Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 49-АПГ15-42
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александров В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.,
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Терентьеве Е. об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Терентьеве Е., собственник земельного участка с кадастровым номером ... площадью ... кв. м, расположенного по адресу: Республика ..., ... район, г. ..., ул. ..., категория земель - "земли населённых пунктов", с видом разрешённого использования - для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений, обратился в суд с заявлением (с учётом уточнённых требований) об установлении кадастровой стоимости этого участка, равной его рыночной стоимости, в размере ... руб., определённой по состоянию на 21 января 2014 г.
Заявитель полагал, что установленная кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что затрагивает его права и экономические интересы.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2015 г. заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает необходимым оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка, которая устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей указанного федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении, в том числе и вопрос об установлении рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 мая 2015 г. по делу назначена экспертиза, согласно заключению которой рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 21 января 2014 г. определена в размере ... руб.
Доказательств недостоверности заключения об определении рыночной стоимости земельного участка в материалы дела не представлено.
Оценив представленное заключение эксперта, а также имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, должна быть определена по состоянию на 22 января 2014 г., является несостоятельным.
Статьёй 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтённых объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее не учтённом объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названных случаях является дата внесения сведений о нём в государственный кадастр недвижимости, повлёкшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с данной статьёй.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка, датой внесения сведений о нём является 21 января 2014 г.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения суда не имеется.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 49-АПГ15-42
Текст определения официально опубликован не был