Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 56-АПГ15-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Меркулова В.П.
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям Ивановой Т.И. и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края от 29 октября 2014 г. N 48/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения" по апелляционной жалобе Департамента по тарифам Приморского края на решение Приморского краевого суда от 19 июня 2015 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Ивановой Т.И., представителя заявителей Перовой Н.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомхоз" и гражданка Иванова Т.И. обратились в Приморский краевой суд с заявлениями о признании недействующим постановления Департамента по тарифам Приморского края (далее - Департамент) от 29 октября 2014 г. N 48/4 "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях для потребителей Ярославского городского поселения".
В обоснование своих требований заявители ссылались на то, что обжалуемое постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, регламентирующим порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию, устанавливает завышенный норматив потребления по отоплению, что приводит к нарушению прав при расчетах за поставляемую услугу.
Решением Приморского краевого суда от 19 июня 2015 г. заявленные требования удовлетворены. Постановление Департамента от 29 октября 2014 г. N 48/4 признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу Заявитель апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, как незаконное, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований, полагая, что нормативы определены в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 (далее - Правила N 306).
Департамент по тарифам Приморского края, КГУП "Примтеплоэнерго", прокуратура Приморского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На территории Приморского края обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Администрации Приморского края от 6 августа 2007 г. N 214-па возложена на Департамент.
Текст оспариваемого постановления Департамента опубликован 31 октября 2014 г. в издании "Приморская газета", N 121 (986).
Согласно Правилам N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод в случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Как установлено судом первой инстанции, при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях 1, 2, 3, 4, 5- этажных многоквартирных жилых домов до 1999 года постройки для потребителей Ярославского городского поселения Приморского края расчетным методом использованы данные, представленные организацией по теплоснабжению в отношении 1, 2, 3- этажных домов. Невозможность применения метода аналогов и применение расчетного метода подтверждены отсутствием условий представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Следовательно, Департаментом правомерно не применен метод аналогов для определения норматива потребления коммунальной услуги по отоплению для 1, 2, 3- этажных домов.
Вместе с тем расчетный метод при определении нормативов потребления коммунальных услуг не является произвольным и должен подтверждаться достоверными и достаточными фактическими данными.
Пункты 43-51 Правил N 306 устанавливают условия определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением расчетного метода в многоквартирных домах или жилых домах.
Приложение к указанным Правилам (пункты 18, 19) содержит формулу, по которой определяется норматив потребления коммунальной услуги по отоплению расчетным методом и в которую в качестве обязательных составляющих входят показатели среднесуточной температуры наружного воздуха за отопительный период, расчетная температура наружного воздуха в целях проектирования систем отопления.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению рассчитаны Департаментом на основании метеорологической информации ФГБУ "Приморское УГМС" от 17 июля 2012 г., в которой отсутствуют сведения об основных климатических параметрах среднесуточной температуры наружного воздуха после указанной даты. Доказательств того, что запрашивалась какая-либо иная информация из гидрометеорологической службы за предыдущие пять отопительных периодов подряд, как этого требует пункт 44 Правил N 306, материалы дела не содержат.
Департаментом также не представлены фактические данные о том, что при определении норматива потребления дифференцировано учитывались различия в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства 1, 2, 3- этажных многоквартирных жилых домов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу и о том, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению для пятиэтажных многоквартирных жилых домов регулирующий орган необоснованно применил расчетный метод, не доказав невозможность применения метода аналогов и совершения последовательных действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, с учетом дифференцированного подхода.
Доводов, которые могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 19 июня 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по тарифам Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 сентября 2015 г. N 56-АПГ15-36
Текст определения официально опубликован не был