N 1610-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края", кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:0164411058:194 определена в размере 11 403 430,46 руб., земельного участка с кадастровым номером 59:01:4411058:200 - в размере 48 692 263,62 руб. по состоянию на 1 января 2013 г. исходя из вида разрешённого использования "Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Полагая нарушенным свое право, как плательщика земельного налога, Общество в обоснование заявленных требований указало, что при определении кадастровой стоимости не были использованы сведения о фактическом использовании земельных участков, которые используются под автомобильные дороги.
По мнению заявителя, кадастровая стоимость участков должна быть определена исходя из вида разрешённого использования, предназначенного для размещения автомобильных дорог и предусмотренного п. 1.2.13 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждённых приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания).
Судом к участию в деле привлечены Правительство Пермского края, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, администрация г. Перми, Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края.
Решением Пермского краевого суда от 25 июня 2015 г. в удовлетворении требований Общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "ВЕЛТА" просит отменить судебное постановление, как необоснованное и незаконное.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции своих представителей не направили, сведения о причинах неявки не представили.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что при расчёте кадастровой стоимости земельных участков обоснованно применён удельный показатель по 9 виду разрешённого использования (п. 1.2.9 Методических указаний). Является обоснованным суждение суда об отсутствии оснований применения удельного показателя по 13 виду разрешённого использования - "Земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог" (п. 1.2.13 Методических указаний).
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришёл к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом судебном постановлении, они согласуются с правовыми предписаниями федерального законодательства и соответствуют обстоятельствам дела.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ), в соответствии с частью 3 статьи 1 которого государственным кадастровым учётом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьёй 7 Федерального закона N 221-ФЗ определён перечень подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости, к которым пунктами 11 и 14 части 2 статьи 7 отнесены сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель.
В силу статьи 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтённых в государственном кадастре недвижимости. Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, в порядке и в соответствии с требованиями к содержанию запроса, которые установлены уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При формировании перечня указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Как видно из материалов дела и установлено судом, работы по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов на территории Пермского края на 1 января 2013 г. выполнены на основании государственного контракта N СЭД-31-02-1-10-52 от 11 июня 2013 г. Центром оценки и землеустройства по Уральскому и Приволжскому федеральным округам - филиалом Федерального государственного унитарного предприятия "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации".
Работы по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов проводились в соответствии с Методическими указаниями.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 59:01:4411058:194 и 59:01:4411058:200 Управлением Росреестра по Пермскому краю в Министерство по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, являющееся заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земельных участков, была предоставлена информация о разрешённом использовании земельных участков, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости: под промышленные предприятия и коммунально-складские организации III класса вредности.
Представленная оценщику информация подтверждается кадастровыми паспортами земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 29 марта 2012 года, и соответствует сведениям о разрешённом использовании земельных участков, указанным в свидетельствах о государственной регистрации права собственности на них.
Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4411058:194 и 59:01:4411058:200 были включены в зону ПК-3: "Зона производственно-коммунальных объектов III класса вредности", определённую Правилами землепользования и застройки города Перми, утверждёнными решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 г. N 143, применительно к которой пунктом 52.5 данных Правил в качестве основного вида разрешённого использования установлен такой вид, как промышленные и складские объекты III класса вредности.
В настоящее время, исходя из информации, содержащейся в кадастровых паспортах спорных земельных участков, они на основании решения Пермской городской Думы от 28 января 2014 г. N 5 входят в территориальную зону ПК-4 "Зона производственно-коммунальных объектов IV класса вредности, применительно к которой в качестве основного вида разрешённого использования земельных участков установлен такой вид, как промышленные и складские объекты IV класса вредности.
При таком положении суд первой инстанции правомерно указал, что расположение на спорных земельных участках автомобильных дорог не является основанием для применения удельных показателей, соответствующих 13 виду разрешённого использования. Применение же положений пункта 15 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утверждённого приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 508, на который ссылается Общество в обоснование заявленных требований, возможно только при отсутствии установленного вида разрешённого использования. Между тем таковой в отношении спорных земельных участков установлен.
Статья 16 Федерального закона N 221-ФЗ предусматривает осуществление кадастрового учёта в связи с изменением разрешённого использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учёта документов. Таким образом, при условии состоявшегося изменения фактического использования земельного участка, изменение разрешённого использования данного земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учёта изменений этого объекта недвижимости, с соблюдением установленных требований.
Судом установлено, что Общество, являясь собственником спорных земельных участков с 2012 г. (на основании договоров купли-продажи от 1 июня 2012 г. и от 15 августа 2012 г.), не воспользовалось своим правом на изменение вида разрешённого использования земельных участков в соответствии с градостроительным законодательством, что явилось бы основанием для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости.
Следовательно, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности и незаконности судебного постановления несостоятельны, поскольку они основаны на неверном толковании действующего законодательства, выводов суда не опровергают и не являются основаниями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством, для отмены судебного постановления.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 25 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "ВЕЛТА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 44-АПГ15-16
Текст определения официально опубликован не был